Washington ProFile | 18.03.2005 |
Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Казахстане?
Марта Брилл Олкотт, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир:
Условия, сложившиеся в Казахстане, значительно отличаются от условий, сложившихся в «дореволюционных» Украине и Грузии. Хотя оппозиция в Казахстане существует и, можно сказать, что она такого же рода, как и оппозиции в Грузии и Украине. В Казахстане можно было наблюдать раскол внутри руководящей элиты. Особенно четко это проявилось в ноябре 2001 года, когда начали звучать требования проведения новых демократических реформ. Однако раскол не зашел слишком далеко. В Казахстане оппозиция не является нелояльной, скорее она полулояльна к правительству. Да и многие из оппозиционеров вполне готовы сотрудничать с нынешними властями. Оппозиция не смогла, а может и не захотела, сыграть роль «искры» для процессов гражданского волнения в Казахстане.
После развала СССР многие предрекали рост напряженности между этническими русскими и казахами — к счастью этого не произошло. Да, существуют различия, но ни в коей мере не раскол. Некоторые русские уехали из Казахстана, другие, наоборот, нашли свою нишу и начали активно адаптироваться к новым условиям, как, впрочем, и сами казахи. В Казахстане нет такого раскола, который существовал между Востоком и Западом Украины. Кроме того, не было особенного недовольства населения. Экономические условия непростые, но изменения, особенно для людей живущих и в новой, и в старой столице, уже чувствуются — стандарты жизни повысились, появился «средний класс». Именно по перечисленным мной причинам, а именно — из-за отсутствия социального, культурного и экономического раскола в обществе — казахской оппозиции было бы очень трудно кардинально повлиять на ситуацию во властных структурах страны. Среди оппозиционеров, высказывающихся за более открытое общество, борьбу против коррупции, увеличение темпов экономического роста, нет особого желания идти на экстраординарные меры. У них еще есть надежда, что все эти вопросы будут решены правительством: не только потому, что, как говорят, в Казахстане существует полуавторитарный режим, но и потому, что у оппозиции сохраняется некоторое доверие к власти.
Конечно, Казахстан далек от демократии, но, если отдалиться от государственной сферы и политики, то в частном секторе обычные люди не думают о политике. Та часть населения, которая нашла свое место в новых условиях, сегодня довольно спокойно относится к политической системе Казахстана. У тех, у кого есть образование, тоже есть надежда на лучшую жизнь. Естественно, есть часть населения, которая стала бедной, тем не менее пик показателей бедности в стране преодолен. Конечно, в провинции люди, вероятно, еще живут бедно, но они являются политически неактивными и поэтому сами по себе не могут повлиять на политическую ситуацию в Казахстане.
Не скажу, что в Казахстане существует свобода прессы. Конечно, это не Туркменистан или Узбекистан. Однако есть негосударственные организации и независимые, хотя и не политизированные, структуры. После распада СССР казахская пресса была намного интереснее, чем сейчас. И сегодня есть журналисты, которые считают себя независимыми, но не оппозиционными. Многие русскоязычные читатели поймут эту разницу. Таким образом, независимые журналисты существуют, но свободной прессы не существует. Хотя в Казахстане и ведутся дебаты, но только по чисто экономическим вопросам.
Федерик Старр, глава Института Центральной Азии и Кавказа Школы Передовых Международных Исследований имени Пола Нитце Университета Джонса Хопкинса:
С точки зрения экономики, Казахстан вовремя провел много реформ, сотрудничая, в основном, с европейскими и американскими экспертами. Эти реформы позволили создать сильную и функциональную экономику, а не просто нефтяное государство. Показательно, что Казахстан в экономическом плане выглядит почти вдвое лучше России, несмотря на то, что российские резервы нефти и газа превосходят казахстанские. Это произошло потому, что Казахстан более серьезно подошел к процессу реформ, в том числе реформ в юридической сфере, чем Россия. Может быть, это объясняется тем, что Казахстан предпринял кардинальные шаги, в то время, как Россия более рассчитывала на эволюционные процессы. И мы надеемся, что время подтвердит правильность столь оптимистических суждений.
С точки зрения политики, Казахстан является, если угодно, страной с голлистской президентской республикой. В бывшем СССР подобное встречается часто — Россия приняла такую форму власти в 1992 году. Эта система со слабым и неэффективным парламентом и чрезмерно могущественным президентом. Есть серьезные причины считать, что это лишь переходный период. С одной стороны, в Казахстане наблюдается рост влияния политических партий, некоторые из которых, вероятно, имеют неплохие перспективы на будущее. Последние выборы в этой ситуации были однозначно шагом вперед, а не шагом назад. Происходили ли нарушения в процессе выборов? — Конечно! Избирательная комиссия и президент подтвердили это. Вмешивались ли местные власти в процесс волеизъявления? — Да! Но учтите, что прошедшие выборы были явно лучше, чем предыдущие. И это дает основания надеяться на дальнейший прогресс в этой сфере.
Сергей Грецкий, руководитель Программы по Центральной Азии в Институте Дипломатической Службы при Государственном Департаменте США (данное интервью является частным мнением, которое не отражает позицию Государственного Департамента США):
Ситуацию в Казахстане необходимо расценивать в контексте процессов, проистекающих в соседних с ним странах. В то время, как в России происходит возврат к государственному вмешательству в развитие и управление экономикой, а в Узбекистане и Туркменистане реформы просто не проводятся, экономика Казахстана развивается достаточно динамично. Это является результатом проведения последовательных и глубоких институциональных реформ середины 1990-х годов, которые заложили прочный фундамент рыночной экономики. Кстати, господин Илларионов, советник президента Путина по экономическим вопросам, неоднократно заявлял, что Россия должна учиться у Казахстана как проводить реформы.
В политической сфере, в России происходит свертывание демократических институтов и свобод ельцинского периода, в Узбекистане и Туркменистане можно лишь говорить о попытках усиления авторитаризма, а в Казахстане, впервые за время независимости, появились реальные политические партии, что было продемонстрировано во время последних парламентских выборов. И хотя результаты этих выборов не отражают реального распределения политических сил в стране, главное, что политический процесс развивается в направлении политического плюрализма и демократизации. В своем недавнем обращении к гражданам Казахстана президент Назарбаев поставил вопрос о возможных изменениях политической системы и о переходе к формированию правительства парламентским большинством. Это очень смелый шаг, сделанный в правильном направлении.
Анара Табышалиева, глава Института Региональных Исследований:
Сегодня многие говорят о «казахском чуде» — это одна из самых благополучных стран в бывшем СССР. Экономический рост остается достаточно высоким и вероятно останется таковым и в ближайшем будущем. Рост достигается, естественно, за счет экспорта нефти и газа, но также и благодаря своевременным экономическим реформам и частным инвестициям. С другой стороны, рост цен на нефть привел к проблеме появления избыточных валютных запасов. Сейчас в двух столицах Казахстана наблюдается строительный бум, динамично развивается сфера услуг. Появившиеся рабочие места привлекают мигрантов из соседних государств. Положительным явлением считается и появление и укрепление «среднего класса». Благодаря экономическому росту снижается уровень бедности. Доходы достигли почти $ 1.5 тыс. на душу населения и в ближайшем будущем ожидается, что Казахстан будет одним из самых благополучных государств Средней Азии. Мы также видим, что несмотря на быстрое уменьшение бедности, отмечается большой разрыв между различными областями, особенно на юге. И этот разрыв довольно ощутим. Если, например, на севере Казахстана примерно 10% людей живут за гранью бедности, то на юге — больше половины. Подобные различия также сохраняются между городскими и сельскими жителями.
Казахстан — страна с авторитарным режимом. Революции в Грузии и Украине насторожили политическое руководство Казахстана. Свободы СМИ и оппозиции неуклонно ограничиваются. Недавно оппозиционная партия «Демократический Выбор Казахстана» была буквально объявлена вне закона. Правительство стало постоянно вмешиваться в проекты, связанные с энергетическими ресурсами, что может уменьшить объем частных инвестиций в нефтегазовый сектор. Понятно, что эти авторитарные тенденции в значительной мере связаны с возрастающей коррупцией.
Вопрос: Каким может быть будущее Казахстана?
Марта Брилл Олкотт: Возникновение исламского фундаментализма вряд ли возможно в Казахстане. В республике чуть больше половины населения являются мусульманами, но казахи никогда не были религиозными фанатиками. Казахстан является светским государством, где существует официальное равноправие религий. Конечно, в южной части страны люди более верующие. Но исламский фундаментализм никогда не будет угрозой для Казахстана. Хотя нельзя исключать появления некоторой нестабильности на юге страны, особенно у границы с Узбекистаном, обусловленной, так называемым, «мусульманским фактором».
Назарбаев снова пойдет на президентские выборы и снова их выиграет. Оппозиция сегодня пытается найти и выдвинуть общего кандидата, но нельзя сказать, что существует личность, которую оппозиция смогла бы найти для противопоставления Назарбаеву.
Старр: Я думаю, что нынешний президент Казахстана будет вынужден уйти. Но сегодня ситуация остается неясной. Мы не знаем, каким образом пойдет этот процесс. Нельзя утверждать, что дела обязательно пойдут плохо, что будут манипулировать Конституцией и т. д.
Я думаю, мы серьезно недооцениваем хрупкость перехода от первоначального лидера к новому государству. Каждый, кто изучал историю последних дней Джорджа Вашингтона, как президента США, поймет, что США тогда были абсолютно парализованы. Интересно, что в одном из первых проектов Белого Дома предполагалось строительство тронного зала. Вашингтона называли «господином Президентом» только из-за его настойчивых требований. Очень много влиятельных людей требовали, чтобы Вашингтон остался на посту президента и для этого предлагали изменить Конституцию. Вы вероятно знаете, что тогда не существовало никаких временных рамок занятия должности для главы США. Очень трудно переломить традицию.
Поэтому надо быть более терпимыми по отношению к процессам, происходящим в новых государствах. Потому что нынешняя реальность является плодом сложного и долгого процесса, в рамках которого были реформированы коммунистические структуры власти. Они исчезли. Однако переход был нелегким. Что касается Казахстана, мы можем быть разумно оптимистичными, что этот переход пройдет последовательно и мирно.
Грецкий: Из современного мирового политического опыта известно, что при достижении определенного уровня экономического развития и создания мощного «среднего класса», торможение политических реформ чревато внутренними взрывами. Если политические реформы пойдут намеченным президентом Назарбаевым путем, если к мнению политической оппозиции будут прислушиваться, то внутренних конфликтов на политической почве удастся избежать. В противном случае могут возникнуть серьезные внутренние конфликты.
Проблемой является неравномерное распределение экономических ресурсов среди населения. Мы знаем, что последние годы были благоприятными для нефтедобывающих стран. Я думаю, что этим и должно воспользоваться правительство Казахстана для распределения этой прибыли на разные социальные программы и на увеличение доходов населения.
Внутреннюю и внешнюю угрозу представляет распространение исламского экстремизма. Эта угроза наиболее реальна в южных регионах страны, население которых более религиозно. Насколько она реальна, также связано во многом с экономическим благосостоянием и занятостью населения. Если эти проблемы будут решены, то вовлечение населения, и прежде всего молодежи, в ряды экстремистских и террористических организаций можно снизить.
Правительство всерьез работает над программами по развитию отраслей экономики, не связанных с энергетическим сектором. Сейчас сложилась благоприятная ситуация для того, чтобы направить часть финансовых ресурсов на внедрение таких программ в жизнь. Кроме нефтяной, у Казахстана уже есть одна конкурентоспособная отрасль экономики — финансовая. По уровню развития она даже опережает Россию. Это дает Казахстану возможность стать финансовым центром, по крайней мере, Средней Азии, что может стать одним из реальных механизмов региональной интеграции. Кстати, в своем обращении президент Назарбаев очень прямо и открыто заявил, что политическое и экономическое будущее Казахстана, его независимость, возможны только через региональную интеграцию, предложив создание Союза Среднеазиатских государств. Казахстан может уверенно смотреть в будущее при условии поступательного углубления политических и экономических реформ, начатых десятилетие назад.
Табышалиева: Всем известно, что президент Назарбаев будет участвовать в выборах 2006 года, к тому же он продлил президентский срок правления до семи лет. Все считают, что Назарбаев выиграет и следующие выборы. С одной стороны, благодаря укреплению «среднего класса», это может стать хорошей основой для развития демократии. С другой стороны, в Казахстане наблюдается поляризация общества, поскольку общество не может в достаточной мере контролировать доходы, которые приносит энергетический сектор. В будущем это может привести к внутренним конфликтам или к перераспределению власти внутри страны.
Существует также тенденция, что ближайшие сторонники и бывшие сотрудники Назарбаева переходят в сторону оппозиции. Я думаю, что эти процессы продолжатся и в будущем. Но мне кажется, что по сравнению с другими странами, в Казахстане намечается нелегкая борьба между оппозицией и правительством, потому что власти имеют достаточно сильные позиции.
Казахстан находится в переходном периоде своего развития, и очень многое зависит от того, насколько эффективно будут использованы доходы, полученные от продажи энергоресурсов: будут ли они направлены на обеспечение благополучия и безопасности всего населения, или использованы только горсткой бизнесменов и чиновников.