Русская линия | Людмила Ильюнина | 09.03.2005 |
В отце Павле Адельгейме можно сказать, что он из тех, кто соединил в себе молитвенность и деятельную борьбу за правду. Фамилия у батюшки немецкая (по линии деда), а женщины в его роду все были русские. Дед-немец, бывший крупный заводчик был расстрелян в 1942 году. Судьба другого деда — бывшего царского офицера неизвестна. Мать была арестована и осуждена на ссылку, когда ее сыну было всего 8 лет. Будущий отец Павел жил сначала в детдоме, потом с матерью на принудительном поселении в Казахстане. В 1959 году рукоположен во дьякона, в 1964 году во священники. Закончил Московскую духовную академию. Пострадал за веру — осужден в 1969 году за «клевету на советскую власть». В лагере потерял правую ногу. Вернулся на волю инвалидом в 1972 году. У отца Павла трое детей и шесть внуков.
Почти 30 лет батюшка служит в Псковской епархии. Последние тринадцать лет в храме святых Жен-мироносиц во Пскове. При храме открыта общеобразовательная школа, судьба которой ныне под вопросом из-за отмены государственных дотаций. А за городом батюшка создал приют для брошенных детей. И его судьба из-за денежных проблем тоже под вопросом. Но сейчас речь не о школьных проблемах.
Два года назад отец Павел Адельгейм написал книгу «Догмат о Церкви в канонах и практике». Эта книга стала камнем преткновения для многих, потому что в ней впервые на серьезном уровне (без особых эмоций и диссидентства) был поставлен вопрос: насколько нынешнее положение дел в Церкви (в отношении между епископатом, клиром и мирянами) соответствует каноническим установлениям. Насколько соблюдается принцип соборности в нашей церкви. Местный архиерей архиепископ Псковский Евсевий распорядился, чтобы отец Павел принес «публичное покаяние через СМИ» за свою книгу, хотя на Епархиальном Совете было решено, что никаких выпадов лично против правящего архиерея в книге нет. В газете «Московский комсомолец» 8 декабря 2004 года было опубликовано покаянное письмо отца Павла. Это не было отречением от книги — а исполнением послушания владыке. Позднее покаянное письмо было опубликовано в местной псковской газете.
Когда я спросила, почему отец Павел написал именно такую книгу, почему он поднял такую острую тему, он ответил: «Архиерей должен быть для священства и мирян отцом, а не отчимом, не только администратором». Потом он вспомнил Лескова и его «Мелочи архиерейской жизни»: Лесков описывает различные недостатки, но за каждым образом ты видишь живого человека, а теперь человека нет — есть чиновник, начальник. Но так же не должно быть! Церковь Христова — это любовь, — «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу».
В интервью отец Павел сказал: «Надо терпеть, все, что Бог дает. В Церкви нельзя идти революционными путями. Нужно делать свое маленькое дело, нужно служить Богу и людям на своем месте. Бунтовать в Церкви нельзя, но говорить о болевых проблемах можно, оценивать ситуацию, выяснять почему так или иначе происходит, делать это гласным для христианской общественности необходимо — иначе мы просто разложимся».
Накануне Прощенного Воскресенья протоиерей Павел Аддельгейм написал правящему Псковскому архиерею еще три покаянных примирительных письма, которые мы по его благословению предаем гласности на «Русской линии».
МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ
ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
ХРАМ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
180 016 г. Псков, ул. Коммунальная д.25а
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященному Евсевию, архиепископу Псковскому и Великолукскому.
«…якоже и мы оставляем
должником нашим».
Ваше Высокопреосвященство!
Наступили дни примирения, покаяния и воздержания. Войти в святые дни Великого поста мне хотелось бы примирённым с Вами, как завещал Христос:
«если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой"(Мф.5,23).
Каждый христианин знает по опыту как трудно совершить этот подвиг: просить прощения и прощать. Однако, нам некуда деться от непререкаемого завета Христа. Бог не примет ни воздержание, ни покаяние, если мы не захотим простить друг друга и примириться. Говорят, время лечит раны и обиды. Прошло два года. Второй раз наступает Прощённый день. В каждом письме я прошу простить причинённое Вам огорчение и примириться. Святое Евангелие позволяет отказать в прощении по двум причинам. Одна из них лишает прощения в этом веке. Другая вина не проститься ни в сем веке, ни в будущем.
Во-первых, невозможно даровать прощение тому, кто об этом не просит. Это косвенный вывод из ответа Христа Спасителя апостолу Петру:
«Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: „каюсь“, — прости ему» (Лк.17, 2−4).
