Русский дом | 17.03.2005 |
Таким образом, под запретом окажутся только упоминания культурного наследия Русского народа.
Более того, издательство, похоже, задалось целью «отменить» не только Русскую культуру ХХ века, но и культуру всей предшествующей Русской истории. Исчезнут выражения РУССКАЯ МУЗЫКА, РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Руководство издательства наверняка будет пытаться это отрицать, ссылаясь на возможные исключения или на единый порядок определений ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Но для всех ли культур этот порядок установлен? Ведь в уже подготовленных статьях этот новый «политкорректный стандарт», как стало известно, оставляет в неприкосновенности этнические обозначения достижений всех других народов — кроме Русского.
Та же «этническая чистка» будет учинена и в отношении деятелей культуры советского периода. Здесь напролом продвигается безоглядная попытка разжигания межнациональной розни, основанная на избирательном отношении к национальным культурам и на дискриминации культуры Русской.
Все Русские композиторы, певцы, дирижёры концертирующие пианисты и другие музыканты будут переименованы в российских — так сказать, по государственной (а не по культурной) принадлежности. Само по себе такое переименование вроде бы не должно было бы никого настораживать, если бы речь шла не о культуре, а, например, о текстах юридических, статистических и т. д. Или хотя бы, если сей госпринцип собирались бы отнести ко всем культурам в равной мере. Нет, зачистка пойдёт сугубо русофобская, да и пошла повсеместно и полным ходом. По устному указанию г-на Кравца (официального приказа нет) шеф-редакторы Издательства в УЖЕ СВіРСТАННЫЙ И ГОТОВЫЙ К ПЕЧАТИ I том БРЭ вносят вручную срочное важное исправление — они исправляют всех «русских» на «российских»!. Есть примеры в других словарных изданиях. В так называемой Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ, изготовленной, видимо, в другом издательстве, но там поползновения те же), например, Александр Константинович Глазунов — не Русский композитор, как все привыкли слышать, а российский (как правительственный чиновник), прославленные Русские певцы Иван Ершов и Сергей Лемешев переименованы в российских, хотя тут же их коллега Азад Аббасов упомянут как татарский певец, ведь не напишут татарстанский, советский, или российский (и правильно сделают, если обо всех скажут так же). Абай Кунанбаев верно значится как казахский поэт, а не казахстанский. Мухтар Ауэзов записан, конечно же, казахским, а вовсе не казахстанским писателем. Язеп Витол у них — латышский музыкант, а не латвийский, как и Янис Райнис — латышский, не латвийский поэт. И это правомерно.
Конечно же, и немецкая культура (немецкая литература, музыка, живопись, архитектура) не будет переиначена в БРЭ в германскую культуру, а английская — в британскую. Или как? Народные традиции стран НАТО, судя по всему, сохранятся бережно. Но позвольте, если объявленному порядку следовать точно и честно, Шекспир должен значиться как британский поэт, Шопен, Огинский и Монюшко- как российские композиторы, Рембрандт — как нидерландский живописец, а Иоганн Себастьян Бах — как саксонский композитор, ибо был подданным Саксонии.
Итак, почему НЕМЕЦКИЙ можно, а РУССКИЙ — нельзя? Георгий Васильевич Свиридов всегда считал себя Русским композитором, а БРЭ просто возьмёт и отменит его посмертную волю? Так и хочется спросить ответственного редактора и главного методиста издательства: скажите открыто, вы переправите в уже готовом тексте статьи БАХ выражение НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР на САКСОНСКИЙ КОМПОЗИТОР или сохраните затеваемый сейчас якобы объективный (читай: русофобский) госпринцип только для русских музыкантов, художников и учёных? Ведь существуют же энциклопедические издания, в которых все щекотливые вопросы национально-культурной принадлежности решены нормально — куда гибче, естественнее и без поводов для обид на национальной почве.
У меня нет возможности задать такие вопросы лично всем членам НРС, от имени которых эту беспримерную чистку намечают.
В упомянутый НРС Издательства БРЭ входят глубоко уважаемые всеми специалисты. Это лауреат Нобелевской премии академик Жорес Иванович Алфёров, вице-президент РАН академик Евгений Павлович Велихов, известный философ Пиама Павловна Гайденко, директор НИИ Искусствознания Алексей Ильич Комеч, ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий, министр культуры России профессор Александр Сергеевич Соколов, академик Юрий Дмитриевич Третьяков и другие столь же достойные люди.
Хотелось бы открыто услышать их мнение. Что НРС может сказать по данному поводу читателю, обладающему чувством национального и просто человеческого достоинства, когда такому читателю начнут внушать, что Русской культуры «нет и не бывает» в принципе?
Михаил Александрович Сапонов, профессор Московской государственной консерватории им. П. И Чайковского, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России.
|