Русская линия | Сергей Прямчук | 16.03.2005 |
А что же происходило 8 марта в самой Германии на берегах реки Шпрее — Спревы, где живет самый маленький славянский народ лужичане — лужицкие сербы? К нам пришёл крик о помощи под лозунгом: «Анти-серболужицкий вандализм» от наших славянских братьев в Германии. Жители нашего района помнят статью о лужичанах в «Серпуховских Вестях» от 25 февраля 1997 года «Есть у Русских в Германии братья».
Многие русские люди посещая Германию в районе реки Шпрее обращали внимание на надписи на придорожных указателях городов и посёлков и в названиях улиц сразу на двух языках: на немецком и на каком-то славянском, то ли на польском, то ли на чешском, на понятном для русских. Как мне рассказывали, это радовало, поскольку они думали, что немцы заботятся о туристах из соседних славянских стран. Но в дальнейшем они узнавали, что это не забота о иностранных гостях, а отвоёванное право местного — коренного славянского народа Serbja — «Серб Я», которые называют себя также «Сербский люд» или Лужичане. Возможно, и название города Серпухов корнями уходит к тем сербским переселенцам из Полабъя, давшим название здешней речке Серпейка.
Как сообщают лужичане, в ночь с 7 на 8 марта 2005 года в местности Kleinwelka — «Maly Wjelkow» — Малый Вёлков около Будышина — культурной столицы лужичан, немецкие неонацистские группы подвергли вандализму объекты на территории Лужицы, закрасив краской серболужицкие надписи на 16 двуязычных немецко-лужицких придорожных указателях и таблицы с названием улиц по лужицки, не тронув немецкую часть надписей. Также подверглись акциям вандализма и автобусные остановки, на которых с помощью граффити так же были изображены нацистские изречения, символика — свастики и SS руны.
Это уже не разовая хулиганская акция немецкой молодёжи, а повторение ранее проводившихся настойчивых действий на территории Лужицы.
Похоже в этой местности находится центр деятельности немецких неонацистских элементов, выступающих с анти-славянскими лозунгами славянофобов.
Ещё в девяностых годах в период присоединения ГДР к ФРГ на территории Лужицы появились надписи немецких нацистов «Лужицких сербов и евреев в газовые камеры». Казалось бы, в демократической Германии должны считаться с национальными чаяниями славян Германии. Но судьба лужичан по прежнему трудна, как и раньше.
В мае 1922 г. крупные учёные-слависты Европы направили в Лигу Наций обращение: «…Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200 тысяч человек, который сам себя называет „лужицкими сербами“, а немцы — „вендами“ и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии. Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и духовенство — священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами». Под Обращением поставили свои подписи 99 учёных.
В некоторых странах были созданы Общества Друзей Лужичан. В 1923 г. бельгийский историк А. Вирсе издал книгу о положении лужичан «Народ — мученик». За период с 1929 по 1936 г. в «Лигу Наций» поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах. По требованию немецких властей в Праге в 1922 г. была закрыта лужицкая семинария, в которой два столетия воспитывалась лужицкая интеллигенция. Лужичанам было запрещено даже приближаться к чехословацкой границе. Лужицким сербам нельзя было занимать никаких административных постов, особенно в органах юстиции.
Гитлер не хотел признавать лужичан славянами и провозгласил их «славяноязычными немцами».
Уже в наши дни глава земельного министерства культов Матиас Рослер запретил преподавание родного языка лужичан в пятом классе школы села Кроствиц, мотивируя свое решение малочисленностью перешедших в него учеников. Славянское национальное меньшинство — лужичане считают, что сохранение преподавания их языка в Кроствице имеет важное значение.
На состоявшемся 20 ноября 1918 г. собрании лужицких сербов в Кростовице был избран «Сербский Союз» и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: «Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (Лужичане ссылались на известные „14 пунктов“ Вильсона о „защите малых народов“.) требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в „Объединённой Горной и Долинной Лужице“. Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции». И направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов, проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию «О Самоопределении Лужицы».
Перед этим 13 ноября 1918 г. множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к «Сербскому Дому» в Будышине, где избрали «Народный Совет Лужицких Сербов». В Совете выступил А. Барт: «Вставайте, СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что мы сами можем хранить „Божье Королевство“ в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую „сербстину“ — речь. Все мы здесь едины — католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы».
Район Кроствица является как бы географическим центром лужицких поселений Горной Лужице, большинство жителей которых относит себя к сорбской национальности и широко использует в повседневном общении свое наречие серболужицкого языка.
Как заявила представительница родительского объединения Яна Маркова, школа в Кроствице «является краеугольным камнем для сохранения сорбского языка и культуры».
Жители Кроствица сами организовали продолжение обучения родному языку с помощью его бывших преподавателей, а ныне пенсионеров. В свою очередь, неугомонный министр культов Матиас Рослер пригрозил сначала непризнанием годовых оценок учеников этого класса, а затем распорядился закрыть лужицким детям и их добровольным учителям доступ в кроствицкую школу. В дрезденском министерстве прозрачно намекнули, что на родителей, не желающих переводить своих детей в немецкие школы, может быть даже наложен штраф.
Правительство Саксонии, возглавляемое профессором Куртом Биденкопфом, планирует под тем же предлогом сокращения числа учащихся и экономии средств закрыть ряд сорбоязычных школ на территории Лужицы. Немецкое правительство закрывает единственную среднюю школу лужичан, так молодые немецкие неонацисты считают естественным заодно уж вычеркнуть лужицкие надписи на придорожных указателях и в названиях улиц, как к примеру закрасить Budyska droha и оставить немецкий аналог Bautzener Strasse. Поэтому нужно исходить из того, что речь здесь идет о целенаправленной анти-лужицкой акции провоцируемой антиконституционными действиями земельных властей.
Власти Германии намерены закрыть единственный национально-самобытный театр лужичан. Об этом сообщал первый телевизионный канал России .
Хотят снести лужицкий городок Рогов — Horno, под предлогом добычи бурого угля открытым способом, как до этого в центре Лужицы снесли сотню лужицких поселений, оставив на их месте «лунный» пейзаж. Теперь говорят эти котлованы на их местах хотят затопить, как Гитлер хотел затопить Москву, создавая на их местах озёра, а лужичан расселяя по немецкоязычным городам для ускоренной ассимиляции и разрешения славянского вопроса в Германии .
Хочется Верить, что президент В.В. Путин, как глава самой большой славянской страны выступит с осуждением не только антисемитов, но и с осуждением славянофобов — немецких неонацистов и чиновников Германии, ущемляющих права самого маленького славянского народа на территории славянского края Лужица.
Лужичане обращаются ко всему миру, защитить их славянские школы от закрытия.
Присланный лужичанами материал можно посмотреть по ссылке:
http://rusk.ru/st.php?idar=6682
|