Седмицa.Ru | Константин Аверьянов | 05.06.2014 |
8−10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними — исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения.
Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.
О связи прп. Сергия с Ростовом и ростовским княжеским родом рассказал С.В. Городилин (Институт российской истории РАН). Охарактеризовав ростовский период жизни семейства боярина Кирилла и его уход в Радонеж, он отметил утрату прежнего, достаточно высокого рода. Это в итоге привело к отсутствию контактов ростовских князей с основанным Сергием Троицким монастырем в начальный период его истории. В XV в. известен только один вклад ростовских князей в этот монастырь, основной же их поток начался лишь в 1-й трети XVI в. Этот факт подтвердил А.В. Сергеев (Санкт-Петербургский институт истории РАН), подробно охарактеризовавший сведения о ростовских князьях в письменных и эпиграфических памятниках Троице-Сергиева монастыря за 2-ю треть XVI — начало XVII в. В этот период в обитель поступило значительное количество вкладов от представителей различных ветвей ростовского княжеского рода. Многие из вкладчиков приняли здесь постриг, были захоронены на монастырском кладбище. В последние годы на территории лавры обнаружили несколько надгробных плит, позволивших уточнить даты жизни некоторых ростовских князей.
Особый интерес вызвал доклад С.З. Чернова (Институт археологии РАН) «Рассказы Жития об отрочестве и юности Сергия Радонежского в контекстах устной традиции». Известно, что основным источником для Епифания Премудрого, первого агиографа прп. Сергия Радонежского, стали именно устные рассказы Стефана, старшего брата преподобного, монахов Троицкой обители и других лиц, его знавших. Записал их он в конце XIV в., вскоре после кончины святого. Именно благодаря этому до нас дошли многие сведения о его жизни, не отразившиеся в других источниках. Между тем в окрестностях Радонежа до сих пор бытуют локальные предания о местах, связанных с жизнью прп. Сергия, которые не вошли в рассказ Епифания. В частности, с урочищем Белые Боги связывают сюжет о том, как здесь, на месте языческих молений преподобный поставил крест. Пустошь Белухинскую называют местом, где он первоначально хотел основать Троицкий монастырь. Насколько можно доверять подобным рассказам и не являются ли они позднейшей реминисценцией? По мнению исследователя, проводившего еще в 80-х гг. прошлого века опросы старожилов, местное население на протяжении столетий помнило сотни микротопонимов — названий урочищ, полей, дорог и т. п., которые известны историкам лишь по средневековым актам. Подобная «народная память» помнила и сюжеты, связанные с жизнью прп. Сергия Радонежского. Эти рассказы неоднократно записывались не только в XX в., но и в предшествующее время, что говорит об устойчивости данной традиции. Все это позволяет добавить новые штрихи в биографию основателя Троице-Сергиевой лавры.
Любопытные аспекты ранней истории Радонежа затронула Е.Г. Ершова (Ботанический сад Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова). По данным палинологии (науки о цветочной пыльце) она попыталась воссоздать ландшафт этих мест в эпоху прп. Сергия Радонежского. На первоначальном этапе в междуречье рек Торгоши и Пажи, где возник Троицкий монастырь, господствовала растительность, характерная для южной тайги — ельники, дубняки, осинники и липники. На XIV в. пришлось время заметного похолодания, что привело к резкой смене состава лесов. К тому же в этот период началась их массовая вырубка под распашку, которая достигает максимума в XV—XVI вв.
Одним из важных моментов жизни Сергия еще в ростовских пределах стала известная по Житию его встреча в 7-летнем возрасте с чудесным старцем. С.В. Сазонов (ГМЗ «Ростовский кремль») проанализировал как данный сюжет отразился в литературных памятниках и изобразительном искусстве. Тему продолжил доклад А.Г. Мельника (ГМЗ «Ростовский кремль») «Социальные функции св. Сергия Радонежского в XV — XVI вв.», в котором исследователь рассмотрел развитие различных аспектов почитания преподобного в масштабах всей страны.
В центре доклада С.В. Николаевой (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник) оказался один из главных источников по истории Троице-Сергиевой лавры — опись монастыря 1641 г., которую сотрудники музея готовят к публикации. Это первая сохранившаяся комплексная опись обители, а также 14 приписных монастырей, дающая полное представление о монастыре в 1-й половине XVII в. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. стала источником и для сообщения М.С. Черкасовой (Вологодский государственный педагогический университет) о храмонаименованиях во владениях Троице-Сергиева монастыря в XV—XVII вв. Исследовательница проанализировала данные о наименованиях 351 храма во владениях обители (а с учетом приделов речь может идти о 389 посвящениях). Около трети храмов посвящены Троице, примерно 200 — вселенским святым, из которых заметно преобладают посвящения свт. Николаю Чудотворцу, чуть более 60 — русским святым. Сергий Радонежскому были посвящены 40 престолов.
Уже в XVII в. почитание прп. Сергия Радонежского начало распространяться за пределы России. В.И. Ульяновский (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) сообщил о приезде в Москву в 1623 г. митрополита Синайского Иеремии, подвизавшегося в монастыре св. Екатерины на Синае. Любопытной деталью был его рассказ о явлении ему прп. Сергия, который указал пещеру, место подвигов св. Стефана Синайского. Почитание прп. Сергия отразилось и на художественных предметах. В.В. Игошев (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) рассказал об изображениях Сергия Радонежского на памятниках серебряного дела и деревянной резьбы. Одним из первых по времени подобных примеров является сохранившийся от XV в. деревянный крест, поставленный, по преданию, прп. Саввой Вишерским при основании своей обители. На нем среди избранных святых изображен и прп. Сергий. Эта традиция развивается и продолжается поныне. В.Ф. Пак (ГМЗ «Ростовский кремль») рассказала об изображении прп. Сергия Радонежского на пасхальном яйце «Ростовские чудотворцы» современной художницы Л. Д. Самсоновой, написавшей его по образцам знаменитой ростовской финифти XIX в.
