Русская линия
Церковный вестник Игорь Гарькавый13.05.2014 

Скрижали нашей памяти

Почитание российским обществом и даже воцерковлённой его частью подвига новомучеников уже сегодня кажется недостаточным. С годами дистанция, которая отделяет современного человека от этой темы, грозит стать ещё более трудной. Уходят последние свидетели эпохи; реалии жизни и подвиги новомучеников стираются из памяти. Мемориальный центр при храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутове предлагает акцентировать тему страданий за веру путём установки на фасадах и в притворах храмов, где служили или несли церковное послушание новомученики и исповедники Русской Церкви, специальных памятных знаков.

Для большинства активных верующих людей исповедники веры, к сожалению, до сих пор не стали той «золотой цепью», которая, по словам святого Симеона Нового Богослова, должна нас соединить с праведниками минувших эпох, с полнотой Церкви торжествующей. Мой опыт общения с паломниками на Бутовском полигоне показывает, что люди часто не знают, что в том же самом храме, где они теперь собираются на Литургию, или на соседнем приходе когда-то служили и молились новомученики, пострадавшие за веру в годы массовых гонений.

Этому печальному положению дел есть, конечно, множество объяснений. Во-первых, в большинстве случаев новомученики пострадали в застенках вдали от своей паствы, а их прославление, произошедшее в течение последних 25 лет, логически предшествует их почитанию верующими. Во-вторых, современные приходы, как правило, возрождены совсем недавно. В-третьих, их прихожане оказались оторваны от своих корней. Среди множества причин, конечно, можно назвать и общую ситуацию с исторической памятью.

Казалось бы, какие возможности для миссии открывает то обстоятельство, что в большинстве возрождённых храмов присутствуют свои святые! Никогда в русской истории святые подвижники не находились так близко к приходской жизни, никогда не освящалось она так широко и в прямом и в переносном смысле их святыми именами, их верой, трудами и страданиями. Но факт остаётся фактом: этот уникальный дар Русской Церкви в значительной мере до сих пор остаётся под спудом.

Памятный крест

Одним из способов акцентировать внимание прихожан, гостей храма, а иногда и просто людей, проходящих у церковной ограды, на этой теме являются особые мемориальные знаки. Они могут быть установлены на зданиях церквей и других исторических зданиях.

Церковно-общественный мемориал в Бутове, будучи одним из центров изучения и возрождения многовековой культуры памяти Русской Церкви, два года назад выступил с идеей установки памятных досок на храмах, где несли своё служение новомученики. На первый взгляд, это может показаться искусственным перенесением сугубо светской и достаточно казённой формы мемориальной культуры в церковную ограду. Но при всём внешнем сходстве то, что мы предлагаем, существенно отличается от привычных мемориальных знаков и по форме, и по содержанию.

Надо заметить, что сами по себе мемориальные доски — это очень древний способ сохранения памяти о событиях прошлого. Исторически он связан с монументальной эпиграфикой, надписями на стенах древних храмов и общественных зданий. Эти надписи известны задолго до нашей эры, фактически с момента изобретения письменности в цивилизациях Междуречья и Египта.

В христианскую эпоху появляется особый вид мемориального знака — памятный крест. По сути, именно как надмогильный памятник крест стал самым распространённым типом мемориального сооружения в России. Крест несёт в себе образ Животворящего Древа Крестного и является символом победы Христовой над смертью и адом. Он также может быть памятником, нести в своей символике и в надписях историческое содержание, хранить для потомков имена и даты своих создателей, рассказ о закладке храма, повествование о том или ином важном событии. Все эти три значения: памятного креста, мемориальной доски (мемориальной надписи) и кенотафа (см. справку), несёт в себе мемориальный знак, который мы предлагаем устанавливать на фасадах (или в случае невозможности в притворах) тех храмов, где служили или несли церковное послушание новомученики и исповедники Церкви Русской. Этот проект мы условно назвали «Скрижали» (в толковом словаре В. Даля даётся такое определение: «СКРИЖАЛЬ, ж… доска, плита с письменами»).

Единство смысла и содержания

Формы церковных памятных знаков, конечно, могут быть разными. Однако не стоит грубо копировать форму светской мемориальной доски, которая хотя и имеет в России дореволюционную предысторию (первые такие доски были установлены в Санкт-Петербурге ещё в XIX веке), но прочно вошла в городской ландшафт уже позднее, вместе с идеологизированными формами советского монументализма.

Гораздо плодотворнее будет обращение к наследию отечественной мемориальной культуры. Традиция закладных крестов, своеобразной репликой которой могли бы стать «скрижали» нашего времени, получила в XIV—XVII вв.еках большое распространение, особенно в Северо-Западной Руси, в Великом Новгороде, Пскове, Изборске, Старице и других городах. Такие кресты были высечены из камня и вставлены в кладку стены или выложены на фасадах церквей из кирпича. Иногда в стену закладывали даже намогильные кресты. «Вплоть до XV века почти все храмы Новгорода на стенах имели закладные кресты как белокаменные, так и кирпичные, — пишет в книге „Крест в России“ специалистка по ставрографии кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. — Кресты на фасадах располагались, как правило, асимметрично, неравномерно и в большинстве своём — на уровне человеческого роста. Такие кресты могли быть заложены жертвователями в стену храма по обету и иметь памятные и благодарственные надписи».

К таким крестам относился и знаменитый мемориальный Алексеевский крест, ныне находящийся в Софийском соборе Новгорода, установленный в 80-е годы XIV века по повелению архиепископа Алексия (1359−1389).

Древняя традиция получила новую жизнь в начале XX века, когда поиск средств выразительности привёл многих архитекторов к изучению древнерусских традиций. Преломляя старые формы в эстетике неорусского стиля, московские зодчие того времени применяли украшение «фасадов орнаментальными имплицитными („накладными“) крестами различных типов и форм, что привело к органичному единству декора и фона», пишет Гнутова.

Хорошо известны примеры таких крестов на фасадах Покровского собора Марфо-Мариинской обители (1908−1912; архитектор Алексей Щусев) и храма Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве под Москвой.

Опираясь на этот пласт церковного наследия, архитектурное бюро Александра Жернакова разработало возможные формы мемориального знака. Заметное влияние на них оказал среди прочего и образ деревянного аналойного креста, изготовленный известным мастером Георгием Кожокарем на Соловках и доставленный в 2007 году вместе с Большим поклонным крестом в Бутово.

Конечно, предложенные наброски не означают, что все памятные кресты будут выглядеть подобным образом. Очевидно, что каждый раз будет необходимо новое творческое решение, привязка к архитектурному стилю церковного здания, выбор наиболее удачного места на фасаде храма, создание оригинального текста надписи.

Расставить новые акценты

Идея нашего мемориального центра начала воплощаться в жизнь в 2013 году. Инициативу установки «каменных скрижалей» на храмах, где служили пострадавшие за веру на Бутовском полигоне и в других местах священномученики, летом прошлого года горячо поддержал в рамках вверенного ему викариатства епископ Воскресенский Савва. Первый такой мемориальный знак в форме креста был установлен 16 июня 2013 года по благословению настоятеля храма протоиерея Дмитрия Смирнова при активном участии протоиерея Илии Шапиро на храме Троицы Живоначальной в селе Горетове Можайского района. Памятный знак посвящён новомученику Михаилу Маркову — уроженцу этого села. Надпись на кресте гласит: «В этом храме с 1909 по 1933 год служил священномученик Михаил Марков. Погиб в Мариинском лагере 16 июня 1938. Истязание лукаво, неправеден суд, изгнание тягостно, люто мучительство, смерть безчестна пред человеки, велий пред Богом вся претерпевый сия священномученик Михаил». Таким образом была отмечена 75-летняя годовщина его мученической кончины. Крест в Горетове имеет оригинальную форму и сделан из камня.

Село Горетово, храм Святой Троицы, открытие памятного креста свмч. Михаилу МарковуМне довелось быть на этой службе и стать свидетелем того, как памятный знак оказался в центре внимания прихожан. Особенно когда отец Дмитрий после Литургии, совершая крестный ход вокруг церкви, остановился напротив знака, чтобы освятить его и прославить величанием память священномученика Михаила. Сразу стало понятно: сама установка и освящение такого рода памятного знака всегда будут событием в жизни приходской общины, поводом для обращения к житийным текстам, особому почитанию уже написанных икон и созданию новых. То есть, обязательно приведут к прославлению новомученика на уровне прихода, улицы, города.

Однако поминовение новомученика не должно ограничиться установкой памятного креста: необходимо включить новый знак во все процессии пасхального цикла, в уже существующую ткань храмовой символики, создать возможность как соборного, так и частного особого памятования о святом мученике. Казалось бы, что может изменить в умах людей, в жизни села установка памятного знака на храме? Но пример села Горетова показывает, что иногда небольшого символа достаточно для того, чтобы расставить новые акценты в смысловом пространстве улицы, площади или целого поселения, чтобы освободить от летаргического сна реку народной памяти. Возможно, не только из-за установки памятного креста, но и после неё, недалеко от храма на развилке дорог был установлен указатель, на котором храм не только был упомянут, но и был назван «местом служения священномученика»! В настоящее время администрация сельского поселения рассматривает вопрос о переименовании одной из улиц села Горетова в честь священника Михаила Маркова.

Инициатива мемориального центра «Бутово» получила одобрение на епархиальном собрании Московской епархии 20 декабря 2013 года. Протоиерей Дмитрий Смирнов предложил ввести подобную практику во всех храмах столицы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал эту идею. Она была запротоколирована в пункте № 9 постановления епархиального собрания: «Озаботиться увековечением памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в обителях и храмах, где они совершали служение, в частности, посредством установки мемориальных досок или памятных крестов». Надеюсь, что данная инициатива будет поддержана во всех епархиях Русской Церкви.

+ + +

Справка

Особенное развитие мемориальные знаки, прославлявшие деяния правителей или героев, получили в эпоху поздней античности в Древнем Риме. Близкими им по форме и содержанию были многочисленные эпиграфические памятники античного некрополя, в том числе христианского. Такие, например, были в римских катакомбах, где погребальные камеры со стороны прохода закрывались так называемыми tituli — мраморными или шиферными досками с обязательным указанием имени усопшего и символами христианской общины. Как известно, позднее многие останки и мощи святых мучеников из катакомб были перенесены в городские храмы Рима и других городов, и эти доски либо оказались над землёй рядом с реликвиями в пространстве храма, либо заняли своё место в притворе. Особое место в христианской культуре занимает Titulus Crucis — титло Пилатово. В тех случаях, когда останки святых были утрачены, часто сооружался кенотаф (др.?греч. κενοτ?φιον, от κεν?ς - пустой и τ?φος - могила). Кенотаф становился символом памяти о святом или просто достойном общественного поминовения человеке.

http://e-vestnik.ru/analytics/novomucheniki_pamyat_7952/

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru