Православие.Ru | 10.03.2005 |
По великой милости Божией мы опять вступаем в период очистительного Великого Поста, который призван гармонизировать наши чувства, подготовить нас духовно и телесно ко встрече великого праздника Пасхи Христовой. Каждый раз пост побуждает нас к размышлениям над самими собой, над нашим внутренним состоянием, над тем, что происходит вокруг нас. Для того, чтобы пост принес нам пользу, нам необходимо дать правильную оценку нашему духовному состоянию и окружающей действительности. Наше человеческое естество должно обновиться, стать достойным любви Божией. Святой апостол Павел призывает христиан «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 22−24).
Мы благодарим Бога за Его безграничное терпение к нам, за то, что Он нам еще раз дает возможность обновиться духовно. В святые дни Великого Поста просим у Него милости и всесильной помощи для этого.
Священный Синод Украинской Православной Церкви, исходя из сегодняшних реалий, считает своей обязанностью обратиться к вам, братья и сестры, со словом архипастырского назидания.
В сегодняшнее непростое время, которое переживает наше Государство и Церковь — время, исполненное искушений и трудностей, напоминаем вам слова святого апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6: 11). Предостерегаем вас, братья и сестры, от поспешных и необдуманных решений, не взвешенных слов и поступков. Все свои действия сверяйте со Словом Божиим, Священным Преданием и с церковными канонами, пренебрежение которыми ведет к потере церковности, выводит их нарушителей за церковную ограду. Являясь членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы должны беречь нашу Святую Православную Веру и пребывать в нерушимом церковном единстве, без которого, по православному вероучению, нет спасения.
События последнего времени, результатом которых стало обновление государственной власти в Украине, вызывали в обществе и Церкви много надежд. Народ Украины хочет достойной жизни и справедливого государственного строя. Хочет этого и наша святая каноническая Украинская Православная Церковь. С приходом новой власти Церковь надеется на долгожданное окончание периода вмешательства органов государственной власти в жизнь Церкви и политизации межконфессиональных отношений в Украине, результатом чего стали негативные проявления в церковной жизни во время президентских выборов 2004 года.
Вместе с тем, мы выражаем обеспокоенность активизацией деятельности раскольнических группировок, в частности, так называемого «Киевского Патриархата», руководство которого приняло популистское «Обращение к епископату, духовенству и верным УПЦ» от 23.02.05 г. В связи с этим считаем своим долгом заявить следующее.
Во Вселенском Православии не существует «УПЦ Киевского Патриархата». Эта организация была создана в 1992 г. при поддержке светской власти с грубым нарушением священных канонов, чем поставила себя вне границ Православной Церкви. Она отошла от норм, определяющих собрание верующих как Православную Церковь, которая ведет свое начало от Господа Иисуса Христа. Эта организация уже является не церковным, а светским новообразованием, в котором совершаемые «священнодействия» потеряли свою сакральную сторону, стали безблагодатными, недействительными. Лишенная законной иерархической структуры и апостольского преемства «УПЦ КП» не имела ни морального, ни канонического права обращаться к епископату, духовенству и верующим нашей Церкви.
«Мы тоже хотим того, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем мы к этому каноническим путем, — говорится в обращении Священного Синода УПЦ от 27.07.93 г., — Поспешность или антиканоничность в действиях, связанных с получением автокефалии, всегда порождала, и будет порождать расколы, которые являются толчком и к нарушению гражданского мира в государстве». Таковой является наша позиция и сегодня.
Мы обращаемся к вам, наши братья и сестры, которые были соблазнены в раскол и лишены полноценной благодатной жизни и спасительных Христовых Таинств. Переборов собственный эгоизм и гордыню, а иногда и просто обычное неведение, вернитесь в лоно Матери Церкви. Двери наших сердец открыты навстречу вам. Будем помнить, что нет греха, которого бы не простил Господь, которого бы Церковь не покрыла своей любовью. Проповедью покаяния начал свое служение Предтеча Господень Иоанн. Его словами призываем и мы вас к урегулированию церковного нестроения в каноническом, Богом, святыми Апостолами и святыми Отцами установленном порядке. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы вместе едиными устами и единым сердцем сможем воспевать Имя Господне.
Повторяя слова Юбилейного Архиерейского Собора УПЦ 2000 года, Священный Синод нашей Церкви еще раз подчеркивает: «Мы все устали от дрязг и вражды, которые мешают процессу нормальной церковной жизни».
Сегодня мы имеем реальный шанс начать свободный диалог между православными христианами Украины относительно достижения церковного единства на основе строгого соблюдения церковных правил. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основой получения Украинской Православной Церковью должного канонического статуса. На этой официальной позиции стоят сегодня Константинопольский и Московский Патриархаты.
Вся полнота канонической Украинской Православной Церкви всегда глубоко печалилась по поводу расстройства церковной жизни и нарушения мира среди верующих, которые повлек за собой раскол Православия в Украине. Обеспокоенная таким ненормальным положением, которое противоречит евангельскому принципу «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), Украинская Православная Церковь всегда стояла и стоит на позиции скорейшего исцеления раскола и ликвидации его последствий.
Еще 8 декабря в 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир выразил предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.
Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ КП со своей стороны обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержал это решение и счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях:
1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат» относительно Украинской Православной Церкви. (К сожалению, насилие сегодня возобновилось в Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и проч. областях).
2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.
3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.
4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), которого, по высказыванию Константинопольского Патриарха Варфоломея, «никто не признает как архиерея».
Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия остаются базовыми и на сегодня.
Невмешательство государства и политических сил в диалог между православными даст надежду, что он будет строиться на настоящем краеугольном камне, которым является Христос, а также согласно с канонами и правилами Святой Православной Церкви. Тогда это будет здание, которому не навредит наводнение этого лукавого мира.
Обращаемся к нашим православным братьям и сестрам, которые находятся вне единства со Вселенским Православием, словами апостола Павла: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11: 16).
Вспомним вместе слова Священного Писания: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
А настоящая христианская «любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4−7).
Именно к нам обращается апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1: 10).
Потому что «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 5,6).
По всему миру православные христиане разными языками, но едиными устами, произнося Символ Веры, исповедуют свою веру во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», а также учат, что Церковью Христовой является собрание народа Божьего во Христе, объединенное верой, таинствами и законной иерархией.
Если вы веруете так, как и мы, то почему мы не вместе? «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:13). Разделилась ли Церковь Христова, о которой Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)?
Дорогие братья и сестры, мы дети Единого Бога и единого народа Украины, и Святая Церковь ожидает возвращения своих чад к единству во Христе! Потому что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8: 38,39).
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР
Члены Священного Синода:
митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим
митрополит Одесский и Измаильский Агафангел
митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий
митрополит Луцкий и Волынский Нифонт
епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий
епископ Криворожский и Никопольський Ефрем
архиепископ Переяслав-Хмельницький Митрофан, управляющий делами УПЦ
|