Культура | Борис Фаликов | 09.03.2005 |
В середине февраля в Центр русской духовности Православной церкви Божией Матери Державной ворвались возбужденные молодые люди и, назвавшись членами православного братства, учинили разгром — попортили церковную утварь и оставили на стенах граффити «Секта, убирайтесь вон». Под горячую руку досталось и пожилому религиоведу из МГУ, который занимался в ЦРД полевыми исследованиями на благо отечественной науки. Дело в том, что подвергшаяся нападению церковь принадлежит к так называемому «альтернативному православию», которое отвергает руководящую роль РПЦ. «Богородичники», как называют их в народе, призывают Московскую патриархию к покаянию за грех сотрудничества с большевиками и исповедуют веру в особую роль Богоматери, которая любит Россию и хочет ей помочь. Пророк Иоанн (Береславский) утверждает, что получает от Богородицы прямое откровение, поэтому учение и ритуал богородичников имеют свои особенности, которые как раз и изучал попавший под горячую руку религиовед. Архиерейский собор РПЦ еще в 1994 году занес организацию в список вредных сект, и с тех пор отечественные сектоборцы сражаются с ней, не жалея сил. В последнее время эта борьба из пропагандистской начала превращаться в рукопашную. Прошлой весной был совершен набег на петербургскую общину, теперь на московскую. Богородичники заявили на обидчиков в милицию и обратились за помощью вначале к омбудсмену Лукину, а затем и к Президенту Путину. Как зарегистрированная и вполне законная религиозная организация, они надеются на помощь властей.
НАСТАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА
Некоторые наблюдатели российской религиозной жизни усмотрели в инциденте симптомы ужесточения политики РПЦ в отношении сект. На мой взгляд, дело не в этом. Уже второе десятилетие отечественные борцы с сектами и культами (а они, хоть и любят ссылаться на благословение священноначалия, все-таки — сами по себе) обрушивают на своих врагов потоки оскорблений, обвиняя их в немыслимых грехах. Те не только замышляют против истинной веры и совершают дьявольские обряды, но и зомбируют людей, разрушают семьи, растлевают малолетних и шпионят в пользу иностранных государств, то есть ведут себя как самые настоящие преступники. Наслушавшись такого, рядовые защитники православия, обуреваемые праведным гневом, рвутся извести сектантов под корень, с удовольствием прибегая к рукоприкладству. Джинн выскакивает из бутылки.
Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл, рассуждая недавно о том, что неплохо было бы верующим создать общественную организацию для защиты Церкви от безнравственного мира, загодя дал им пастырское наставление: «Есть события, мимо которых нельзя пройти, и протестовать необходимо. Некоторые явления можно просто игнорировать. От выбранного способа протеста зависят результат и реакция общественности». В цивилизованном мире существует немало религиозных организаций консервативного толка, которые объединяют людей, выступающих против безнравственности, кощунства, абортов и матерщины. Благодаря им протест канализируется в законное русло, за пределами которого остается совсем немного экстремистов, таскающих за волосы медсестер из абортариев. Знающий по долгу службы западные реалии митрополит хотел бы и у нас видеть здравых и законопослушных общественников.
Но вот окоротить сектоборцев рука у него не поднимается. А ведь если задуматься, вреда от них больше, чем от не по уму ретивых поборников нравственности. Те возмущаются кощунственной вседозволенностью светской культуры и имеют на это свой резон. Эти сами кощунствуют над предметами чужого культа, который в случае богородичников не очень-то отличается от их собственного. Осквернять иконы, кресты и статуи Богородицы, которым поклоняются другие люди, — это совсем не то, что крушить артефакты безбожников-акционистов. В некотором смысле сектоборцы рубят сук, на котором сами сидят.
ИНСТРУКЦИЯ ПРОТОИЕРЕЯ
Слова митрополита Кирилла показывают — руководство Церкви не хочет, чтобы она ассоциировалась в сознании публики с экстремистскими проявлениями, число которых в последнее время растет. Протест верующих должен носить цивилизованный характер. Недаром влиятельный митрополит объявляет себя сторонником гражданского общества. Но члены такого общества не нападают на людей, которые верят иначе, чем они. Не прибегают к заведомой клевете и не крушат чужую собственность. И то и другое карается законом.
У нас на борьбу с сектами закон, похоже, не распространяется. «A la guerre comme И la guerre». Побиение богородичников Савеловская прокуратура расследует без особого энтузиазма. Стражей правопорядка несложно убедить, что с еретиками нельзя иначе. Предварительно объяснив, что еретики и преступники — это одно и то же. Милицейский менталитет усваивает незамысловатое тождество легко. Уверенность в своей безнаказанности быстро умножает ряды тех, кому хочется самостоятельно сводить счеты с еретиками. Воинственные призывы лидеров усиливают эффект.
Например, протоиерей Дмитрий Смирнов (чей приход находится в непосредственной близости от разгромленного центра богородичников) давал следующие инструкции последователям: «Двум человекам в любом городе вполне под силу узнать фамилии, имена, отчества, домашние адреса руководителей всех существующих сект. Ну можно создать плакаты и на ксероксе их размножить… и заклеить все государственные учреждения этими плакатами. И можно их отфотографировать при выходе из дома. Чтобы каждый житель города знал в лицо, знал фамилию, имя, отчество, домашний адрес и телефон… И я думаю, что для многих будет достаточно, чтобы отсюда уехать. По крайней мере, не один кирпич полетит в эту форточку». Они и полетели.
ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
Прекратить это несложно. Жил в Грузии очень горячий православный священник Василий Мкалавишвили, систематически нападал на иеговистов, кришнаитов и прочих иноверцев, которых именовал не иначе, как «сатанистами», жег их священные книги и подвергал всяческим унижениям. Число его единомышленников перевалило за тысячу. В конце концов, Синод Грузинской православной церкви не выдержал и изверг ретивого сектоборца из сана. Это его не остановило, но развязало руки светским властям.
Михаил Саакашвили с его программой сближения Грузии с Европой быстро понял, что шалости бывшего священника стоят ему слишком дорого. Европейцы постоянно указывали на нарушения религиозной свободы в Грузии и необходимость вести себя прилично, если грузины хотят оказаться в их компании. Мкалавишвили посадили. Возможно, наиболее верных его сторонников это не остановит. Отдадут под суд и их. С немытой шеей в приличное общество не пускают.
Конечно, грузинский опыт может пригодиться нам только в том случае, если мы тоже захотим в приличное общество. Но покуда у нас преобладают другие настроения. Мы не маленькая Грузия, и Европа нам не указ.