Русская линия | 14.03.2005 |
Центральное духовное управление мусульман России в 2003 г. уже выступало с критикой указанных документов и разъясняло, что сделанные тогда муфтием Равилем Гайнутдином от имени Совета муфтиев России публичные заявления могут представлять угрозу для исламского сообщества России и мусульманско-православных отношений, дискредитировать мусульман в глазах остальных граждан России, прежде всего — православных, так как в указанных заявлениях четкая правовая позиция органов государственной власти Российской Федерации (Минобразования России и др.) по вопросам изучения религии и религиозной культуры в системе образования зачем-то намеренно и упорно искажалась, что провоцировало в обществе напряженность и создавало основу для экстремистских проявлений, играя на руку только силам зла, которые желали бы столкновений последователей Ислама и Христианства в России.
Теперь Совет муфтиев России вновь выступил с заявлением, которое мало того, что наносит существенный ущерб нашим православным собратьям, но и блокирует уже существующие и развивающиеся инициативы по введению возможности изучения детьми из этнически мусульманских семей культуры Ислама в государственных и муниципальных школах Татарстана, Башкортостана и республик Северного Кавказа.
Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2004 г. N Пр-757 потребовало «подготовить согласованные предложения по вопросу о целесообразности изучения в средней школе исторических и культурных основ ведущих мировых религий, предусмотрев общественное обсуждение этого вопроса».
Но СМР безо всяких обсуждений уже вынес свой вердикт: «преподавание знаний о религиозной культуре в государственных и муниципальных школах должно осуществляться без разделения учебных пособий и учащихся по конфессиональному признаку, а сам процесс преподавания должен удовлетворять следующим условиям: охватывать все традиционные религии России.; занятия по дополнительному предмету должны осуществляться вне рамок основной образовательной программы. Изучение школьниками лишь одной из традиционных религий в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений, даже в регионах, где преобладают последователи той или иной конфессии, может привести к непредсказуемым результатам, в частности к дискриминации религиозных меньшинств». Если это — идейная позиция муфтия Равиля Гайнутдина, то таковая вызывает у российских мусульман серьезные сомнения. Почему позиция Равиля Гайнутдина практически совпадает с позицией характеризующихся религиозной нетерпимостью фундаменталистских воинствующе атеистических организаций: «Учителя против клерикализации и милитаризации школы» и «Учителя за свободу убеждений» (весь куст — одни и те же активисты — Тубельский, В. Луховицкий), Общероссийское движение «За права человека» (возглавляемое известными ненавистниками Ислама и православия Л.А. Пономарёвым и Е.В. Ихловым), Инициативная группа «Общее действие»? Зачем российским мусульманам петь в унисон с известным воинствующим атеистом В. Гинзбургом? Российским мусульманам с этими людьми, не признающими ценности убеждений никаких людей, кроме себя самих, явно не по пути.
