Пемптусия | 31.07.2014 |
Отец Василиос Фермос отвечает на вопрос слушателя своего доклада «Переходный возраст: ложное понимание» в Молодежном центре дополнительного образования острова Сирос.
— Верите ли вы в то, что человек должен ежедневно распинаться, будь то внутри семьи, общества или истории в целом, до конца жизни, ожидая своего воскресения в вечной жизни?
— Я бы хотел несколько сместить центр тяжести вашего вопроса от того, когда наступает воскресение в вечность, к тому, как нам следует понимать само Распятие. Я начну издалека, так как на своем опыте знаю, как неверно используют понятия «распинание» и «крест» внутри семьи. Давайте не будем забывать, откуда мы заимствовали это слово. Оно непосредственно связано с Крестом Христовым, который, являет собой предел страдания и боли абсолютно безгрешного человека, неповинного в том, что с ним происходит. Я считаю, что слово«крест» может нами использоваться в значении «это мой крест», когда человек находится в ситуации, над которой он не властен и не может повлиять на происходящее. Скажем, неожиданно умирает или заболевает тяжелой болезнью наш близкий — это крест, так как такая ситуация всегда отражается на окружающих. То же самое — трудности с детьми или с нашим собственным здоровьем и многие другие серьезные проблемы. Но называть «крестом», как это часто случается, плохое поведение супруга или супруги, когда я сам участвую в этой ситуации на 50, 60, 70% и даже усугубляю ее, — это не просто ошибка, это кощунство по отношению к Кресту.
Опыт супружеских отношений показывает, что мы в большой степени ответственны за недостойное поведение другого, даже если не отдаем себе в этом отчета. Я уже затрагивал эту тему, говоря мт кризисе в браке, когда наша вторая половина становится для нас врагом, виновным во всех сложностях: «Он такой-сякой! Конечно, я тоже не идеален, но все проблемы создает он, такой уж у него характер». При этом мое собственное поведение может раздражать, душить, приводить в безвыходное положение другого человека и заставлять реагировать так, как он умеет, — с помощью крика, злости, брани. Но это слишком серьезная тема, чтобы рассматривать ее сейчас на примерах и понять, как мы можем воздействовать на поведение другого человека. Я затронул ее с тем, чтобы обратить ваше внимание на то, что не следует бездумно использовать слово «крест». Если мы исключаем из сферы нашего внимания подобные житейские ситуации, то не следует говорить о последующем Воскресении. А если говорить, то с пониманием значения Креста. Знаете ли вы, чем является наш собственный крест? Это способность понять суть происходящего с нами и изменить свой характер. В этом смысле понятие «наш крест» совпадает с понятием «Креста Господня». Таким образом, акценты меняются, и мы не говорим более «мой крест — это мой супруг», но «мой крест — это я сам, со всеми моими недостатками».
Так утверждали святые. Они считали, что живут в раю, и вся проблема в них, что только они наделены страстями и грехами. Нам до этого далеко, но, хотя бы, не надо использовать слово «крест» по отношению к нашим семейным конфликтам. Если мы будем рассуждать таким образом, то придёт и Воскресение, которое возможно и не выражается в форме наглядного изменения нашего характера или семейных отношений — хотя иногда случается и такое — но оно будет для нас постоянное и спокойное утешение, помощь и поддержка, которую Господь ниспосылает нам своей благодатью.
Источник: «Для жизни и для семьи», Молодежный центр дополнительного образования острова Сирос, 2000 г.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия»
|