Русская линия
Православие.Ru Петр Давыдов14.07.2014 

Монастырь Высокие Дечаны: «Несвети, а свети» для несвятых святых

Постоянный автор Православие.Ru Петр Давыдов недавно вернулся из поездки по Косово и Метохии. Своими впечатлениями он делится с читателями портала.


Иеромонах Петр (Роевич) и Петр Давыдов

Дороги в Косово все равно лучше российских, несмотря на недавнюю войну. А после войны строятся новые — лучше вообще не сравнивать. За полтора часа Тихомир довез нас из Пасьяне на другую сторону, на юго-запад, почти к албанской границе. Ехал спокойно — так, километров 120/ч. Если бы не разрушенные сербские дома и храмы по обе стороны дороги, не помпезные и громоздкие памятники боевикам УЧК, погибшим в войне, то поездка была бы даже приятной. Но ехали мы не за «приятностью», а за наставлением, за уроком, может, и не одним: ехали понять, как можно оставаться христианином, находясь среди врагов — и своих собственных, и Христа? Да, читали, конечно, рассказы о жизни наших новомучеников и исповедников, слышали истории тех, кто пережил советские гонения, но, честно говоря, эти рассказы и истории все равно воспринимались как-то отстраненно: мол, давненько все это было. А тут — на тебе: учись христианству вживую. Просто поезди по Косово и Метохии, с людьми поговори, в монастыри зайди.

Идею поехать в знаменитый сербский монастырь Высокие Дечаны подал сам Тихомир: «У меня весь день свободен — поехали в монастырь!» — «Да с радостью! Только мы дороги не знаем». — «Зато я знаю. Поехали, говорю».

Через полтора часа, «насладившись» видами «независимого Косово», устав от мелькания албанских и американских флагов, весьма и весьма недружелюбных взглядов, а то и жестов прохожих — шиптаров, теперешних жителей древнего сербского города Печ («Пейя», как это звучит по-албански), мы подъехали к монастырю. Природа не просто великолепная — она потрясает: речка Быстрица, горный массив Проклетие, небо, ослепляющее своей синевой, леса. Чуть поодаль видны монастырские ворота, за ними — великолепный собор Вознесения Господня.

Рабочие, занятые каким-то заданием, не очень-то охотно отвечают на провозглашенный «Добар дан!» «Так это же албанцы! — поясняют нам итальянцы, солдаты КФОР (международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово. — Прим.ред.). — Они и не ответят. Хотя с монахами у них отношения вполне хорошие, но с вами они разговаривать и не подумают. Ладно, получайте пропуск и проходите. Только поосторожнее, и чтобы без провокаций тут, capisco?» — «Да все мы понимаем, какие еще провокации?!» — «Бывает, бывает. Правда, не от православных».

Заходим. Несколько шагов — и сам воздух меняется. Мы к этому уже привыкли, наверное, поэтому всякий раз, когда приезжаем в Косово, стремимся большую часть времени проводить именно в монастырях. Нас встречает деловитый, добрый и немного строгий отец Петр (Роевич). Отец Петр немедленно повел нас в трапезную и предложил традиционное угощение, согласившись немного рассказать об этой удивительной обители.

Монастырь Высокие Дечаны

Монастырь Высокие Дечаны

+ + +

— Отец Петр, расскажите, пожалуйста, немного об истории Высоких Дечан.

— Монастырь Высокие Дечаны был основан сербским королем Стефаном Урошем III Дечанским, сыном святого короля Милутина и отцом сербского короля Душана. Церковь празднует его память как великомученика 24-го ноября по новому стилю. Десятилетним мальчиком он был отдан в заложники татарскому хану Ногаю. В молодости, несправедливо обвиненный в намерении свергнуть своего отца с престола, Стефан был ослеплен, сослан в Константинополь и заключен в монастырь Христа Пантократора. Своей молитвенной жизнью, кротостью и милосердием он стяжал уважение братии, знати и самого императора — Андроника II. После семилетнего заточения в монастыре, благодаря участию сербских и византийских епископов, произошло его примирение с отцом. После смерти святого короля Милутина в 1322-м году Стефан был коронован под именем Урош III. Перед коронацией Стефан вновь обрел зрение. Он снял с глаз повязку и объявил о чудесном исцелении, дарованном ему по молитвам святителя Николая Чудотворца. Стефан Урош III унаследовал от отца мощную державу, с развитым сельским хозяйством и торговлей, богатую золотыми и серебряными рудниками. Он правил Сербией мудро, богоугодно и человеколюбиво. Король занимался благотворительностью, строительством и украшением храмов и монастырей в своем отечестве и за его пределами — в Святой Земле, Александрии, на Синае, Фессалии, Константинополе, на Афоне.

Вершиной его ктиторской деятельности стало строительство монастыря Высокие Дечаны, благодаря которому святой король и был назван Дечанским. Исполненный благодарности Богу за все Его благодеяния, в 1327-м году король Стефан Урош III по благословению архиепископа Сербского Даниила II основывает монастырь Высокие Дечаны. Тогда была заложена церковь, и за восемь лет она была построена.

Монастырь Высокие Дечаны

Монастырь Высокие Дечаны

— Каковы особенности архитектуры и внутреннего интерьера собора?

— Нужно сказать, что при строительстве храма использовались только местные материалы: уникальные мрамор и оникс добывали тогда и продолжают добывать сегодня в этих краях. Потом церковь была украшена скульптурами в романо-готическом стиле, а фрески были выполнены в византийских традициях. Таким образом, в архитектуре монастыря органически соединились западная и восточная христианская традиции.

Такое соединение было характерно для периода правления «лозы Неманичей» — целого ряда святых сербских правителей, с XII-го по XIV-й век. Первый шедевр тех времен — это монастырь Студеница, «мать монастырей сербских», как он еще называется в нашей традиции, а Высокие Дечаны — это последняя архитектурная жемчужина того славного времени. Завершено было строительство, точнее, роспись храма фресками при сыне святого Стефана Дечанского, святом короле Душане в 1348-м году. Сам король Стефан не увидел красоту построенного храма и монастыря: он был убит в 1331-м году. Молодой король Душан, его сын, взял на себя заботу о благоустройстве и росписи собора. А в 1343-м году король Душан объявил грамотой о чудесном явлении благодати от мощей своего отца. Святой Стефан Дечанский явился церковному старосте и игумену монастыря и повелел им извлечь свое тело из могилы. Архиепископ и весь священный собор с молитвами открыли гроб и нашли в нем нетленные, источающие благоухание святые мощи короля. Их положили в киот и поставили перед иконостасом, чтобы все могли их видеть и поклониться им. Многие больные, слепые, глухонемые и расслабленные, бездетные женщины и душевнобольные подходили к святому с верой и молитвой и получали исцеление — так продолжается и по сей день.

Около тысячи фресок находятся здесь, в храме Вознесения Господня, занимая площадь около 4000 квадратных метров. Таким образом, это самое большое в мире сохранившееся собрание фресок, выполненных в византийском стиле. Что касается деталей, то фрески рассказывают о событиях Ветхого и Нового Заветов, об истории Церкви многих веков. Еще одной особенностью этого храма можно считать то, что это, пожалуй, единственный христианский храм на Балканах, который всегда оставался таким, каким он был построен, и не был превращен оккупантами в мечеть. Он несколько раз подвергался разорению и осквернению, но всегда отстраивался и приобретал свой первоначальный вид. Конечно, иноки монастыря и благотворители трудились над тем, чтобы сохранить монастырь, провести ремонт, заменить крышу, но само здание церкви, повторюсь, остается аутентичным: как храм выглядел в XIV веке, так он стоит и сейчас.

Монастырь Высокие Дечаны

Монастырь Высокие Дечаны

— Ставший, увы, традиционным, вопрос: чувствуется ли враждебность по отношению к Православию от живущих рядом с монастырем албанцев?

— Да, ощущается. Вообще, знаете, самым мирным в истории Высоких Дечан можно назвать только период в 50 лет до Косовской битвы (1389, окончилась победой турок над сербами и привела к падению сербского государства. — Прим.ред.) — вот тогда было мирно. А после битвы, после того, как на нашу землю пришли оккупанты — сначала турки, потом шиптары — враждебность не прекращалась, и не прекращается по сей день, вспыхивая вновь и вновь. В те годы в монастыре было большое число насельников, больше ста, потом их количество уменьшилось — в истории монастыря есть и преподобномученики, пострадавшие от мусульман за верность Христу. Во времена коммунизма здесь было мало монахов, 14 человек, потом стало побольше: сейчас нас здесь 25. Но мы не боимся: даже находясь во враждебном окружении, мы постоянно чувствуем заступничество святых покровителей, строителей монастыря, святых королей Стефана и Душана. В новейшее время Высокие Дечаны несколько раз подвергались обстрелу из гранатомета: в 2002-м, 2004-м и 2007-м. Несколько десятков мин было выпущено по монастырю. Были и другие провокации, например, попытки отнять монастырский лес или попросту сжечь его. Недавно — вы об этом знаете — оскорбительными граффити были расписаны монастырские ворота. Такова наша действительность — не слишком радостная вне стен монастыря, но полная любви и доверия к Господу и святым покровителям в обители.

Сейчас монастырь, как и во время Второй мировой войны, охраняют итальянские солдаты — они не позволяют уничтожить памятник культуры мирового значения. Но проблем, тем не менее, предостаточно — будь то с собственностью монастыря, его землями и так далее — всех сразу не перечислишь.

— Я слышал, что в этой обители принял Православие какой-то итальянский полковник или генерал. Это правда?

— Таких случаев, когда здесь принимают Православие люди разных званий и наций, огромное количество. И итальянцы, и немцы, и американцы, и албанцы — много таких. Возвращались в Православие из католичества, протестантизма, переходили из ислама… Только несколько дней назад здесь принял Православие один хорват. Люди чувствуют здесь присутствие Бога, чувствуют благодатную помощь, энергию, можно сказать, которая исходит от мощей святого Стефана Дечанского, и поступают так, как им велит образумившееся сердце: приходят к Христу. К мощам святого Стефана приходят и албанцы-мусульмане, зная, что они могут получить помощь от него: думается, здесь не столько погоня «за чудом», а искреннее, пусть и потаенное, желание быть ближе к Истинному Богу.

Каждую неделю, по четвергам, мы служим молебен святому Стефану. Стоит видеть, сколько человек приходят на него, и что это за люди! Здесь и солдаты КФОР, и представители миссии ЕУЛЕКС (специальная миссия ЕС, состоящая из гражданских лиц и представителей правоохранительных органов, размещенная в Косово. — Прим. ред), и местные жители, и, конечно, паломники: такое, знаете, тихое, многими невидимое, но — настоящее торжество Православия! Поистине: не в силе Бог, а в правде. Нет такого человека, я уверен, который вышел бы из монастыря таким же, каким вошел сюда: о слишком важном в жизни (и смерти) предлагается здесь задуматься человеку. Конечно, многих сначала привлекает красота православного богослужения, средневековая архитектура, монастырское пение, космический свет светильников, паникадила, но эти внешние впечатления тоже служат свою службу: они помогают человеку глубже заглянуть в собственное сердце и быть с Христом откровеннее. Многие, очень многие люди, живущие в западных странах, открывают здесь для себя Христа: признают, что так называемая «западная цивилизация» и созданный ею религиозный культ потребления и удовольствий во что бы то ни стало, господствующий в этих странах, является антихристианским по своей сущности. Они видят это, ужасаются и возвращаются ко Христу. Можно назвать это нашей миссией сегодня: помочь человеку с исковерканной душой встать на правильную дорогу.

— У монастыря Высокие Дечаны сложились добрые отношения со Сретенским монастырем в Москве, не так ли?

— О, да! Давние и добрые братские отношения. Мы очень любим отца Игнатия (Шестакова), который часто приезжает к нам и делает многое, чтобы вести о жизни православных сербов Косово и Метохии достигали русских братьев. Необходимо с благодарностью сказать и о той большой помощи, которую оказывает Сретенский монастырь, его наместник, архимандрит Тихон (Шевкунов), братия и прихожане православной семинарии в Призрене. Как вы знаете, семинария была сожжена в 2004 году, и во многом благодаря помощи Сретенского монастыря она восстановлена, там снова идет преподавание: мы можем надеяться на появление нового поколения священнослужителей и богословов на нашей земле.

Мы с благодарностью читаем сообщения на сайте Православие.Ru о жизни нашей епархии в Косово и Метохии, о жизни православных сербов в анклавах: нельзя об этом забывать — нужно постоянно рассказывать миру правду. Очень многое значит для нас братская любовь России, поверьте.

— В книжной лавке монастыря я заметил второе издание книги отца Тихона «Несвятые святые», по-сербски «Несвети, а свети». Судя по всему, книга пользуется большим спросом?

— Еще каким! Открою небольшой секрет: всем известно, что за монастырской трапезой читаются поучения святых отцов, жития святых, не так ли? А секрет в том, что в последнее время за нашей монастырской трапезой часто читается именно эта книга, «Несвети, а свети». Мы всем советуем ее прочитать: и язык прекрасный, и люди, о которых в ней рассказывается, достойны любви и уважения. И молитв, конечно. Есть место и улыбке, подчас грустной, но эта улыбка помогает молитве. Ведь в ней рассказывается о наших современниках — таких людях, которые, преодолевая с Божией помощью многочисленные и страшные испытания, показывают нам пример достойной христианской жизни, будучи поначалу «несвети», но становясь все ж таки «свети» — их примеры очень нужны современному, слабому человеку. В книге говорится об истинных богоискателях, истинных подвижниках нашего времени. Надо о них знать? Очень надо.

— Остается ли надежда на то, что Косово и Метохия вновь станет сербским краем, что сербы здесь вновь будут чувствовать себя настоящими хозяевами?

— Косово и Метохия останется сербским навсегда — это же сердце Сербии и сербского Православия. А надежда на достойную жизнь сербов на своей земле, конечно, остается. Для того мы здесь и находимся, за это мы молимся, надеясь на помощь Господа, на прощение наших грехов и на ваши молитвы, русские братья. Как у нас говорят: «Чтобы вернуться на Косово, сначала нужно вернуться к Богу». По-моему, это главное условие восстановления справедливости — вернуться ко Христу. А с Христом нам не страшен никто и ничто. России же и русским, как и всем народам на свете, мы желаем, прежде всего, мира и любви — и в сердце, и на земле. Спаси Господь!

С иеромонахом Петром (Роевичем) беседовал Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/put/72 193.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru