Русская линия
Gorod. lv Георгий Шабалин19.03.2005 

Тайны масонства. Великая ложа Латвии

Самое тайное и закрытое общество приоткрыло двери в сферу своей деятельности в нашей стране Не секрет, о масонах у нас знают мало. Но особенно плохо то, что даже имеющиеся знания представляют собой чудовищную смесь полуправды с выдумками и явной ложью. Телеграф попытался приподнять занавес над этой таинственной, малоизученной и скандальной темой

Тем более что и повод появился. Это две выставки, рассказывающие о деятельности масонов в Латвии: в Колонном зале Музея истории Риги и мореходства — «Масонство: «за» и «против» (до 2 октября), а в Национальной библиотеке — выставка книг о масонстве (до 2 апреля).

Если человек захочет найти ответ на вопрос, что такое масонство, на этих выставках он его, скорее всего, найдет. Но потратит очень много времени. Со знающим человеком это сделать легче. Моим Вергилием в мире масонов согласился стать Андрис РУГЕНС, заместитель Великого магистра Великой ложи Латвии.

Познай самого себя

— Итак, масоны решили приподнять занавес над своей деятельностью. Что же вас подтолкнуло к этому?

— Во-первых, времена нынче такие — открытые. Во-вторых, у нас была создана Великая ложа Латвии. Впервые в истории страны. Создали ее два года назад на основе трех лож, которые уже существовали в Латвии. К двухлетнему юбилею нам предложили показать себя, провести конференцию в рамках Forum masonicum Balticum. Но, учитывая надвигающиеся муниципальные выборы, мы опасались, что обязательно возникнет жупел «проклятого жидо-масонства», завопят, что, мол, масоны выбирают нового мэра Риги и решают вопрос, что делать с Лембергсом и Боярсом. Не надо быть пророком, чтобы это понять. Поэтому мы решили рассказать обществу о масонах, но с позиций культурных. Ведь в Латвии никогда не было объективной информации о нас. Мы ее дали.

Кстати

Слово «масон» в переводе с английского и французского означает «каменщик», а с определением «франк» — «свободный каменщик». Известно с XIII века. Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник.

— Для такого, как ваше, скрытно-закрытого общества, и это достаточно много.

— В том, что масоны скрытны, вина общества, которое не хочет в этот вопрос углубиться, разобраться, что это за люди. В этой проблеме очень много политических спекуляций. Но я не очень согласен с той таинственностью, которую относят к масонам. Масонство ведь, прежде всего, является не тайным обществом, а закрытым. Стать членом масонской ложи можно по приглашению (нужны две рекомендации), соответствуя определенным личностным требованиям. Это легальная организация. Тайна масонства состоит в том, что они не допускают посторонних людей на свои ритуальные собрания. Эта тайна связана с психологией людей. Больше ни с чем. Это не кровавый, как думают, ритуал, в нем нет жертвоприношения детей. Он лишь рассчитан на внутренние переживания человека. Центральный девиз масонства — «Познай самого себя».

А тому, что масоны до сих пор себя не афишировали, есть две причины: первая — такие организации никогда не будут массовыми, как профсоюзы, например. Это путь человека к самому себе. Один идет к себе через религию, другой — через определенную идеологию, третий — через общественную деятельность. Масонство — один из многих путей. Естественно, такие вещи не тиражируются массово. Йога ведь тоже никогда не будет массовой продукцией. Можно блестяще аргументировать, как она полезна для здоровья, но так или иначе ею будет заниматься ограниченный круг людей.

Вторая причина — определенное отрицательное мнение общества о масонах. На чем оно основано, это другой вопрос, но поэтому многие люди боятся раскрыться и сказать: «Да, я вольный каменщик!», вдруг на работе криво посмотрят, в газете пропишут… Трудно переубедить людей

— И вот вы наконец рассказали, объяснили. И теперь народ к вам повалит…

— Да не ставили мы цели завлечь к нам массы. Масоны все-таки закрытое общество. Но могу сказать, что после конференции и посещения выставки человек 10 из моих знакомых сказали: «Хм, надо подумать». О’кей, пусть думают.

Масонами были:

Артур Конан Дойл, Наполеон Бонапарт, Редьярд Киплинг, Иоганн Гете («Фауст», по сути, философия масонов), Марк Твен, Симон Боливар, Вальтер Скотт, Уинстон Черчилль, Дюк Эллингтон, Кемаль Ататюрк, Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру, Оскар Уайльд, адмирал Нельсон, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, философы — Лессинг, Монтескье, Вольтер, Руссо, Кант.

Вацлав Гавел, Жак Ширак — из масонов сегодняшних.

