Православие.Ru | Архимандрит Феофил (Пэрэян) | 04.08.2014 |
Святой Илия — строгий святой
Этот праздник — единственный во всем месяцеслове, посвященный ветхозаветному святому. Конечно, мы почитаем и других святых и праведников Ветхого Завета, пророков (пророка Исаию, пророка Иеремию, пророка Иезекииля, пророка Даниила и пророка Моисея), но не посвящаем им особого празднества, а лишь в определенный день поминаем их.
Святой пророк Илия — ветхозаветный человек, избранник Божий, которого наша Святая Церковь предлагает нам для чествования и празднования. К тому, что предлагает нам наша Святая Церковь для чествования святых, мы добавляем наше внутреннее чествование.
Наша Церковь предлагает нам литургические тексты, то есть последования богослужений, которыми мы приглашаемся к чествованию святых, на этот раз — к чествованию святого Илии. Существует и другое почитание, которое совершает верующий народ, не основываясь на Божественном Писании и литургических текстах.
Пророк Илия — это святой, которого люди считают суровым и которого боятся. Откуда, однако, идет этот страх? В представлении нашего народа Илия Пророк видится как возмущающий бури, как разверзающий громы, как испускающий молнии, а это, конечно, явления, вносящие некоторое беспокойство в души людей. И если святой Илия испускает бури, громы и молнии, тогда действительно естественно, что кто-то боится его.
Правда заключается в том, что громы и молнии не имеют никакой связи со святым Илией, но поскольку он вознесся от мира сего на небо в огненной колеснице, запряженной огненными конями, то люди провели связь между земными колесницами и той колесницей, которая унесла святого Илию на небо. Существует предание, утверждающее, что святой Илия вознесся на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Так это понял пророк Елисей, таким увидел пророк Елисей вознесение на небо святого пророка Илии[1]. И потому люди провели связь между колесницей, на которой вознесся на небо святой Илия, и тем грохотом, который рокочет, когда разверзаются громы, как будто святой Илия едет где-то в вышине на колеснице, на которой вознесся на небо.
Потому и побаиваются святого Илию. Люди стараются не работать в Ильин день, чтобы с ними чего-нибудь не случилось, чтобы их не потопил святой Илия. Когда я был маленьким, мама — да упокоит Бог ее душу — говорила нам, что святой Илия никогда не знает, когда его день, потому что, говорила мама, если бы святой Илия знал, когда его день, то разверз бы такие громы и молнии, что земля сотряслась бы. Поэтому он спрашивает у Бога, когда его день, а Бог, когда приближается день святого Илии Пророка, говорит ему: «О, Илия, еще далеко до этого дня!» А святой Илия всё ждет, когда придет его день, и снова спрашивает Бога: «Господи, еще не наступил мой день?» А Бог отвечает:
«Эх, Илия, он уже давно прошел!»
Это народное верование, так люди думают о святом Илии.
Но святой пророк Илия действительно суровый святой, решительный святой, святой, о котором известно, что он повелел перерезать всех, кто не держался веры Израилевой[2], — и это сегодня кажется странным. Однако мы кое-что забываем. Мы забываем, что святой Илия хотел покончить со злом в этом мире, что он хотел пресечь зло в самом корне. И святой Илия, когда думал истребить не поклонявшихся Богу, идолопоклонников, думал истребить не только идолов, то есть представления людей, но и тех, кто учил людей поклоняться идолам. Может, отсюда и проистекает мысль, что святой Илия — суровый святой.
Пророк Илия (фрагмент фрески Преображение Господне)
Святой Илия Пророк в Новом Завете
Из всех ветхозаветных людей святой пророк Илия упоминается в Евангелиях и новозаветных писаниях святых достаточно часто. Упоминался он и на этой Святой Литургии, в Святом Евангелии, что много вдов было в Израиле во дни Илии, а только к одной, из Сарепты Сидонской, был послан святой Илия и что много прокаженных было при пророке Елисее, но только один был исцелен силой Божией, данной Елисею[3].
Мы знаем также, что святой Илия, такой суровый, каким он был, был принят Господом нашим Иисусом Христом в свидетели Его Преображения[4]. Присутствовали при этом также и Моисей и три апостола Христа Господа: Петр, Иаков и Иоанн. Это значит, что Илия, такой суровый, каким он был, такой решительный, готовый пресечь зло в самом корне, был угоден Богу.