Симбиоз Ислама с экстремистской идеологией воинствующего атеизма, повинного в убийствах многих и многих верующих мусульман в советский период, в уничтожении мечетей и осквернении святынь, невозможен ни по каким вопросам. Как невозможен идейный союз российских мусульман с вышеупомянутыми организациями, идейной основой которых являются атеизм, либертаризм (искаженная форма либерализма) и нетерпимость к традиционным религиям России. Если же это — попытка воспрепятствовать православным согражданам в реализации их законных прав и при этом, не афишируя, ратовать за введение уроков культуры Ислама в школах отдельных регионов, то эта попытка обречена на провал. Рано или поздно правда всплывет и станет известна православным. И как мусульмане станут тогда смотреть им в глаза? Зачем на ровном месте провоцировать межрелигиозный конфликт? На упомянутом Совещании руководителей духовных управлений мусульман и исламских учебных заведений СМР 2 марта 2005 г., закрытом для посторонних, Равиль Гайнутдин в ответ на замечания муфтия Гусмана Исхакова публично заявил: «Мы думаем о тех республиках, где мы в меньшинстве, тут наших детей будут насильно крестить. Чтобы не было насильственной христианизации, вот почему мы занимаем такую позицию. А если 90% мусульман, надо ввести предмет именно отдельно по основам мусульманской религии. Например, в Чеченской Республике согласовали и приняли решение ввести предмет по исламу». Но никто не вел речь о насильственных крещениях мусульман посредством реализации учебных курсов религиозной культуры на основе добровольности выбора в светских школах, поскольку мусульманские дети просто не посещали бы уроки православной культуры, но зато могли бы иметь возможность посещения уроков Культуры Ислама. Для чего такое нагнетание истерии нужно уважаемому муфтию Равилю Гайнутдину, нам не ясно. И как можно публично выступать против преподавания культуры какой-либо одной религии, но кулуарно поощрять иное, нам так же не понятно. Двуличная позиция не красит авторитетного муфтия. Но, увы, такое повторяется уже в который раз. Выступая ранее против преподавания религиозной культуры в государственных школах и мотивируя это светским характером образования, Равиль Гайнутдин всячески проталкивал проект создания для СМР Российского исламского университета в Москве на условиях, явно противоречащих светскому характеру нашего государства.
Заявление о том, что якобы изучение школьниками лишь одной из традиционных религий в светских школах может привести к «непредсказуемым результатам, в частности к дискриминации религиозных меньшинств», странным образом дублирует тезис, всячески навязываемый в течение многих лет в России сектой мормонов. Эта секта известна тем, что скупает архивные данные о давно умерших людях с целью осквернения их памяти -совершения над ними своих тайных ритуалов «мормонского крещения» и даже «мормонского брака» (что воспринимается российскими мусульманами как изощренная форма глумления над памятью умерших), а также тем, что постоянно навязывает российским госчиновникам через отдельные коррумпированные подразделения государственных структур собственные (странные, с точки зрения права) взгляды на то, как должны строиться отношения между государством и религиозными объединениями.
В действительности, уже давно и вполне успешно обеспечивается преподавание знаний о Культуре Ислама в государственных школах в Татарстане, Башкортостане, Чечне, Дагестане и др. В значительном количестве государственных школ по всей России (московские государственные школы с этнокультурным еврейским компонентом образования и пр.) преподаются знания о культуре иудаизма. Во многих регионах реализуются учебные курсы культуры протестантизма (работа центров христианской культуры, этики и морали организации «Новая жизнь» с государственными и муниципальными школами) и православной культуры. И ни разу не было ни одного факта или инцидента, свидетельствовавших или дававших основания утверждать о том, что такое преподавание может привести к нарушению прав и свобод человека и гражданина! Зачем тогда тиражировать мифы, выдуманные ненавистниками традиционных религий России?
Практика преподавания знаний о религиозной культуре определенной религии (на выбор из числа нескольких или курс нерелигиозной этики) существует практически во всех странах мира, и никаких конфликтов в обществе это не вызывает. Отсутствие такой системы в России в масштабах всей страны является следствием предшествующего периода атеистического государства, гонений на религию и верующих. Всё это нагнетание в обществе истерии совершенно без каких-либо реальных оснований затмевает разум некоторых людей до того, что эти люди, считающие себя представителями Высокой Религии Пророка, требуют запретить изучение традиционной религиозной культуры в школах, оставив детям из верующих семей только одну возможность узнавать свою традиционную духовную культуру в светской школе — в курсах философского религиоведения. Но абстрактное религиоведение не способно показать мусульманским детям всю красоту Ислама!
