Русская линия
Богослов. Ru Игорь Гарькавый16.06.2014 

Скрижали нашей памяти

Игорь Гарькавый, директор МЦ «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в данном материале повествует о недавно стартовавшем проекте под названием «Скрижали», направленном на усиление почитания пострадавших за веру в период гонений. В рамках данного начинания планируется установка памятных знаков в честь новомучеников. Автор рассказывает о значении и перспективах проекта.


Как часто нам приходится говорить о недостаточном почитании нашим обществом, даже воцерковленной его частью, подвига новомучеников. Возникает впечатление, что с годами дистанция, которая отделяет современного человека от этой темы, только увеличивается, грозя со временем превратиться в непроходимую пропасть. Уходят последние свидетели эпохи, реалии жизни и подвига новомучеников стираются из коллективной памяти. Дух общества потребления делает саму тему страдания за веру неформатной для СМИ, неудобной для широкой аудитории…

Исповедники веры не стали для большинства активных верующих людей, к сожалению, до сих пор той «золотой цепью», которая, по словам св. Симеона Нового Богослова, должна нас соединить с праведниками минувших эпох, с полнотой Церкви Торжествующей. Наш опыт общения с паломниками на Бутовском полигоне показывает, что люди часто не знают, что в их приходе или соседнем храме есть свои новомученики, пострадавшие за веру в годы массовых гонений, которые молились в том же самом храме, где они теперь собираются на Литургию. Этому печальному положению дел есть, конечно, множество объяснений. И то, что, в большинстве случаев, произошедшее в последние 25 лет прославление новомучеников, пострадавших в застенках, вдали от своей паствы, логически предшествует их почитанию народом Божиим, и то, что сами современные приходы, как правило, возрождены совсем недавно, и то, что их прихожане оказались оторваны от своих корней, и общая ситуация с исторической памятью, и много что еще. А ведь, казалось бы, какие возможности для миссии открывает то обстоятельство, что в большинстве возрожденных храмов присутствуют свои святые! Никогда в русской истории святые подвижники не находились так близко к приходской жизни, никогда не освящалось она так широко и в прямом, и в переносном смысле их святыми именами, их верой, трудами и страданиями. Но факт остается фактом — этот уникальный дар Русской Церкви остается до сих пор в значительной мере под спудом.

Одним из способов акцентировать внимание прихожан, гостей храма, а иногда и просто людей, проходящих у церковной ограды, на этой теме являются особые мемориальные знаки, которые могут быть установлены на зданиях церквей и других исторических зданиях.

Церковно-общественный мемориал в Бутово — это один из центров изучения и возрождения многовековой культуры памяти нашей Церкви и нашего народа. Два года назад мы выступили с идеей установки памятных досок на храмах, где несли свое служение новомученики. На первый взгляд это может показаться искусственным перенесением сугубо светской и достаточно «казенной» формы мемориальной культуры в церковную ограду. Но при всем внешнем сходстве то, что мы предлагаем, существенно отличается от привычных мемориальных знаков и по форме, и по содержанию. Надо заметить, что сами по себе «мемориальные доски» — это очень древний способ сохранения памяти о событиях прошлого. Исторически он связан с монументальной эпиграфикой, надписями на стенах древних храмов и общественных зданий. Эти надписи известны задолго до нашей эры, фактически с момента изобретения письменности в цивилизациях Междуречья и Египта. Особенное развитие подобные мемориальные знаки, прославлявшие деяния правителей или героев, получили в эпоху поздней античности, в Древнем Риме. Близкими им по форме и содержанию были многочисленные эпиграфические памятники античного некрополя, в том числе христианского, такие, например, как в римских катакомбах, где погребальные камеры со стороны прохода закрывались так называемыми «титули» — мраморными или шиферными досками с обязательным указанием имени усопшего и символами христианской общины. Как известно, позднее многие останки и мощи святых мучеников из катакомб были перенесены в городские храмы Рима и других городов, и эти доски либо оказались над землей рядом с реликвиями в пространстве храма, либо заняли свое место в притворе. В тех случаях, когда останки были уничтожены гонителями или по иным причинам, часто сооружался кенотаф — памятник без захоронения, который мог быть перенесен и в другое место, став символом памяти о святом или просто достойном общественного поминовения человеке.

В христианскую эпоху появляется особый вид мемориального знака — памятный крест. По сути, именно как надмогильный памятник крест стал самым распространенным типом мемориального сооружения в нашей стране. Неся в себе образ Животворящего Древа Крестного и являясь символом победы Христовой над смертью и адом, крест может быть также и памятником, нести в своей символике и в надписях историческое содержание, хранить для потомков имена и даты своих создателей, рассказ о закладке храма, повествование о том или ином важном событии. Все эти три значения — памятного креста, мемориальной доски (мемориальной надписи) и кенотафа — несет в себе мемориальный знак, который мы предлагаем устанавливать на фасадах (или, в случае невозможности, в притворах) тех храмов, где служили или несли церковное послушание новомученики и исповедники Церкви Русской. Этот проект мы условно назвали «Скрижали» (в толковом словаре В. Даля дается такое определение: «СКРИЖАЛЬ ж. дска, доска, плита с письменами»).

Формы церковных памятных знаков, конечно, могут быть разные. Но нам представляется, что не стоит грубо копировать форму светских мемориальных досок, которая, хотя и имеет в нашей стране дореволюционную предысторию (первые такие доски были установлены в Санкт-Петербурге еще в XIX веке), но прочно вошла в городской ландшафт уже позднее, вместе с идеологизированными формами советского монументализма. Гораздо плодотворнее будет обращение к наследию русской мемориальной культуры. Традиция закладных крестов, в качестве развития которой могут явиться подобные каменные «скрижали» нашего времени, получила в XIV—XVII вв.еках большое распространение, особенно в Северо-Западной Руси, в Новгороде Великом, Пскове, Изборске, Старице и других городах. Такие кресты были высечены из камня и вставлены в кладку стены или выложены на фасадах церквей из кирпича. Иногда в стену закладывали даже намогильные кресты. «Вплоть до XV века почти все храмы Новгорода имели на стенах закладные кресты, как белокаменные, так и кирпичные, — пишет в книге „Крест в России“ специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — Кресты на фасадах располагались, как правило, асимметрично, неравномерно и в большинстве своем — на уровне человеческого роста. Такие кресты могли быть заложены жертвователями в стену храма по обету и иметь памятные и благодарственные надписи».

К таким крестам относился и знаменитый мемориальный Алексеевский крест, ныне находящийся в Софийском соборе Новгорода, установленный в 80-е годы XIV века по повелению архиепископа Алексия (1359−1389 гг.).

Древняя традиция получила новую жизнь в начале XX века, когда поиск средств выразительности привел многих архитекторов к изучению древнерусских традиций. Преломляя старые формы в эстетике неорусского стиля, московские зодчие того времени применяли украшение «фасадов орнаментальными имплицитными („накладными“) крестами различных типов и форм, что привело к органичному единству декора и фона».

Хорошо известны примеры таких крестов на фасадах Покровского собора Марфо-Мариинской обители (1908−1912 гг., архитектор А.В. Щусев) и храма Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве под Москвой.

На основе этого пласта церковного наследия в архитектурном бюро архитектора Александра Жернакова были разработаны возможные формы мемориального знака. Заметное влияние на них оказал, среди прочего, и образ аналойного креста, изготовленного известным мастером Георгием Кожокарем на Соловках и доставленного в 2007 году вместе с Большим поклонным крестом в Бутово.

Конечно, предложенные наброски не означают, что все памятные кресты будут выглядеть подобным образом. Очевидно, что каждый раз будет необходимо новое творческое решение, привязка к архитектурному стилю церковного здания, выбор наиболее удачного места на фасаде храма, создание оригинального текста надписи.

В 2013 году идея «каменных скрижалей» уже начала воплощаться в жизнь.

Инициативу установки «каменных скрижалей» на храмах, где служили пострадавшие за веру на Бутовском полигоне и в других местах священномученики, горячо поддержал летом этого года в рамках вверенного ему викариатства епископ Воскресенский Савва. Первый такой мемориальный знак в форме креста был установлен на храме Троицы Живоначальной в селе Горетово Можайского района 16 июня 2013 года. Установленный по благословению настоятеля храма протоиерея Димитрия Смирнова, при активном участии протоиерея Илии Шапиро, памятный знак посвящен священномученику Михаилу Маркову — уроженцу этого села и настоятелю Троицкого храма с 1909 по 1933 год, погибшему в Мариинских лагерях в 1938 году. Таким образом, была отмечена 75-летняя годовщина его мученической кончины. Мне довелось быть на этой службе и быть свидетелем того, как памятный крест оказался в центре внимания прихожан. Особенно когда о. Димитрий после Литургии, совершая крестный ход вокруг церкви, остановился напротив знака, чтобы его освятить и прославить величанием память священномученика Михаила. Сразу стало понятно — сама установка и освящение такого рода памятного знака всегда будут становиться событием в жизни приходской общины, будут давать повод для обращения к житийным текстам, написанию новых и особому почитанию уже написанных икон, то есть к прославлению новомученика на уровне прихода, улицы, города. Установка памятного креста не станет одноразовым действием, а позволит включить новый знак во все процессии пасхального цикла, в уже существующую ткань храмовой символики, создаст возможность как соборного, так и частного особого памятования о святом мученике. Крест в Горетово имеет оригинальную форму и сделан из камня. Надпись на нем гласит: «В этом храме с 1909 по 1933 год служил священномученик Михаил Марков. Погиб в Мариинском лагере 16 июня 1938. Истязание лукаво, неправеден суд, изгнание тягостно, люто мучительство, смерть безчестна пред человеки, велий пред Богом вся претерпевый сия священномученик Михаил» (подробнее о самом событии здесь). Казалось бы, что может изменить в умах людей, в жизни села установка памятного знака на храме, но пример с. Горетово показывает, что иногда небольшого символа достаточно для того, чтобы расставить новые акценты в смысловом пространстве улицы, площади или целого поселения, чтобы освободить от летаргического сна реку народной памяти. Возможно, не только из-за установки памятного креста, но во всяком случае после нее недалеко от храма на развилке дорог был установлен указатель, на котором храм не только был упомянут, но и был назван «местом служения священномученика»! В настоящее время администрация сельского поселения рассматривает вопрос о переименовании одной из улиц с. Горетово в честь священника Михаила Маркова!

Для дальнейшего развития этой инициативы очень важно, что она получила поддержку 20 декабря 2013 г. на епархиальном собрании Московской епархии. Протоиерей Димитрий Смирнов предложил ввести такую практику во всех храмах г. Москвы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал эту идею. Она была запротоколирована как один из пунктов решения собрания, в 9 пункте Постановления епархиального собрания говорится: «Озаботиться увековечением памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в обителях и храмах, где они совершали служение, в частности, посредством установки мемориальных досок или памятных крестов». Мы надеемся, что благословение Патриарха будет поддержано во всех епархиях Русской Церкви. Возможно о том, как сделать этот проект общецерковным, будет идти речь на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://www.bogoslov.ru/text/3 999 110.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru