Южный Урал | Татьяна Орлова | 09.03.2005 |
Безусловно, этот перекос общественного сознания сформирован при молчаливом попустительстве самого государства, потому и нарастают трудности с призывом, — не только разрослось количество отсрочек, регламентированных законом, но и появляются уклонисты, пытающиеся обойти закон с тыла. В Орске такими процессами умело управляют представители религиозной секты «Свидетели Иеговы». Из стен уютного особнячка, отстроенного практически в центре города, на улице Вяземской, с некоторых пор стало вылупливаться поколение птенцов-пацифистов, фанатично убежденных в том, что их предназначение — отнюдь не защита Отечества.
Первым столкнулся с пацифистами «по религиозным убеждениям» военкомат Ленинского района. Вот уже два года здесь пытаются призвать на срочную военную службу А. Степанова и М. Федоренко. Но ни тот, ни другой облачаться в солдатскую шинель не собираются ни под каким предлогом. Всякий раз, получая повестку из военкомата, Алексей Степанов пишет в объяснении, что несение воинской службы противоречит не только его религиозным убеждениям, но и его совести. Не отстает от него в красноречии и Михаил Федоренко. За истекшее время подобные маневры обеспечили обоим «свидетелям» более двадцати отсрочек. И вот военкомат дождался своего часа: наконец-то был принят закон об альтернативной службе. Но что он изменил в поведении Степанова и Федоренко?
Оказалось, что и на гражданской службе, где держать в руках оружие вообще не придется, свидетели Иеговы служить тоже не собираются. На стол полковника Виктора Николаевича Черняева, военного комиссара Ленинского района, легла очередная порция объяснений-отписок, например таких: «Хочу довести до вашего сведения, что я отказываюсь от прохождения альтернативной службы, так как она может являться препятствием для исполнения моих библейских обязанностей». Или вот такое объяснение: «Моя совесть не позволяет мне давать присягу. Так как присяга — это своего рода обещание служить государству, в котором я живу, но я уже дал клятву Богу».
О совести — это хорошо, но к месту ли? Такие словесные пассажи невольно наталкивают на мысли о некотором словоблудии молодых адептов, после чего мало верится в их искренность, с которой они отбивают земные поклоны неземному владыке…
Исчерпав весь многолетний резерв терпения, военкомат обратился за помощью в правоохранительные органы, но, к сожалению, до судебных разбирательств дело так и не дошло. Пацифистам по религии опять кто-то толково разъяснил возможности для избежания наказания. Ссылаясь на то, что в военкомате им якобы толком не объяснили, что такое альтернативная гражданская служба, Степанов и Федоренко тем самым поставили под сомнение качество проведенных следственных мероприятий.
В результате все вернулось на круги своя. Делом отказников вновь занялась прокуратура, а полковнику В. Н. Черняеву прибавилось тревожных сомнений: хватит ли у нее доказательной базы для убеждения суда в том, что, бегая от армии, А. Степанов и М. Федоренко лишь прикрываются своими «религиозными убеждениями»? Эти опасения имеют основания.
— На каждое собеседование оба призывника приходят с кипами скопированных документов, ссылки на которые помогают им аргументировать свою позицию. Явно кто-то руководит ими. Впрочем, догадаться нетрудно, кто это, достаточно выйти на Интернет-сайт «Свидетелей Иеговы», чтобы убедиться, как эта организация относится к службе в армии. На сайте масса советов, как себя вести в военкомате, как правильно оформить отказное заявление и так далее. Все это еще раз убеждает в том, что данная религиозная организация ведет целенаправленную кампанию не только по подрыву авторитета Российской армии, но и по ослаблению ее рядов.
С В.Н. Черняевым трудно не согласиться, поскольку происходящее в Орске действительно начинает приобретать черты кампании. Вслед за Ленинским военным комиссариатом с проблемой отказа от службы по религиозным убеждениям столкнулись и два других.
Как рассказал военком Советского района А. И. Зверянский, здесь также были вынуждены рассматривать заявление об отказе служить. И решение об отсрочке уже принято. Не лучше ситуация и в Октябрьском военкомате. На стол военкома А. В. Бондаря тоже легло подобное заявление, но пока оно в стадии рассмотрения.
Как видим, лиха беда начало… Но это, так сказать, «цыплята», недосчитанные по осени, а сколько юношей инструктируется сектой к отказу от весеннего призыва — это пока никому не ведомо.
Секта иеговистов зарегистрировалась в Орске в 1998 году. Представляют ее два миссионера — поляк Анджей Янкевич и выходец из Западной Украины Константин Квартюк. «Свидетели Иеговы», блюдя собственные интересы, не замыкаются внутри себя и, они охотно сотрудничают с общественной палатой городской администрации. Секретарь палаты Н. Горлатова неоднократно бывала в офисе «свидетелей», присутствовала на лекциях по изучению Библии.
— Поскольку церковь отделена от государства, у нас нет никакого права хотя бы более детально поинтересоваться, чем занимаются те или иные конфессии и их ответвления. Те же «Свидетели Иеговы» кого угодно способны убедить в своей благочестивой миссии, — все здесь дышит доброжелательностью и милосердием. Рефрен «мы с миром, мы с добром» звучит в каждой реплике. Хочешь — верь этому, хочешь — не верь, но другого способа взаимодействия между нами нет…
За шесть лет «свидетели» отстроили собственный клуб, собрали вокруг себя примерно три сотни последователей, как следует из сведений, представленных в городскую администрацию. Они открыли школу теократического служения, которую якобы посещают 200 человек самого разного возраста, социального статуса, уровня образования и материального положения. Они же являются пока единственной в городе религиозной организацией, адепты которой повели открытое противостояние с военкоматами.
Не думается, что среди заявленного числа последователей (да и насколько реальны заявленные числа, если нет никакой возможности проверить их?) значительную часть представляет молодежь призывного возраста. Как правило, среди сторонников новых религиозных течений наиболее многочисленны ученицы женского пола среднего возраста, — это матери таких юношей. Именно они с подсказки «духовных наставников» нередко выступают «духовной опорой» в борьбе собственных сыновей против Российской армии, но это уже другая тема.