Русская служба Би-Би-Си | Элисон Джи | 19.05.2014 |
На фотографии из Сирии, которые в конце апреля увидел мир, невозможно смотреть без содрогания. На них — мертвые окровавленные тела, свисающие с крестов. Почему эта форма казни, вполне обычная для Древнего Рима, вдруг оказалась востребованной участниками нынешней гражданской войны в Сирии?
На фотографиях, сделанных в городе Ракка, что на севере страны, у убитых повязки на глазах, их руки с вывернутыми суставами привязаны к наспех сооруженным «крестам» шнурами зеленого цвета.
На груди одного из казненных плакат с надписью красными буквами: «Этот человек сражался против мусульман и закладывал здесь взрывные устройства».
Несколько человек, среди которых дети, подошли посмотреть поближе, остальные просто идут по своим делам, не обращая внимания на висящие буквально в двух шагах от них тела.
По информации базирующейся в Великобритании организации «Сирийский центр по правам человека», трупы, выставленные на всеобщее обозрение, демонстрировались в течение двух дней, и ответственность за это, как считают, несет группировка «Исламское государство Ирака и Леванта (ISIS)» — одна из основных джихадистских групп, действующих против правительственных войск в Сирии.
В марте в той же Ракке несколько человек, как полагают, сначала были убиты, а затем привязаны к крестам и выставлены на всеобщее обозрение.
В базе данных международной правозащитной организации Amnesty International числится случай распятия человека в Йемене (в 2012 году). Там группа исламистов сочла 28-летнего местного жителя виновным в прикреплении электронных чипов к автомобилям, что позволяло американским беспилотникам отслеживать местонахождение их хозяев и наносить по ним удары.
Этого человека тоже сначала показательно казнили, а затем привязали к кресту.
Джихадистская группировка ISIS запретила в Ракке музыку и сигареты и велела закрывать все магазины в часы намаза.
Шейх доктор Усама Хосан, ведущий исламский богослов и исследователь ислама в «Киллиам фаундейшн» в Лондоне, считает, что такая форма казни происходит от самого буквального, фундаменталистского прочтения текста Корана.
Аят (стих) 33 в пятой суре Корана гласит: «Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них — позор в ближайшей жизни, а в последней для них — великое наказание..»
Но, по словам Хасана, это место нельзя вырывать из контекста и рассматривать изолированно. Он зачитывает следующий аят: «кроме тех, которые обратились [покаялись] прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — прощающий, милосердный!»
В Коране за словами, звучащими порой довольно жестоко и немилосердно, всегда следует напоминание о возможности покаяния и «о том, что Аллах в конечном счете всепрощающ и милостив», указывает ученый.
«Эти группировки всегда жестоки и немилосердны, вот почему, по нашему убеждению, они поступают совсем не по-мусульмански и очень далеки от духа ислама», — подчеркивает он.
Для Хасана распятие на кресте — это то, чего не должно быть в современном мире. Случившееся в Ракке можно объяснить так: это было предупреждение всем, кто подвергает сомнению власть группировки ISIS, полагает он.
Хотя казнь через распятие и упоминается в Коране, все-таки несравнимо более серьезную роль оно играет в Библии. В то время как ислам признает Иисуса пророком, он отвергает его распятие (и, соответственно, его последующее воскресение, не говоря уже о признании божественной природы Иисуса — Ред.), в отличие от христиан.
Казнь посредством распятия на кресте была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождения Христа. «Известный пример — Спартак, — напоминает профессор Кембриджского университета Мэри Бирд о гладиаторе, возглавившем восстание рабов и казненном в 71 году до н.э. после того, как бунт был подавлен. — Когда Красс разгромил войско повстанцев, он велел возвести кресты вдоль Аппиевой дороги».
На этих крестах — от Капуи до Рима — были распяты, как считается, около 6 тысяч пленных рабов, воинов армии Спартака.
«В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, — подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. — Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом. Святого Петра распяли в Риме, потому что он не имел римского гражданства, в отличие от св. Павла».
Считается, что апостол Павел был обезглавлен — такая смерть была быстрой и потому более предпочтительной.
И хотя в истории можно найти и гораздо более ранние упоминания о казни через распятие — за сотни лет до римлян, — те случаи могли относиться и к некоторым другим формам казни, например, к посажению на кол, или когда приговоренных прибивали к деревьям и оставляли умирать.
Латинское слово crux, которое обычно переводят как «крест», на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.
Римский император Константин, принявший христианство, в четвертом столетии н.э. запретил использовать распятие для казни. Однако спустя тысячу лет оно вернулось на другом конце Земли — так убивали христиан в Японии.
В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни были казнены таким же способом.
«Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим, — рассказывает профессор японской истории из Лондонской школы восточных и африканских исследований Таймон Скрич. — Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом».
Впрочем, этот вид казни в Японии стали применять и в отношении не-христиан. Так, в 1651 году около 150 человек были распяты после неудавшегося восстания против династии сегунов.
«Я подозреваю, что в Японии XVII века распятие как казнь уже почти не ассоциировалось с христианством», — говорит Скрич. Однако власти в конце концов пришли к заключению, что чрезмерная публичность казни через распятие — это не очень хорошо. Слишком много внимания приковывается к преступлениям против государства. «И неугодных стали просто тайно устранять в темных уголках», — резюмирует профессор.
Есть также свидетельства того, что во время Второй Мировой войны японские военнослужащие распинали людей. В частности, самый известный случай — с тремя австралийскими военнопленными, работавшими на строительстве железной дороги из Таиланда в Бирму. Их приговорили к смерти за уничтожение скота и привязали к деревьям. Один из них выжил и стал прототипом персонажа романа Невила Шюта «Город как Элис», бестселлера 50-х.
И сегодня казнь, называемая распятием, по-прежнему может применяться судами в ряде мусульманских стран — например, в Саудовской Аравии.
«Распятия производятся после обезглавливания приговоренного, — свидетельствует Amnesty International, борющаяся против любых форм смертной казни. — Тело, к которому пришита отрубленная ранее голова, закрепляется на столбе в качестве меры устрашения». Столб, надо отметить, иногда имеет форму креста, но не всегда.
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2014/05/140 512_crucifixion_syria_rome.shtml