Washington ProFile | 18.03.2005 |
США, Канада и Великобритания стали первыми странами мира, практически полностью отказавшимися от призыва. В Канаде в 1950-е годы был законодательно запрещен призыв на военную службу в мирное время. Великобритания положила конец обязательной военной службе еще в 1962 году. На волне массового отказа призывников от военной службы в годы Вьетнамской войны в США было принято стратегическое решение о переходе к полностью добровольной армии. Любопытно, что тогдашние опросы общественного мнения показывали, что большинство американцев выступали против создания профессиональной армии. Главной причиной этого было опасение, что контроль общества над вооруженными силами будет утрачен. В 1970 году президент Ричард Никсон объявил о своем намерении отказаться от системы призыва, а в 1974 году призывников в вооруженных силах США не осталось. Полностью профессиональную армию в США создать оказалось относительно несложно из-за того, что во время Вьетнамской войны более половины всех военнослужащих шли в армию на контрактной, а не на добровольной основе. В 1980 году система воинской повинности в США была частично восстановлена, однако её основным положением стало то, что все граждане страны должны пройти регистрацию, которая, однако, не обязывает их надеть военную форму. Регистрироваться необходимо лишь в случае введения чрезвычайного положения или войны. Интересно, что этот закон касается только мужчин, а служба женщин, которые были допущены к военной службе в 1901 году, основывалась и основывается исключительно на добровольных началах.
Синди Уильямс, военный аналитик из Массачусетского Технологического Института, считает, что причины принятия решения о переходе к профессиональной армии для каждой страны были различными. Тем не менее, логика подобных реформ была, в принципе, одной и той же. После окончания «холодной войны» шансы начала крупномасштабной войны между отдельными государствами или группами государств в Европе и Америке практически исчезли. Это дало возможность большинству стран значительно сократить военные бюджеты и численность армий. Относительно малочисленная профессиональная и хорошо оснащенная армия лучше подходит для выполнения новых задач вооруженных сил — борьбы с террористами и инсургентами, проведения миротворческих и гуманитарных операций и пр. Кроме того, профессиональные солдаты лучше справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники. Не последнюю роль играет и экономический аргумент: профессиональная армия превосходит армию, комплектующуюся на основе призыва, по показателю затратыэффективность (например, в профессиональной армии значительно ниже текучка кадров, выше дисциплина, солдаты и офицеры лучше подготовлены, поскольку ставка делается не на количество, а на качество и пр.). Предполагается, что сэкономленные средства возможно направить на военные исследования и закупки современных вооружений и технологий. Тем не менее, если в процессе подобных реформ происходили сбои или когда армия не полностью оправдывала ожидания общества или даже военных, немедленно возникали волны критики в адрес системы профессиональной армии.
С окончанием «холодной войны» Бельгия, Франция, Португалия, Венгрия, Нидерланды и Испания присоединились к клубу государств, переведших свои вооруженные силы на профессиональную основу. Бельгия прекратила призывать в армию своих граждан с 1994 года, Франция — с 2001 года, Португалия — с 2003 года. В Венгрии последний призыв был проведен в 2004 году, и, хотя удельный вес «срочников» здесь составлял 70%, реформы в данной области уже начаты. В Нидерландах молодых людей перестали призывать в армию с 1996 года. Испания перешла к проведению армейских реформ в 2001 году. Другие же страны, в частности Чехия, Италия, Латвия, Румыния, Словакия и Словения объявили о своих намерениях перейти к полностью добровольной армии в течение следующих нескольких лет.
В Европе «экономические» аргументы отказа от призыва не были так сильны, как в США, хотя во многих европейских странах существовала проблема дефицита государственного бюджета. Тем не менее, причины проведения реформ в данном случае довольно разнообразны. Американские экономисты Кристофер Дженом и Захария Селден проанализировали ситуацию с причинами перехода на контрактную службу в Испании, Франции, Португалии и Италии. По их оценкам, в данных странах решение о проведении реформ было принято под влиянием нескольких ключевых факторов: изменившиеся геополитические реалии, непомерно большое экономическое бремя по содержанию большой армии, изменившийся характер потенциальных военных задач, а также изменения во внутренней политике данных государств. Кроме того, большую роль играли местные особенности. Так, например, в Испании после окончания «холодной войны» численность армии сократилась. В результате, военные приобрели роскошь выбора — они могли призывать на службу менее половины молодых людей, у которых были шансы стать в строй. В результате, причины по которым выбирали тех или иных рекрутов, оказались довольно предвзятыми — солдат набирали не только по объективным критериям, но и по весьма субъективным. Это вызвало массовые протесты и призывы к полной ликвидации систем обязательного призыва.
Ситуация со странами Центральной и Восточной Европы, в частности — Чехии, Венгрии, Румынии, Словакии и Словении — была несколько иной. Дело в том, что перспективы создания системы коллективной безопасности в рамках НАТО дали этим государствам возможность проведения серьезных сокращений в армии. В странах Центральной и Восточной Европы идею подобных реформ активно поддерживало общество.