О скрытом влиянии на политическую жизнь

— Многие считают, что масоны хотят править миром. Приписывают им все мыслимые и немыслимые грехи.

— Это лишь свидетельствует о том, что люди не знают, о чем говорят. Некоторые мои знакомые даже йогу считают дьявольской вещью. Если человек, не знающий сути дела, будет смотреть, как выполняются тантрические ритуалы, то у него может создаться крайне неблагоприятное впечатление. То же и с масонством: люди даже не подозревают, что это такое. Лозунг Великой ложи — «Свобода, Равенство, Братство». Когда меня принимали в масонство и надели на голову цилиндр, то сказали, что это символ свободного человека и я не должен его снимать ни перед одним человеком в мире, только перед Богом. Потому что все люди равны.

— А как быть с пресловутым скрытым влиянием масонов на политические процессы?

— На этот вопрос трудно ответить однозначно. В масонство ведь приходили уже во многом реализовавшие себя люди, но продолжавшие искать ответы на глобальные вопросы — о смысле жизни, существования, смерти. Как следствие, вырабатывалось определенное — отрицательное — отношение к тирании. Но протест был не потому, что человек состоял в ложе, а потому, что этот человек чувствовал моральную обязанность заступиться за слабого, выступить против тирана. Поэтому многие масоны действительно были связаны с политикой, революционной идеологией, становились народными героями. Дантон во Франции, Хосе Марти на Кубе (масонство здесь никогда не было под запретом), Джузеппе Гарибальди в Италии, Симон Боливар в Южной Америке, Лайош Кошут в Венгрии, Тадеуш Костюшко в Польше, в России Борис Савинков и Александр Керенский.

100 человек — примерно такое количество масонов имеется в Латвии. Всего же, по сведениям самих масонов, в этой тайной организации состоит около 6 млн. человек.

Интервью в интерьере

Немалая часть нашей беседы с Андрисом Ругенсом прошла в Музее истории Риги на фоне масонской атрибутики, в обстановке, по мере возможности напоминающей храм масонов. Колонны, алтарь, подиум с креслом великого мастера ложи и его помощников надзорников, три подсвечника… Еще бы специальный ковер на пол да звездное небо над головой, получилась бы полная иллюзия храма. Но этого пока нет. По стенам — стенды с масонскими раритетами и эксклюзивными экспонатами (один документ с подписью Калиостро чего стоит!), эскизы Мстислава Добужинского к поставленной в Национальной опере «Волшебной флейте» Моцарта, а с панно на стене на все это смотрит «прописанный» здесь постоянно с XIX века Петр Первый. Говорят, и он был масоном…

Со слов Ругенса я узнаю, что масонство в Латвию пришло в 1750 году. Первая ложа, она называлась «Северная звезда», находилась на ул. Пейтавас, 9/11. Этот дом и сейчас стоит. Всего в стране до сего дня было 32 ложи. Сегодня их три плюс одна Великая ложа да официальное масонское общество. Масонами являлись жившие в Риге немцы Гарлиб Меркель (первый переводчик Библии на латышский язык) и преподававший в школе Домского собора философ-просветитель Готфрид Гердер. Были у Латвии масон-президент (Земгалс) и три министра иностранных дел (Вилюмс, Зариньш, Мунтерс). Был, наконец, и запрет масонства Карлисом Улманисом…

Ну, а женщины?..

— Животрепещущий вопрос: почему в масонских ложах нет женщин?

— Так сложилось исторически. Ведь одним из источников масонства является орден храмовников (те самые тамплиеры). А среди рыцарей женщин не было. Как, впрочем, и среди вольных каменщиков, которые являются другой составной частью масонства. Хотя в наше время есть женские ложи, есть даже Великие женские ложи. Их, правда, не признают в Англии, оплоте традиционного масонства, считая такие ложи нерегулярными. Имеются и смешанные ложи. В США и Франции. Но не исключено, что первую смешанную ложу образовал в Митаве (ныне Елгава) тот самый Алессандро Калиостро, который для нее разработал ритуал посвящения из 99 ступеней…

«Братские» объятия

Как и все человечество, жителей Латвии условно можно разделить на две категории: тех, кто верит в гипотетический заговор масонов, и тех, кто считает разговоры об их всесилии совершеннейшей ерундой. Примерно два года назад случилось так, что первая точка зрения получила весомое подкрепление. Телеканал LNT в одной из своих передач рассказал о том, что, дескать, Латвией с 1995 года правит тайное сообщество, в которое входят влиятельные политики, банкиры и чиновники. Принципы организации и деятельности этой организации якобы вполне масонские, однако объединяют они себя все-таки не в ложу, а в нечто более скромное под названием «братство».