Современные религиоведческие курсы создаются, как правило, неверующими людьми и, соответственно, формируют у учащихся, в лучшем случае, отстраненное безразличное отношение к религии. Такие учебные курсы также имеют право на существование, как учебные курсы по выбору (не все российское общество составляют религиозные люди), но только наряду с такими же добровольными учебными курсами традиционной религиозной культуры. Это является единственно правильным решением вопроса, полностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и международной практикой. Если права меньшинств (мормонов, оккультистов и т. п.) понимаются как превращение государственной школы в их трибуну для пропаганды собственных вероучений, то такие их представления должны быть проигнорированы государством и обществом. А если у СМР имеются реальные факты нарушения прав кого бы то ни было введением курсов «Православная культура» и «Культура Ислама» (ведь СМР пишет обобщенно), то нужно указать эти факты и потребовать от органов прокуратуры вмешаться и пресечь правонарушения. А не блокировать позитивные начинания.
Но отчего-то СМР совершенно не волнуют реальные факты нарушения прав и свобод учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных школ. Навязывание учащимся единой агрессивной идеологии «толерантность в духе культуры мира», ведущее к созданию идеологической основы для последующей «оранжевой» революции в России, кулуарное написание некоего общеобязательного единого учебника «Религии России» под руководством А. Чубарьяна, в тайне от всех и без согласования его содержания с крупнейшими религиозными организациями России, в частности с мусульманами, — все это мало волнует СМР.
Как нам стало известно, обширный раздел в учебнике А. Чубарьяна, который как раз и пишется в русле идей, высказанных в указанном недавнем обращении СМР, посвящен оккультизму и новым сектантским движениям, причем информация о таковых дается не в критическом, а в уважительно-ознакомительном ключе. Для чего российским детям знакомиться с этим бредом и учениями экстремистских сект, нам совершенно непонятно. Более того, Центральное духовное управление мусульман России будет выступать категорически против такого «учебника» и предлагает А. Чубарьяну самому по нему учиться, а не навязывать его мусульманским детям.
Все это отчего-то не волнует СМР. Зато СМР довольно живо откликается на «руководящую линию», навязанную отдельными правительственными чиновниками. Для Центрального духовного управления мусульман России такая позиция неприемлема. Такими «обращениями» муфтий Равиль Гайнутдин смущает спокойствие верующих и мир в обществе, провоцирует опасные антимусульманские настроения среди православных сограждан, дезориентирует органы государственной власти, наносит недопустимый ущерб авторитету мусульман России, препятствует налаживанию нормального сотрудничества государства и исламских организаций в области образования. Нам хорошо известно, что как в 2003 г., так и сейчас СМР, к нашему глубокому сожалению, поддался на интриги отдельных недобросовестных чиновников из Аппарата Правительства. Неспособный решить или урегулировать ни одной мало-мальски значимой проблемы в отношениях между государством и религиозными объединениями заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России А.Е. Себенцов всю свою активность посвятил сомнительным интригам на этом поприще (создание Российского исламского университета в Москве только для СМР и др.). Созданная им т.н. рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию действующего законодательства в части, касающейся религиозного образования и просвещения, является заведомо непродуктивной, поскольку сам А.Е. Себенцов, ее возглавивший, не заинтересован в каких-либо позитивных результатах ее деятельности.
В связи с вышесказанным, Центральное духовное управление мусульман России категорически заявляет, что указанное Обращение СМР не отражает мнения всех мусульман России и не может считаться выражением позиции мусульман нашей страны по вопросам развития практики изучения духовно-нравственных традиций и религиозной культуры российских конфессий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Центральное духовное управление мусульман России будет продолжать работу в направлении налаживания плодотворного сотрудничества с государством в области образования и выражает пожелание, чтобы все заинтересованные люди в мусульманской общине России заняли по данным вопросам компетентную и ответственную гражданскую позицию, соответствующую действующему законодательству Российской Федерации, реальной практике и потребностям развития российской школы, что будет способствовать духовному возрождению, межрелигиозному миру и спокойствию в нашем обществе.
Глава Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России,
заместитель Председателя Центрального духовного управления мусульман России,
муфтий Фарид Салман .
7 марта 2005 г. N СУ-02−01/3/смр
http://rusk.ru/st.php?idar=6671
|