Темой выступления О.Р. Хромова (Научно-исследовательский институт Российской академии художеств) стал обзор собрания цельногравированных книг Ростовского музея. Свое название этот вид книг, появившийся в России в XVII в., получил по гравюрам, которые печатались с цельных деревянных или металлических досок. Наряду с альбомами, календарями, атласами, лубочными изданиями иллюстрации широко использовались и в различной духовной литературе — святцах, синодиках и т. п. Хотя собрание подобных книг в Ростовском музее — среднее по своим размерам, оно в известной мере дополняет наиболее крупные в России аналогичные коллекции Российской государственной и Российской национальной библиотек.
В историю Русской церкви прп. Сергий Радонежский вошел и как создатель школы своих учеников и последователей, ставших основателями многочисленных обителей. С.Б. Чернецова (Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова) охарактеризовала 2 обители учеников прп. Сергия — Сильвестра и Павла Обнорских, устроенные в Комельском лесу на границе современных Ярославской и Вологодской областей. Одним из самых заметных представителей школы Сергия Радонежского является прп. Кирилл Белозерский. В основанном им Кирилло-Белозерском монастыре до сих сохраняется часовня, по преданию, срубленная самим Кириллом и ныне находящаяся под каменной сенью. О ее дендрохронологической датировке рассказал В.В. Мацковский (Институт географии РАН). Проводившееся в 1981 г. подобное исследование Н.Ф. Сергеевой датировало часовню 1720−1740-ми гг. Создание качественной дендрохронологической шкалы для этого региона позволило датировать памятник 1510−1550-ми гг. Судя по всему, часовня прп. Кирилла Белозерского представляет собой пример устойчивой традиции почитания святого, когда при ее реставрации использовались бревна из первоначальной постройки.
Ряд докладов был посвящен ростовскому Троице-Сергиеву Варницкому монастырю. А.Л. Каретников (ГМЗ «Ростовский кремль») рассказал о комплексном изучении Варницкой слободы — места, с которым предание связывает рождение Сергия и где впоследствии была основана обитель, посвященная Сергию Радонежскому. К сожалению, наши сведения по ее истории крайне отрывочны. Впервые она упоминается лишь в грамоте царя Михаила Романова, где имеется ссылка на предшествующую грамоту великого князя Василия III 1-й трети XVI в. Для воссоздания истории слободы исследователь привлек разнообразные материалы — первое подробное ее описание в писцовой книге 1629 г., план слободы 1676 г., межевой план 1767 г., топографическую съемку середины XIX в. Несмотря на то, что первые раскопки на территории слободы пытался проводить еще А.А. Титов в 1880-х гг., это место остается еще малоизученным в археологическом отношении. Спустя столетие, в начале 1980-х гг. разведки тут проводил А.Е. Леонтьев, обнаруживший 2 селища. Подъемный материал датировался XVI—XVII вв. Работы осложняются тем, что территория Варницкого селища частично застроена. Тем не менее в 2008 г. Каретников разведки продолжил. Были выявлены производственная зона варниц к северу от селища, остатки солеваренного колодезя, найден керамический материал XV — конца XVIII в.
На вопросах ранней истории Варницкой обители остановился К.А. Аверьянов (Институт российской истории РАН). Традиционно датой возникновения монастыря считается 1427 г., а его основание связывается с именем ростовского епископа Ефрема, управлявшего Ростовской епархией в 1427—1454 гг. Анализ истории всероссийской канонизации Сергия Радонежского показывает, что она произошла в декабре 1448 г., когда на соборе русских епископов на митрополию «всея Руси» был поставлен рязанский епископ Иона. Тогда же новый митрополит возвел Ефрема в сан ростовского архиепископа. Очевидно, вскоре после этого события и была основана обитель.
К.С. Степанов (ГМЗ «Ростовский кремль») охарактеризовал хранящийся в Ростовском архиве фонд Варницкого монастыря. В общей сложности ныне он содержит 129 дел, относящихся к 1629−1910 гг. Это и сведения о постройке храмов, составе духовенства, приходо-расходные книги, описи, планы монастыря. К сожалению, этот весьма интересный фонд составляет лишь незначительную часть когда-то имевшегося в монастыре архива. Известно, к примеру, что на 1875 г. в нем насчитывалось 4273 дела. Во многом эти потери были связаны с тем, что в советское время обитель прекратила существование.
Из монастыря были вывезены и художественные ценности. Об одном портрете, поступившем в Ростовский музей в 1927 г. из Варницкого монастыря рассказала Т.В. Колбасова (ГМЗ «Ростовский кремль»). Это большой ростовой парадный портрет неизвестного архиерея. Первоначально предполагалось, что на нем изображен Патриарх Никон, однако сравнение известных его изображений с ростовским портретом показало ошибочность данного утверждения. Путем кропотливых изысканий исследовательнице удалось выяснить, что на нем изображен ростовский архиепископ 2-й половины XVIII в. Афанасий (Вольховский).
Конференция стала заметным вкладом в изучение жизни преподобного Сергия Радонежского. Планируется издание сборника ее материалов.