Кто не просит прощения, тот не сможет его принять. Прощение останется бездейственным. Я прошу у Вас прощения и повторяю: «каюсь».
Есть другое предупреждение:
«Всякий грех и хула простятся человекам: а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12, 22).
Обиду, причинённую епископу, нельзя рассматривать как хулу на Святого Духа.
Епископ поставляется Духом Святым. Епископ священнодействует, управляет и учит Его властью. Но персону епископа нельзя отождествить с личностью Святого Духа. Это не одно лицо, а две различные личности. Святой Дух является Божественной Ипостасью. Епископ являет человеческий лик, нуждающийся, как и прочие, в преображении и спасении благодатию Святого Духа. Если хула на Сына Человеческого простится, может ли епископ требовать вечного осуждения своему обидчику за причинённую обиду?
«Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью"(Евр.5, 1−2).
По этой причине епископ не может отказать в прощении своему брату, просящему снисхождения. Отказ противоречит словам апостола. Он не имеет основания в Священном Писании и христианской традиции. Предложенная Вами форма «всенародного покаяния через СМИ» настораживает совесть. Христианская традиция не знает такой формы покаяния. Эта форма не нашла отражения в святоотеческом опыте, в опыте новомучеников, не имеет церковного смысла.
«Пожелание покаяться через СМИ» вызывает грустные ассоциации с рекламной кампанией 1955−64 года. Множество священников отрекались от Бога через СМИ, чтобы обеспечить себе благополучие. Они каялись в том, что верили в Бога и обманывали людей ради личной выгоды. Мне тоже предлагали отречься от Христа через газету, чтобы не идти в тюрьму. Я предпочёл тюремный срок. Рекламная акция дискредитировала сущность покаяния: продавали первородство за чечевичную похлёбку. Газета несопоставима с книгой. Книги претендуют на суд истории. Газеты живут, как мотыльки, одним днём.
Примирение нельзя использовать для порабощения личности. Во имя примирения грех отрекаться от веры, от своих убеждений и человеческого достоинства: «не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7, 23). Христианское примирение может иметь только одну цель: взаимное взыскание любви.
У меня нет возражений против публикации моего письма. Из своего обращения к Вам я не делаю тайны и готов перед всем миром свидетельствовать, что прошу у Вас прощения за причинённую скорбь.
В Прощённое воскресение Церковь призывает к покаянию, прощению и примирению.
Каждый пастырь обратится к народу Божию с призывом простить друг друга. Неужели слово Божие пройдёт через меня, как сквозь медную трубу, не задевая совесть? Или «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт"(Евр.4, 12−13).
Прошу у Вас прощения и повторяю чудотворное слово: «каюсь» с надеждой быть услышанным. Не осудим слово Божие небрежением, чтобы оно не осудило нас, «ибо не послал Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир"(Ин.3, 17).
Прошу у Вас прощения и примирения, чтобы разрушилось между нами средостение вражды, и мы примирились с Богом.
Настоятель храма Святых Жен Мироносиц, кающийся грешник, иерей Павел Адельгейм
Псков 18.02.04 г.
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященному
Евсевию, архиепископу
Псковскому и Великолукскому.
Ваше Высокопреосвященство!
«Снисходя друг другу и если кто на кого имеет жалобу Христос простил вас, так и вы» (Кол.3,12−13).
Январский номер Псковского епархиального вестника* опубликовал «Деяния епархиального собрания» и «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию П», осуждающее «поступки, недостойные звания православного священнослужителя, одного из клириков Псковской епархии протоиерея Павла Адельгейма» [ «Благодатные лучи» N1 (81) 2005 г. стр.9−11]. Жалоба и публикация не указывают конкретных поступков, квалифицированных епархиальной прессой в качестве «недостойных». Общие фразы не разъясняют истоки вражды к «одному из клириков Псковской епархии», не предлагают пути к её преодолению.
Выполняя Волю Вашего Высокопреосвященства, я опубликовал в «МК» своё покаянное письмо, испрашивая у Вас прощения за невольную обиду, причинённую публикацией моей книги «Догмат о Церкви». Поскольку реакция Вашего Высокопреосвященства осталась мне неизвестной, ещё раз выполняю Ваше пожелание и приношу своё покаяние через «Псковскую правду». Подчиняясь требованию христианской совести, снова прошу у Вас милости и терпения к моему настойчивому поиску примирения.
Может ли христианин иметь врагов? Может, если Христос Спаситель заповедал: «любите враги ваша». Как понимать слово «враг»? По определению В. Даля, «недоброжелатель" — человек, который желает мне зла, старается причинить неприятности и злорадствует, когда со мной случается несчастье. Христианин может иметь врагов, но сам не может быть врагом никому. Отношение к другому — другу или врагу, — которое заповедал Бог, называется любовью: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44).
Тот, кто любит и прощает, не может быть врагом. Понятие «враг» в словах Христа Спасителя выражает одностороннее, а не взаимное отношение. Христианин может иметь врагов, но сам никому врагом быть не может. Я отказываюсь быть Вашим врагом и желаю Вам блага. Жития святых Никифора и Саприкия, Тита и Евагрия выражают церковную традицию: благодать Божия оставляет тех, чьё сердце затаило месть и не умеет прощать. Эта новозаветная традиция запечатлена в Евангелии и апостольских посланиях.
«Дети Божии и дети диавола узнаются так:…не есть от Бога не любящий брата» (1Ин.3,10).
«Не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3, 14).
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца…(1Ин.3, 15).
«Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец"(Ин.4, 20).
«Мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Ин.4, 21).
Если мы верим истине этих слов, а не только используем для проповеди, как может совесть наша оставаться в безмятежности, пока в сердце живёт вражда?
Вы и я предстоим одному и тому же Святому Престолу, совершая Божественную Литургию, и зовём: «Возлюбим друг друга»! Встаёт неизбежный вопрос: «Наши слова выражают крик души или ханжество, за которое Христос осуждал фарисеев»? Да не будет! Я не подхожу под определение «врага», поскольку постоянно молюсь Богу о Вас, Вашем здоровье и благополучии и желаю Вам искренне прощения и милости от Бога.
Много раз я письменно просил у Вас прощения за огорчение, невольно причинённое публикацией книги. Мои письма к Вам всегда безответны. Однажды Вы ответили на моё покаяние письмом, содержавшим обличения, оскорбления, вечное осуждение на «место, со всеми клеветниками и диаволу уготованное им от вечности» и пожелание «принести всенародное покаяние через средства массовой информации». Я понимаю Вашу обиду.
Я не понимаю её неутолённости в течение трёх лет. Я давно готов придти к Вашему Высокопреосвященству, просить примирения, но Вы отказываете мне в «кабинетном примирении».
Вы требуете, что бы я отрёкся от написанной книги, поскольку считаете её личной инвективой против Вас. Это не верно.
Книга состоит из трёх частей. Первая часть раскрывает православную екклезиологию. Вторая часть раскрывает учение о Церкви с позиций действующего Устава РПЦ, а третья показывает как Устав РПЦ осуществляется (и, к сожалению, нарушается) в практике епархиальной жизни. Достоверность требует свидетельства очевидца, готового отвечать за свои слова. Поэтому я пишу о том, что вижу своими глазами и слышу своими ушами. Разве удивительно, что я привожу факты из жизни Псковской епархии? Когда я служил в Ташкентской епархии, то писал о деятельности архиепископа Ермогена (Голубева), которая оставила неизгладимое впечатление. Теперь я служу в Псковской епархии и пишу о том, что происходит на моих глазах.
Обо всём, что написано в книге, я много раз писал Вам в своих письмах, докладных записках и прошениях. В книге нет ничего нового, о чём Вы не читали в предыдущие годы. Моя книга возникла из внутренней необходимости пережить воздвигнутое на меня гонение, понять причины и духовный смысл событий недопустимых, но происходящих в церкви.
Мне пришлось вторично пережить нелепую ситуацию, когда меня вынуждали озлобиться и стать врагом. Прежде злым гением было Советское государство, Коммунистическая партия и их репрессивный аппарат. Логика преследования была проста: расстреляли дедов и отца, посадили в тюрьму мать — сын должен озлобиться и мстить: вот и поехал я в казахстанскую ссылку.
А затем, пожизненная опека госбезопасности, где бы ни жил. Выгнали из средней школы, выгнали из Духовной семинарии, препятствовали венчаться, препятствовали служить, осудили, посадили, отрезали ногу — всё было понятно: сын «врагов народа» должен погибнуть, хотя никто из нашего рода не причинил вреда советской власти, напротив: созидал её материальные и духовные ценности.
Впервые моё уважение к епископу подверглось испытанию при ознакомлении с судебным делом, когда я прочёл донос, написанный епископом, другом моей юности. Это была очевидная клевета. Она легла в основу моего приговора. Весь лагерный срок я молился Богу, чтобы мне не озлобиться и благодушно понести крест. Бог услышал мою молитву и даровал мир моему сердцу. Слава Богу за всё.
С Вашим приходом в Псковскую епархию репрессивная история повторилась. Как не задуматься о смысле происходящего? За десять лет совместного служения я Вас ничем не огорчил. Вы не можете сообщить ни одного порочащего меня факта или причинённой Вам обиды.
Свои обиды я забыл, когда родилась книга.
Ваше Высокопреосвященство!
На закате наших дней вспомним путь, пройденный за 70 лет служения в церкви, и примиримся у порога Великого поста и грядущего суда Божия! Попросим вместе у Бога прощения грехов, веруя, «что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» (Мф.18,19).
Благодать и милость Божия с Вами, недостойный иерей Павел Адельгейм.
01марта 05 г. Понедельник недели «о Страшном суде».
Примечание: Архиепископ Евсевий ничего не ответил на это письмо.
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященному
Евсевию, архиепископу
Псковскому и Великолукскому.
от священника Павла Адельгейма
Покаянное обращение перед вступлением в Великий пост
«Мир имейте между собою»(Мк.9, 50).
Ваше Высокопреосвященство!
Третий раз наступает Прощёный день.
Третий раз мы с Вами не примирёнными вступаем в Великий пост.
Третий раз Слово Божие воздвигает перед нами неизменное препятствие:
«если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братомтвоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5, 23−24).
Мои бесчисленные обращения к Вам с молитвой о прощении и примирении не имели успеха. Отвергая моё покаяние, Вы лишаете радости небо, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15, 7). Это слова Христа Спасителя.
Ваша непримиримость печалит и повергает в уныние. Если епископ не может преодолеть ущемлённое самолюбие, как спрашивать с клириков и мирян? Как совместить непримиримость епископа со словами Евангелия? духом богослужения и святоотеческой традиции? «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший — стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею…примирив обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем"(Еф.2,14−16).
Христос указал путь к примирению:
«Сказал Иисус ученикам: если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17, 1, 3−4). Возможно ли отречься от этого пути?
Каждый раз я повторяю слова, заповеданные Христом Спасителем: «каюсь, прости меня». Они остаются безответными: не услышанными, не принятыми, не понятыми, осуждёнными. Вы хотели видеть моё покаяние в СМИ. Я исполнил Ваше требование: в газете «МК» напечатано моё «покаянное письмо». В газете «Псковская правда» напечатано второе покаянное письмо. Что ещё могу сделать для примирения?
В примирении участвуют две стороны. Одна просит или не просит прощения. Другая прощает или не прощает. Духовная жизнь представляет царство свободы. Ищущий примирения не может принудить другую сторону. Примирение нельзя навязать силой. Прощение дарят. Но, отказав просящему прощения, невозможно молиться: «Отче наш, оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Если мы не оставляем, о чём просим Бога? Вы вынесли мне вечное осуждение, не ожидая суда Божия:
— определил вам место со всеми клеветниками и диаволу уготованное им от вечности. («Благодатные лучи N2 2003 г. стр.14). Христос учил поступать не так:
— Иисус, обратившись к ученикам, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не погублять души человеческие, а спасать" (Лк.9, 56).
Вы назвали меня «клеветником, лжецом, лицемером, фарисеем, законопреступником, слугой диавола» («Бл. Лучи», ibid), не указав в чём моя вина, не сумев обозначить её конкретное содержание. Ваши ярлыки: «подлость, клевета, ложь, лицемерие, фарисейство, сатанинские методы лжи и обмана, исполнение воли сатаны» («Бл. Лучи», ibid) наклеены на пустом флаконе: письмо не обосновало данные определения. Без глагола, обозначающего действие, существительные превращаются в оскорбления, подлежащие Евангельскому суду:
«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „ничтожество“, подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф.5, 22).
С Вашего благословения в «Псковской правде» и Епархиальных листовках опубликован образец покаяния, приносимого обиженному епископу. Епархиальный духовник призывает меня написать в газету письмо по этому образцу. Образец построен на самобичевании и унижении человеческого достоинства:
«Я, проклятая гадина и мразь, оскорбил Вашу святыню, Высокопреосвященнейший Владыка! За совершённую подлость мне не место в человеческом обществе. Мне место в выгребной яме…» и прочее.
(«Псковсая правда» N202 за 2004 г.)
Вы требуете, что бы я просил прощения по этому ритуалу. В удовлетворение самолюбия Вы требуете жертвоприношения: поругать и унизить человеческое достоинство клирика, потерять человеческое лицо. Когда Державин пишет: «Я -царь, я -раб; я -червь, я -Бог», он не выходит из пределов христианской антропологии: «образ есмь неизречнныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений» (Тропарь из чина погребения). Газетный вариант покаяния выражает антропологию манихеев, которую православные христиане не исповедуют.
Христианское примирение может иметь только одну цель: взаимное взыскание любви. Пока плач о грехе выражает состояние души, он оправдан. Если он является требованием обиженного, то превращается в шантаж. Это не христианский образ покаяния, а языческое жертвоприношение. Христианин не должен требовать платы за прощение. Иначе оно теряет нравственную ценность. Это будет не прощение, а возмещение морального ущерба, то есть не нравственный, а правовой акт. Происходит подмена: подлинная безмерность вины перед Богом подменяется фальшивой безмерностью вины перед человеком. Вина имеет предел. Евангелие не даёт оснований отказать просящему в прощении.
В литургическом предании мы постоянно именуем себя «грешными и недостойными рабами», но не человека, а Бога. «Не делайтесь рабами человеков» — предостерегает апостол (1Кор.7, 23). Мы подчёркиваем своё недостоинство перед Его Святыней. Между человеком и Богом всегда остаётся нравственная пропасть.
Я- грешник, а Он — свят и пресвят. Эта пропасть преодолевается с одной стороны подвигом, а с другой — содействием благодати. Преподобные самоуничижались перед Богом, достигая единения с Ним. Это не то же самое, что топтать собственное достоинство ради человекоугодничества перед епископом. В такой форме выражается не покаяние, а «ложное смирение, которое паче гордости». В церковной традиции человекоугодие осознаётся как грех. Грех роняет человеческое достоинство. Мы называем это грехопадением. Покаяние возвышает человека, возводит на высоту, с которой он упал. Если покаяние перед Богом должно возвышать человеческое достоинство, тем паче покаяние перед человеком не может его унижать.
Воздавая честь лицу, носящему священный сан, следует сохранять меру. Когда настоятель собора с амвона восклицает: «Владыко, Вы — правая рука Бога!», это не лесть, а кощунство. Кто может воссесть «одесную Отца»? Это место принадлежит Единородному Сыну Божию. Только Ему одному! Ни один епископ не восхитит престол Христов «одесную Отца». Даже в ритуальном обожествлении существуют границы дозволенного, и преступать их нельзя. Неужели ритуальное обожение стирает действительное различие между епископом и Богом?
Факты, приведённые в моей книге, задели Ваше самолюбие. Вы не можете переступить через него и простить. В книге нет клеветы. Она написана не в обиду Вам, а в защиту Церкви. Ваше имя упоминается только в подписанных Вами Указах. Если я не прав, укажите мою ошибку. Я признаю её, и мы примиримся, как заповедал Христос. Я с радостью покаюсь, но не соглашусь на самооговор. Чекисты принуждали к самооговору пытками и остались злодеями на тёмных страницах русской истории. Это моя личная драма: они опорочили и замучили двух моих дедов, отца, мать, их друзей и сослуживцев. В течение года меня держали в тюрьме госбезопасности, требуя самооговора и отречения от Христа в СМИ. Зачем? Потерять лицо, лишиться христианского достоинства, принести жертву чужому богу.
Прекращение вражды между нами зависит от Вашего Высокопреосвященства. Средостение вражды с моей стороны разрушено покаянием. Слова, заповеданные Христом, мной повторены многократно: «прости меня, каюсь». Средостение вражды сохраняется с Вашей стороны.
Если примирение невозможно, вопрос не о моей или Вашей правоте. Вопрос о правоте Евангелия, о достоинстве учения Христова. Оно судит нас и осуждает:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь"(Мф.18, 15−17).
Вы не беседовали со мной наедине. Вы не беседовали со мной при свидетелях.
Вы не призвали в свидетели церковь. Я просил Вас пригласить меня на обсуждение моей книги. Вы отказали и осудили меня заочно. Никодим заострил перед иудеями проблему правосудия: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин.7, 51)
Иудеям нечего было ответить. Они укорили Никодима галилейским происхождением и разошлись. Когда нечего ответить, оскорбляют и бьют. Когда слуга ударил Иисуса Христа, Он не ответил обидой. Он поставил нравственную проблему о правах сильного.
«Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин.18,22−23).
Неужели Христос не прав? Неужели насилие справедливо? Этим вопросом я завершаю своё письмо. Теперь за Вами слово.
Прошу прощения за невольно причинённые огорчения, не держу обиды, не теряю надежды, что Господь коснётся Вашего сердца и умиротворит его.
Настоятель храма святых Жен Мироносиц, священник Павел Адельгейм.
13.03.05 г. Прощеный день. Псков.
http://rusk.ru/st.php?idar=6622
Страницы: | 1 | |