Дух и сила Илии упомянуты в связи со святым Иоанном Крестителем. Ангел-благовестник, когда возвестил отцу святого Иоанна Крестителя, что у него будет ребенок и что он наречет его Иоанном, то сказал ему, что он будет идти перед Господом в духе и силе Илии[5]. То есть он будет решительно против зла — вот что значит идти перед кем-то в духе и силе Илии.
В Святом Евангелии от Марка сыны Зеведея, святые апостолы Иаков и Иоанн, названы «сынами громовыми»[6]. Однажды, видя, что некие люди из Самарии не пожелали принять Господа Иисуса Христа и дать Ему передохнуть в своем селе, Иаков и Иоанн, «сыны громовы», сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9: 54). Если ученики сказали «как Илия сделал», то они думали о святом Илии как о человеке, противоборствующем тем, кто совершает зло, тем, кто не делает добра. Они подумали, что если эти люди не приняли Господа Христа, значит, им нужно погибнуть.
А Христос Господь не сказал так, возлюбленные верующие. Христос Господь близок нашему сердцу, Он ближе, чем святой Илия, — это надо признать.
Будем истреблять зло в себе с ревностью святого пророка Илии
Нам по душе святой Илия, его ревность. Нам было бы по душе, если бы и у нас была ревность святого Илии к истреблению зла, особенно к истреблению зла в себе. Будем же истреблять ненависть в себе, будем истреблять мстительность в себе, будем истреблять гнев в себе, будем истреблять нерешительность в себе, будем истреблять противление добру, имеющееся в нас, будем истреблять злобу в самом корне, в каком бы виде она ни была.
Вместо гнева будем иметь кротость, вместо гордости — смирение, вместо лени — трудолюбие, вместо алчности — пост, вместо распущенности — воздержность, будем утверждаться в добре, потому что так хотел Христос Господь.
Однако Христос Господь не хочет, чтобы мы были истребителями людей. Христос Господь не поставил нас судить, кто хорош, а кто плох, кто должен жить, а кто умереть. Бог велел нам быть доброжелательными, снисходительными, прощающими, и поэтому Христос Господь на вопрос двух учеников Своих, «сынов громовых»: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» — Христос Господь ответил: «Не знаете, какого вы Духа!» (Лк. 9: 55). То есть: «Если вы хотите совершить нечто подобное — уничтожить людей, сделать так, чтобы люди погибли, пусть даже они и не принимают Меня, — вы не имеете Моего духа, вы не Моего духа, вы такие люди, которых Я не желаю».
Итак, возлюбленные верующие, мы чтим святого Илию, потому что он чтит Церковь, мы чтим святого Илию, потому что Церковь предлагает нам его для почитания, но мы не как святой Илия и не хотим быть как святой Илия — мы хотим быть как Христос Господь. Мы хотим быть снисходительными, хотим быть прощающими, мы хотим быть милующими, хотим быть понимающими немощь человеческую, хотим быть человеколюбивыми, как Бог, хотим быть терпеливыми, потому что Христос Господь сказал нам: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10: 22).
Однако в том, что касается настроя нашей души, нам следовало бы быть как святой Илия. Не думать о том, как поступают те или другие, а думать о себе, о том, что делаем со злом мы, думать о том, как устранить зло добром. «Не будь побежден злом, — писал святой апостол Павел верующим христианам в Рим, — но побеждай зло добром» (Рим. 12: 21).
Пророк Илия и вдова Сарепта. Бернардо Строцци.
Разумеется, у святого пророка Илии были и черты доброжелательности, коль скоро он был послан Богом ко вдове в Сарепту Сидонскую. Он помог этой вдове, когда у нее умер ребенок, оживив его. Всё это о святом Илии, и всё это мы должны иметь в виду, когда речь заходит о нашем почитании, о нашем праздновании святого Илии.
Не будем же бояться его и его суровости, покуда мы с Господом Христом, ибо Господь Христос не попустит нам сделать то, что сделал Илия. Имел Илия в свое время свою ревность — Бог да примет его ревность, да утвердит Бог и нас в ревности к истреблению зла, нас, таких нерешительных, когда речь заходит о том, чтобы устранить зло. Задумайтесь, возлюбленные верующие, кто из вас не лелеет зло и не поступает так, что ему лучше огорчить Бога, чем огорчить человека! Часто мы не устраняем зла из своей души и из жизни окружающих нас, чтобы они не огорчились. Святой Илия был не таким. Святого Илию не интересовало, кто огорчится, а кто не огорчится, он хотел ввести Бога в среду людей, Бога, Который является и Карателем грехов, а не только их Разрешителем.
Имейте в виду, что именно Христос Господь сказал Петру: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 19). Значит, Он дал не только власть разрешать, Он дал и власть связывать. А почему? Потому что зло, если ты даешь ему возрастать, растет и в конце концов берет власть над тобой. И не только берет власть, но и изменяет ум человека. Ум, понимающий дела Божии, он делает умом, противящимся Богу. «Ум такой ловкий, — говорил отец Арсений, — что может доказать как хорошее, так и плохое применительно к одному и тому же». И еще говорил батюшка: «В кривом уме и ровное искривляется!»
Итак, действие греха — это то, что искривляет ум, что искривляет ум ко злу, то, что заставляет человека называть зло добром и добро злом.
Святой Илия был решительным. Он сказал: «Бог должен быть Победителем в этом мире; покончим раз и навсегда с людьми, противящимися Богу». Разумеется, мы так не говорим. И не говорим так потому, что не имеем духа и силы Илии, поскольку не назначены на это делание. Но в любом случае нам нужно покоряться Богу, учению Господа Христа, нужно — столько, сколько можем, — стараться устранять зло из себя и нашего окружения, а где не можем, там будем просить помощи у Бога, чтобы Он победил злобу в мире сем.
Возлюбленные верующие! В Послании святого Иакова говорится о святом Илии, что он пребывал в слабости — он тоже был как мы, — но помолился Богу, и не было дождя три года с половиной, а затем снова помолился на пользу людям, во благо людей[7]. Позаимствуем же у святого Илии то, что мы можем сделать и что отвечает нашему естеству, нашему христианскому пониманию. Итак, если Господь наш Иисус Христос сказал тем двоим: «Не знаете, какого вы Духа!» (Лк. 9: 55), — то научимся у Христа Господа быть как Илия только тогда, когда речь заходит о зле в нас самих, о зле, которое надо уничтожить.
Будем добрыми со злыми людьми
Будем понимающими, будем прощающими, будем стараться улучшить их, помочь им быть хорошими, а не уничтожать. Это не наше дело — поступать так, как поступал Илия. Суд принадлежит Богу, отмщение принадлежит Богу. Мы не молим ни о суде, ни об отмщении, а просим милости Божией повсюду и просим помощи Божией.
Будем же чествовать святого пророка Илию — ревнителя Бога ради — и будем думать: как хорошо, что и он был при Преображении Господа Христа в Свет.
Будем стремиться, возлюбленные верующие, как почитатели святого Илии, стяжать ревность о добре, ревность в душах наших, ревность о том, чтобы уничтожить злобу в себе и больше не быть злыми. Будем видеть злобу в нас самих и знать, что, чтобы уничтожить ее, следовало бы прийти святому Илии Пророку. И будем даже молить Бога, чтобы Он послал святого Илию навести порядок в наших душах, в нашей жизни.
Вознесся святой Илия на небо, и мы не знаем места святого Илии в этой вселенной, не знаем, где место святого Илии в мире сем. В любом случае он превыше мира сего, поскольку жил жизнью, более тяготеющей к Богу, чем к миру сему. Потому Бог и определил, чтобы он более не оставался в мире сем и обитал где-то превыше мира сего.
Будем же стараться и мы жить жизнью выше мира сего. Не будем оставаться неблагодарными, когда кто-нибудь, нам на добро, вмешивается в нашу жизнь с мыслью сделать нас лучше и угодней Богу. Будем и мы нести труд по улучшению окружающих нас, во славу Божию и на радость святому Илии и всем святым, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
[1] См.: 4 Цар. 2: 11.
[2] См.: 3 Цар. 18: 19, 22, 40.
[3] См.: Лк. 4: 25−27.
[4] См.: Мф. 17: 3.
[5] См.: Лк. 1: 17.
[6] См.: Мк. 3: 17.
[7] См.: Иак. 5: 17−18.