В него, по сведениям, которыми располагал канал, входили такие известные политики, как Андрис Шкеле, Эдмунд Крастиньш, Гундар Берзиньш, экс-директор Агентства приватизации Янис Наглис, бывший госсекретарь Министерства внутренних дел Андрис Старис, адвокат Андрис Грутупс, банкир Инесис Фейферис, депутат (тогда) Рижской думы Олег Батаревский, руководители потребительского общества Tur? ba Ивар Страутиньш и Атис Сауснитис, представители некоторых общественных организаций. Обычно встречи «братьев» проходят тайно. Одна из них, состоявшаяся в старинном Яунмокском замке, была зафиксирована. Оказавшиеся в распоряжении LNT аудиозаписи собрания доказывали, что латвийские «неомасоны» решают государственно важные вопросы, стремясь внедрить преданных им людей на ключевые посты в учреждениях всех ветвей власти.

Интересно, что опровержений о «тайных правителях» Латвии после этого не последовало, а упомянутые в передаче лица встретиться с журналистами и поговорить «за масонов» отказались. Тогдашний премьер-министр Андрис Берзиньш (он, по словам Айвара Лембергса, также состоит в этом «братстве») через своего пресс-секретаря заявил, что «не информирован» о существовании такой организации.

Лембергс и масоны

Мэр Вентспилса здесь упомянут вовсе не случайно. Он в этой истории лицо заинтересованное. В передаче Лембергс недвусмысленно заявил, что сказанное — «стопроцентная правда» и что его приглашали присоединиться к масонам, конкретно к так называемой «группе Грутупса». Но он отказался. По мнению Лембергса, мощь влияния «группы Грутупса», которая существует с 1992 года, причем ее рупором является главный редактор газеты Diena Сармите Элерте, подтверждают, в частности, «вечные победы Грутупса в суде, незаменимость Наглиса, безнаказанность Шкеле, удивительная стабильность Крастиньша». Андрис Берзиньш, по словам Лембергса, беспрекословно выполнял все данные ему тайным сообществом поручения. Ни одно серьезное правительственное решение не принимается без ведома масонов, уверял тогда мэр Вентспилса.

Полутайное прошлое президента

И еще одна как бы сенсация. О ней в свое время сообщила газета Vakara Zi? as. Оказывается, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга когда-то входила в число сторонников полутайного ордена розенкрейцеров. И, как пишет газета, «знатоки масонских дел считают, что именно поэтому она имеет довольно свободный доступ к президенту США и лидерам других государств».

— Сначала я, потом мой муж Имант, а со временем и дочь Индра включились в деятельность ордена Креста Розы (розенкрейцеров), начали следовать его программе с медитациями и упражнениями. Все-таки в течение всей своей взрослой жизни я параллельно научной работе была практикующим мистиком — человеком, который развивает мистицизм не как интеллектуальное направление, а как практику, которая ориентирована на тренировку состояния сознания, упражнения, развитие интуиции. Какое-то время я была в ордене мартинистов (тоже близких масонам. — Авт.), позже училась йоге, — рассказывала о себе Вайра Вике-Фрейберга в 1993 году. Тогда, впрочем, так и не удалось выяснить, поддерживает ли и сегодня глава государства связи с общинами мистиков, принимает ли участие в их тайных ритуалах. На этот вопрос Вайра Вике-Фрейберга газете просто не ответила.

В Средние века розенкрейцеры являлись настоящим орденом, но позже он был уничтожен и возродился (в XIX веке) в форме общности мистиков. Сегодня орден розенкрейцеров непосредственно не связан с масонами. Он вполне самостоятелен. Кстати, алхимики Средневековья в основном розенкрейцеры. На вопрос, не проявляла ли Вайра Вике-Фрейберга интереса к латвийским масонам, Андрис Ругенс ответил так: «А что она у нас может делать? Мы можем пригласить ее как президента страны на банкет, но не принять в ложу».

Музыка для ложи

Крупнейшие композиторы XVIII века Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Йозеф Гайдн, Луиджи Керубини, император Фридрих Великий (да, да!) оставили целый ряд произведений, предназначенных специально для исполнения в ложах. Особенно значителен вклад Моцарта. Его «Волшебная флейта», написанная для венской ложи «Милосердие», в которую он входил, — своего рода гимн масонству и остается до настоящего времени одной из самых сценических опер мирового репертуара. Композиторы-масоны — это вообще отдельная песня. Добавьте к вышеупомянутым Людвига ван Бетховена, Камиля Сен-Санса, Ференца Листа, Шарля Гуно, Джакомо Пуччини, Яна Сибелиуса (он был Великим магистром финской ложи), Сергея Рахманинова и получите (далеко не полный) список людей, потрудившихся на ниве музыки.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика