Русская линия
Православие.RuИеромонах Никон (Париманчук)04.06.2014 

Славнейший град Москва
Слово в день празднования Владимирской иконы Божией Матери

Икона Божией Матери Владимирская. Празднование 21 мая / 3 июня, 23 июня / 6 июля, 26 августа / 8 сентября

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С праздником, дорогие братья и сестры, с днем молитвенного и благодарного воспоминания милости Божией, дарованной нашим предкам по вере и совершившейся по молитвам пред иконой Божией Матери, которая именуется Владимирская.

«Днесь светло красуется славнейший град Москва» — так начинается главное песнопение праздника в честь этой иконы. Но как может красоваться град, в котором грех и порок уживаются рядом со стенами храмов, а соблазн греха и гордость житейская открыто выставлены как предел счастья, о котором только и должен мечтать человек в этой жизни?

Нет ли красивого преувеличения в этом песнопении? Нет ли в нем неправды, когда звучало оно в те дни, когда сама вера христианская, казалось, вот-вот будет уничтожена с лица Новой Руси, ставшей уже Красной от пролитой народной крови? И даже некоторым благочестивым христианам пред лицом этой скорби казалось, что всё прошло и сохранившееся малое святительство и малочисленное духовенство, и сам народ Божий — бабушки с дедушками — это Русь Уходящая.

Но минули десятилетия, а вера православная жива, потому что не только о граде земном, временном, но и граде Небесном, святом, и жителях его — святых — прообразовательно воспевает тропарь.

А мы, жители града земного — и Москвы, и всех других городов и весей русских, — только стремимся к святости этих праведников.

Это ради них, праведников и угодников Божиих — известных и скрытых от нас, — стоит Земля Русская и красуется Церковь Русская Православная. Это святые, укрепленные и огражденные верой, как защищен град крепостными стенами, восприимают луч освящения благодати Божией, это они возносят свои молитвы о нас.

И первой, к кому обращаются они — небесные граждане, и мы — граждане отечества земного, — это Пречистая, Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица — Пречистая Матерь Божия.

Вера, что Она слышит нас, давала им тогда и дает нам ныне силы славить так Царицу Небесную пред Ее иконой. И хотя сам подлинный образ Божией Матери был отобран Промыслом Божиим от верующих и упрятан в надежные музейные застенки, вера, надежда и благодарность, любовь к Богу за все Его великие благодеяния, за все милости, за все скорби и испытания, которые Он посылает, изливались в неисчислимом множестве слез и молитв к Матери Божией.

И много, много раз помогала Взбранная Воевода православному народу.

Знаем, как и в 1395 году защитила Царица Небесная Московскую землю от уничтожающего нашествия Тамерлана; знаем, как спустя почти сто лет, в 1480 году, Царица Небесная вновь укрепила русское воинство в его мужественном противостоянии на Угре, когда решался вопрос независимого существования народа русского.

И сегодняшний праздник — это день молитвенной благодарности за избавление от угрозы полного разорения Москвы при нашествии в 1521 году полчищ Крымского ханства с многочисленными союзниками.

И вновь, как и прежде, невидимая рука Божия по молитвам Царицы Небесной положила предел, перейти который не возмогло даже стотысячное войско.

Но не только град Москва торжествует ныне.

Сегодня отцы и братия и народ Божий в Псково-Печерском монастыре молитвенно чтут свою святыню — чудотворный образ Царицы Небесной.

О множестве других знамений всесильной помощи Божией по молитвам Царицы Небесной хранится память и в церковных календарях, и в истории городов, весей и всей страны нашей!

Так заступается Богородица за всех призывающих Ее, так спешит на помощь.

Один из последних Оптинских старцев, Нектарий, говорил об истории человечества, что «она показывает нам, как Бог руководит народами и дает как бы нравственные уроки вселенной». Дает нравственные уроки человеку.

И блажен тот народ и тот человек, который руководится Господом и волю Его исполняет как свою.

Пример такой духовной мудрости и прозорливости для нас — святой равноапостольный император Константин, память которого сегодня совершается, который в явлении знамения креста увидел благословение и силу мира Христова.

Пример духовной отваги — святая Елена, мать императора, которая в возрасте уже 60 лет, не говоря, что уже поздно что-то менять, меняет уклад своей жизни, принимает христианство под влиянием своего сына и безбоязненно направляет стопы свои ко Христу. И Господь дает ей такие силы ревности апостольской, что ее трудами обретается Крестное Древо, которое укореняется на земле людей — в Церкви Божией — и, произрастая в сердцах христиан, дает обильные плоды святости и добродетелей.

История и народов, и отдельной личности — это история нравственного противостояния злу, греху, лицемерию, неправде, двойственности, противостояния гордыне и самомнению, противостояния искушению властью и искушению безверием. Но противостояния с помощью Божией, со смиренной молитвой покаяния.

И история Святой Руси — это не просто красивый рассказ о прошлой жизни, но были в ней и свои драматические страницы.

С днем сегодняшнего торжества связано сказание о страшном, грозном видении и одной престарелой монахине, и блаженному Василию в те дни. Им был открыт исход из Кремля святителей Московских, которые забрали с собой и Владимирскую икону Божией Матери, и святыни — в наказание Божие за грехи ее жителей.

И только Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен за спасение Москвы перед Владимирской иконой Божией Матери.

Но спустя века мерой грехов человеческих было попущено новое испытание земле Русской.

Что это было? Неужели милость Божия оставила нас? Нет, но молитвенный покров Царицы Небесной на сей раз был отброшен самим неверием и самонадеянностью людской, и открылось время неисчислимых бед и для верующих, и для неверующих. Но, как говорил святой преподобный старец Алексий, подвизавшийся в 20-е годы XX века в Зосимовой пустыни, часто кажется, что события истории и происходящее с нами как бы нецелесообразно и даже что это прямо несогласно с божественными законами. Но это страдание народных масс, страдание народа от безверия было даром Христа, которым было очищено всё общество от греха неверия.

+ + +

В древности летняя пора была временем набегов неприятелей. Поэтому все праздники, посвященные Владимирской иконе, приходятся на это время. И время нашего духовного возрастания, время созревания духовного нашего урожая можно уподобить летней поре — это тоже пора набегов неприятеля нашего и сопротивника — диавола, пора духовной зрелости и духовного плодоношения, упражнения в мужестве, в противостоянии греху и утверждении в верности Богу.

И что бы ни пришлось нам претерпеть в эту пору, какие бы страдания и искушения, соблазны, будем хранить в сердце главную святыню — веру православную, как наши благочестивые предки хранили ее, полагая краеугольный камень своего спасения на Христе.

И тогда всегда — и в дни духовных торжеств, как сегодняшний день, и в дни будней — будет нам сиять, как заря незаходимого солнца, милость Царицы Небесной, по молитвам Которой да избавит Христос Спаситель и град сей, и вся грады от всякого зла, и страны христианския невредимы сохранит от всех навет вражиих, и души наша спасет, яко Милосерд.

Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/put/71 201.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru