Фонд Андрея Первозванного | 05.03.2005 |
Владыка Александр:
— Ваше преосвященство, дорогой владыка Михаил, уважаемый Александр Владимирович Мельник, президент Фонда Андрея Первозванного, дорогие друзья, я думаю, что семимесячное пребывание святых мощей преподобномучениц Елизаветы и инокини Варвары в России является чудом Божьим, потому что действительно Господь умудрил и Святейшего патриарха, главу нашей церкви, и первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Лавра устроить такое совместное первое большое мероприятие и помог Центру Национальной Славы России в лице Владимира Ивановича Якунина и Фонду Андрея Первозванного в лице Александра Владимировича Мельника осуществить этот большой проект.
Семь месяцев — это большой срок. Я сопровождал мощи по Дальнему Востоку и воочию видел, какая большая работа была проделана и до этой поездки, и во время поездки. За семь месяцев мощи посетили 71 епархию, более 140 городов. Более 10 миллионов человек имели счастье и радость молиться перед судьбоносными мощами этих угодниц Божьих.
Я думаю, что это была проповедь о православной церкви, о Вере, потому что люди приходили разные. Люди приходили с глубокой верой, люди приходили и воцерковленные, и такие, которые только знакомятся с церковью, которые подобно маленькому ребенку делали лишь первые неуверенные шаги навстречу Богу. И я думаю, что молитвы перед мощами угодниц Божьих помогли приоткрыть духовное зрение многим людям, которые, может быть, увидели себя как бы изнутри, увидели свою жизнь, смогли понять смысл жизни.
Поэтому я считаю, что крестный ход с мощами преподобномучениц — это еще и напоминание тем, кто считает вымыслом и фантастикой жертву, которую понес наш народ в ХХ веке, веке страшных, невиданных доселе гонений, когда пострадали сотни миллионов людей. Нет, это была реальность! И я, и президент Фонда Андрея Первозванного Александр Владимирович Мельник были на Колыме, где земля буквально усеяна костями, обильно полита слезами, потом и кровью наших лучших соотечественников.
И среди этих жертв были сброшенные в шахту под Алапаевском представители дома Романовых, инокиня Варвара и преподобномученица Елизавета, которая, будучи уже при смерти, оказывала помощь нуждающимся. И я думаю, что эта проповедь еще о милосердии, потому что преподобномученица Елизавета всех нас приглашает творить дела любви, милосердия, сострадания, быть милостивыми к ближнему, понимать людей, быть снисходительными к ним, потому что иногда мы бываем нетерпимыми. Я имею в виду тех людей, которые, узнав немного Евангелие, прочитав молитвы, считают себя достаточно воцерковленными, образованными, и иногда отличаются нетерпимостью — очень строго относятся к окружающим людям, неимоверно строго. Вот этого не должно быть, и преподобномученица Елизавета как раз учит нас такому милостивому, сострадательному, снисходительному отношению к ближнему.
Пользуясь случаем, я хотел бы от имени Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (который вчера, 23 февраля, праздновал свой 76-й день рождения, сегодня возглавит всенощное бдение в Богоявленском соборе накануне дня тезоименитства, а завтра, 25 февраля, будет служить литургию в Храме Христа Спасителя), от имени именинника нашего, ангела нашей церкви, поблагодарить и Владимира Ивановича Якунина, председателя Попечительского совета Центра национальной славы России, и президента Фонда Андрея Первозванного Александра Владимировича Мельника за ту огромную работу, которую они делают.
Я думаю, что сближение двух ветвей Русской Православной Церкви — в России и за рубежом — это и их огромная заслуга. Они провели огромную организационную работу, и, конечно, взвалили на себя огромные материальные затраты, потому что семимесячное пребывание мощей в России угодниц Божьих — это дело недешевое: нужно было оплачивать и самолеты, и поезда… Все это легло на плечи этих двух общественных организаций.
Я хотел бы также попросить владыку Михаила, с которым мы так подружились (иногда мы спорили, но я думаю, что у нас на сердце не осталось никаких обид, ничего недоброго), поблагодарить Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Лавра за его благословение, за ту возможность, которую он предоставил нам, доверив мощи святых угодниц Божьих. Передайте, пожалуйста, мою искреннюю благодарность митрополиту Лавру.
Владыка Михаил:
— Сопровождение десницы преподобномученицы Елизаветы по всей России было для меня великой наградой. Десница преподобномученицы Елизаветы как бы благословляет на своем пути весь русский народ, она является единственной уцелевшей святыней новомучеников царского рода. То, что почти век (три поколения) эта святыня находилась на святой земле, в Храме равноапостольной Марии Магдалины, в нескольких шагах от места, где молился Господь, было знаком, осмыслить который тогда, конечно, было невозможно. После этой поездки я открываю перед собой все эти пространства русской земли. Везде, где мы были встречены сонмом духовенства и русским народом, мы открывали для себя, что, оказывается, в этих местах уже побывала преподобномученица Елизавета. Везде, куда бы мы не приезжали, были какие-то знаки ее присутствия еще до того момента, когда Господь увенчал ее мученическим венцом.
Великая Матушка являлась для России образом милосердия, и ее до сих пор не забыли. Она живет в сердцах русских людей, и ее десница, пребывая в России, как бы соединялась со всеми теми жертвами, которые за все эти годы освятили русскую землю. В монастырях при строительстве храмов мы видели громадное количество костей и черепов, которые свидетельствуют о том времени. Сегодня молитвы новомучеников освящают наше будущее бытие. Если весь мир сегодня уходит от Христа, если весь мир отворачивается от Него, то Россию от этого спасли новомученики. Это чувство появилось во мне во время сопровождения мощей.
Во всех 70 епархиях, на всех территориях, которые мы посетили, эта встреча со святыней была такой радостью и надеждой! Может быть, не все люди приходили к ней в первый день, но потом они выходили из своих домов и приходили в храмы. И было очень трудно расставаться со всеми теми людьми, которые стояли на площадках вокзалов или аэропортов. Для нас было великой радостью и утешением то, что, приехав из-за рубежа, Елизавета Федоровна как бы невидимой нитью соединила в едином порыве и в одной молитве всех русских людей, которые всегда молились Богу и молятся Ему до сих пор.
Несмотря на те трудности, которые испытывает русский народ, эта поездка с мощами Елизаветы и Варвары воодушевила многих людей. Я хотел бы поблагодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за то, что везде были созданы необходимые условия для встречи со святыней, для того, чтобы эта встреча оказалась плодотворной везде, где бы она не происходила.
Обычно большой ковчег с десницей Елизаветы Федоровны находился в кафедральном соборе епархии, куда мы приезжали. Малый же ковчег с частицами мощей двух преподобномучениц посещал богадельни, госпитали, детские дома, иногда войсковые части, иногда кадетские корпуса, гимназии, отдаленные приходы. Благодаря этому у нас была возможность охватить большие территории, и привлечь к встрече со святыней как можно больше людей.
Не буду еще раз повторять слова благодарности, которые я неоднократно высказывал Фонду Андрея Первозванного и которые имею в своем сердце. Организация программы такого масштаба, имеющей всеобъемлющий характер, — это великий труд. Объехать всю Россию — это, конечно, непросто. Постоянно участвуя в поездах, я видел, как все это заранее готовилось.
Владыка Александр, благодарю Вас за Вашу любовь, за Ваше доверие, за наше с Вами общение. Мы спорили очень мало, найдя с Вами общий язык, что происходило и с другими архиереями во всех остальных епархиях. Хотя мы долгое время были разлучены друг с другом, казалось, что мы, будучи в церкви, давно знакомы, но оказалось, что мы гораздо ближе друг другу, чем представляли себе.
Я родился в Париже и, когда был 15-летним подростком, не думал, что когда-либо смогу побывать где-нибудь в России. И вдруг оказалось, что Господь удостоил меня чести увидеть и все это пространство, которое, конечно, объять невозможно, и всю эту любовь, которая есть в русском народе.
Говорилось о 10 миллионах человек, поклонившихся святыне. Мы могли считать их по количеству розданных иконочек, которых практически везде не хватало. Но дело не в статистике, а в том, что это было всенародное движение! Приходили люди, представляющие всех слои русского общества. Иногда нас встречали губернаторы и шли с нами крестным ходом. Приходили мэры городов, приглашали к себе представители администрации, мы с ними встречались. То есть фактически был общий прием. Ощутив силу благодати святых мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары, все начинали осознавать значение принесения их в Россию.
Александр Мельник:
— Я начну со слов благодарности нашим коллегам журналистам, потому что, наверное, эта тема стала темой рекордного количества публикаций по всей стране. Только на конкурс, который мы проводили по освещению пребывания мощей преподобномучениц в России, получили 1400 работ из разных мест нашей страны. Есть очень интересные, профессионально, с душой сделанные работы. Очень важно, что среди них практически не было публикаций пренебрежительного характера.
Все понимают и осознают важность этого действия. Вся страна, весь народ получили пример служения, которое дает нам Великая Матушка Елизавета, служения колоссального количества людей, которые участвовали в обеспечении этой акции. Например, никто не ожидал, что в Алма-Ате две ночи подряд в десятиградусный мороз будет стоять колоссальнейшая километровая очередь, а люди все шли и шли. Казахские чиновники, которые помогали нам, с удивлением приезжали посмотреть на это чудо, на эту очередь, потом становились в эту очередь и сами подходили к мощам, потому что, раз столько русских стоит, значит, наверное, здесь происходит что-то хорошее.
Лауреатами нашего конкурса стали, например, Литовское национальное телевидение, Днепропетровский центр православной культуры «Лествица», ГТРК «Омск», которые сделали интереснейшие репортажи. Хотя на Украине мощи так и не побывали, в Днепропетровске подготовили и выпустили и очень интересные телевизионные сюжеты, и газетные публикации о пребывании мощей в России. То есть в стране, в которой мощи не побывали из-за сложившейся политической ситуации, писали об этом, говорили, рассказывали!
Я хочу сказать, что все лауреаты будут участвовать в наших паломнических миссионерских поездках в течение этого года. Завершается, к сожалению, пребывание мощей на территории России и на канонической территории Русской Православной Церкви. В понедельник, 28 февраля, мы вылетаем в Иерусалим, чтобы вернуть мощи, туда, где они находились и будут находиться.
Может быть, осуществится и та наша мечта, о которой нам говорил владыка. Есть предварительное решение Синода о том, что когда будут завершены работы по восстановлению Марфо-Мариинской обители, то станет возможно перенесение части мощей на территорию России — в Марфо-Мариинскую обитель, которая находится на Большой Ордынке, напротив нашего Фонда. Это очень здорово! Я тоже буду этому очень рад.
Завершая эту большую и очень для нас важную программу, которая, как мне кажется, очень благотворно на нас подействовала (принесла в нашу организацию благо), мы собираемся к концу года выпустить альбом о пребывании мощей на территории России. Вероятно, снимем и документальный фильм. Будем просить наших партнеров из-за рубежа о том, чтобы фильм пошел в мировой прокат. В частности, я надеюсь, в этом будет заинтересовано BBC.
Сейчас завершена работа над сценарием художественного фильма «Елизавета». Читая его, я был невероятно тронут описанной там драматической и художественной ситуацией. Вся эта работа начиналась с очерка Митрополита Ташкентского Владимира, который является нашим консультантом. Я надеюсь, что у нас получится большой серьезный труд в этой области. Еще раз хочу сказать огромное спасибо всем, кто участвовал в этой программе, потому что множество людей приложили много душевных сил для того, чтобы состоялось все, что было. Спасибо.
Политобозреватель «КП» Н. Андрущенко:
— Спасибо вам от имени всех журналистов за возможность приобщиться к святыне!
«Труд»:
— Это первое совместное дело двух ветвей Русской Православной Церкви послужило их сближению. Предполагается ли продолжить такую практику? Параллельно с переговорным процессом будут ли практические совместные акции? Если да, то какие конкретно идеи и в каких сферах? Может быть, это практическое сотрудничество двух церквей?
Владыка Александр:
— И сейчас продолжаются периодические встречи. Но, я думаю, что пребывание мощей сделало больше, чем эти переговоры. А в дальнейшем я пока не слышал еще о каких-то мероприятиях. Но я думаю, что они могут быть, возможны. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы их было больше.
Александр Мельник:
— Придется нам придумывать новые акции. Когда мощи привезли в Храм Христа Спасителя, владыка Михаил смотрит, и я вижу в его глазах вопрос: «Что дальше будем делать вместе?»
Владыка Михаил:
— Нужно продолжать наше общение. Потому что на глазах друг у друга является уже другая динамика совершенно другого характера, которая более важна для понятия того, что у нас церковно и что мы понимаем как соборность. Церковное общение проявляется не только в канонических решениях, но и в совместной молитве. Для этого очень важно наряду с дискуссиями и принятием решений еще и знать, что происходит в сердцах людей. Понять, что благодать Божия проявляется в любви, невозможно без личного общения с архиереями, священниками, с народом. Мы это почувствовали с первого же дня посещения епархий. На расстоянии это невозможно. Всякий из нас это понимает. Но когда люди живут долго на расстоянии, они теряют какую-то связь, и если они даже являются единомышленниками, общение нужно поддерживать, чтобы они стали единодушнее. И в этом есть необходимость.
Я думаю, что найдутся какие-то возможности, будут происходить встречи, не обязательно формального характера. Мы действительно можем вместе что-то делать. Такие простые вещи.
Владыка Александр:
— Я думаю, что положено начало многих новых совместных мероприятий и что ни Владимир Иванович Якунин, ни Центр национальной славы России, ни Фонд Андрея Первозванного в стороне не останутся. Я думаю, что сближение началось, и мы совместными усилиями, конечно, будем осуществлять наши новые проекты и будем сближаться друг с другом.
Наталья Андрущенко:
— На фоне распада того, что ранее было единым целым, того, что происходит в Украине, Грузии и т. д., очень хотелось бы, чтобы в духовном смысле объединение происходило вне зависимости от того, кто где живет.
РИА «Новости»:
— Владыка Михаил, можете ли вы констатировать, что крестный ход с мощами Елизаветы Федоровны и инокини Варвары по епархиям Русской Православной Церкви действительно ускорил начавшийся процесс сближения с Московским Патриархатом?
Владыка Михаил:
— Может быть, это слишком формально сказано. «Сближение» — это, может быть, не то слово для церкви, потому что Церковь у нас всегда была единой. То есть Русская Церковь Заграницей всегда считалась неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. Мы принадлежим к одному телу — церковному. И если говорить о сближении, то это сближение людей и сближение духа. Очень многие люди даже не знали о существовании Русской Зарубежной Церкви, конечно, я не имею в виду духовенство. Но, например, когда кто-то приезжал из России за границу, то он мог у нас и креститься, и причаститься…
«Страна.ru»:
— Я бы хотела, чтобы в связи с непростой политической ситуацией в Латвии и с довольно резкими заявлениями латвийского президента вы подробнее остановились именно на пребывании мощей в Латвии. Не было ли каких-то препятствий, трудностей и проблем в этой стране?
Владыка Михаил:
— Мы не заметили ничего такого во время нашего визита в Латвию. После службы с нами на трапезе был русский посол, который пришел поклониться мощам вместе со своей семьей. «Особое положение» представителей этого ближнего зарубежья, которое когда-то принадлежало одной стране, ярко не выражалось. В Риге народ шел к мощам. Правящий архиерей прекрасно справлялся с ситуациями, когда о некоторых вещах нужно было говорить осторожно, чтобы это было приемлемо для Риги, для Латвии, где на государственном уровне существуют другие вероисповедания. Благодаря этим способностям митрополита у нас не было никаких напряженностей в этом плане.
Журнал «Нескучный сад»:
— Владыка Михаил, скажите, пожалуйста, какая из епархий вам понравилась больше?
Владыка Михаил:
— Знаете, мне часто задавали такой вопрос. Я, к сожалению, не способен на него ответить. Потому что каждая епархия дышит своим дыханием. Они все разные. И вместе с тем все одинаковые. То есть разница в положении. Например, в Анадыре, на Дальнем Востоке одни условия, а приезжаете, например, в Рязань, во Владимир, там совершенно другая ситуация. Но что везде одинаково, так это то, что все люди потянулись к святыням, встали, пошли, и люди воцерковленные, и мало церковные. Были и такие, кто первый раз в жизни пришел в церковь. К святыням пошли.
Вот этот дух больше всего замечается. И основная радость заключается в посещении людьми мощей. У меня, во всяком случае, такое было. Во всякой епархии была своя особая стать. Конечно, во Владимире древние соборы, в Рязани кафедральный собор до сих пор не отдан церкви, в нем пока находится музей. В Сибири объявили в свое время, что это земля атеизма, и здесь практически ничего не было, никакого церковного присутствия, а теперь все строится. В Хабаровске, например, строится пять новых соборов! То есть все совершенно по-разному.
Газета «Русский вестник»:
— Я не сомневаюсь, что принесение мощей сопровождалось исцелениями и обращениями. Зафиксировали ли это церковные организации, нашло ли это отражение в средствах массовой информации, в тех публикациях, о которых говорил уважаемый господин Мельник?
Александр Мельник:
— Да, конечно. И пишут об этом, и говорят. Но сейчас говорить об этом преждевременно, потому что, насколько я понимаю, существует определенный порядок фиксирования такого рода чудотворений. Поэтому пока мы не будем говорить об этом. У каждого свое отношение к чуду. Есть люди, которые сами себе придумывают чудеса. А есть реальные факты. Через некоторое время, когда мы завершим подготовку итоговых документов, мы постараемся внести туда то, что будет благословлено.
Владыка Александр:
— Я думаю, что все подлинные чудеса будут, конечно, зафиксированы. Мы все прочитаем и увидим. Но люди, действительно, иногда придумывают чудеса. Я сужу по исповеди. 27 лет священником был, на исповеди все о чудесах слышал. У одного какой-то огонек во время молитвы, другой теплоту какую-т чувствует, кого-то даже за одежду тащили — у всех по-разному. Это зависит от психики. Может быть, это правда, может быть, неправда. Люди не совсем здоровые, особенно те, кто недавно пришел в церковь, жаждут этих чудес, и видят нечто: лукавый ведь моментально любое «чудо» состряпает. И когда он подключается к этому процессу, то непременно будет «чудо». Но это лжечудо. Но бывают, конечно, и настоящие чудеса! Я думаю, их много было, и о них надо писать. И потом, знаете, чудо — это такое дело, очень интимное. Если у человека оно действительно произошло, то не все об этом расскажут. Потом учитывайте еще такой фактор, что люди немного запуганы, они еще боятся говорить о своих ощущениях. Поэтому, чтобы человека разговорить, чтобы узнать от него что-то настоящее, надо его расположить к себе. Многие были свидетелями чудес, но просто боятся об этом говорить.
Владыка Михаил:
— Во всяком случае, я свидетель такого факта. Пришла одна женщина с двумя маленькими детьми подмышками. Она прибежала после работы, пришла и спросила: «Где мощи?» Когда ее подвели, она сказала: «Что мне нужно делать?» Ей сказали, что надо перекреститься. «А как это делать?». — Нужно приложиться. — «А это что значит?» — Поцеловать мощи. Вот она детей приложила и, такая радостная, объясняет: «Я пришла после работы домой, накормила ребят и слышу, передают, что святыня пришла, что люди идут. Я, даже не зная, где храм, одела детей, потушила свет, газ, потом мы побежали и пришли!» Вот, пожалуйста, такая вещь, по-моему, она тоже заслуживает внимания.
Владыка Александр:
— Вообще многим очень многое непонятно в церкви. Допустим, что такое «приложиться»? Светские понимают, что вот приложиться (щелкает пальцем по горлу. — Ред.). Причастился, а ему говорят: «Идите, запейте». Он думает, что надо идти и запить месяца на три. Все надо объяснять. Я всегда говорю своим священникам, что на исповеди нужно объяснять людям самые простые вещи, а то они окончат академию и начинают высокомудрствовать, думают, что все на таком же уровне. Надо просто разговаривать с людьми, как с детьми. Многие в плане веры просто младенцы. Действительно, один человек признался мне: «Мне сказали запить, а я не пью, мне нельзя, закодировался. Я всю жизнь пил, лет двадцать, и опять надо запить. Оказывается, надо просто несколько глотков водички попить». Считается, что если говорят «приложиться», то надо приложиться к рюмке. А «приложиться» — значит икону поцеловать, поклон сделать. То есть каждый по-своему понимает. Поэтому надо просто людей воцерковлять. Об этом надо больше писать в простых книгах. А то очень много в газетах умных статей, но и о самых простых вещах надо писать.
Владыка Михаил:
— Связанных с мощами чудес было много, но не все говорили о них. Почему? Потому что есть такой момент, совершенно явный — тут действие Святого Духа, и оно проявляется в том, что называется чудом. Тут нет никакого ни расчета, ни понятия, ни понимания со стороны человека, потому что это действие Святого Духа, необъяснимое никакими физиологическими или физическими законами.
Владыка Александр:
— Я думаю, чудеса доступны людям глубоко смиренным и чистым сердцем. Вы помните, как в церкви стояли тысячи людей, и только двое видели Матерь Божью. Но «чистый сердцем Бога узрит!» Но они ведь не расскажут об этом. Вот в чем дело.
Радио «Маяк»:
— Можно подробнее о сути принятого Синодом РПЦЗ специального решения?
Александр Мельник:
— Для проведения программы было принято решение Синода РПЦЗ. Владыка на Синоде в Нью-Йорке передал нашу просьбу разрешить пребывание мощей в России, и там принимали решение о том, на какой срок передать мощи и так далее.
Владыка Михаил:
— Фонд Андрея Первозванного высказал просьбу о принесении мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары в Москву в рамках программы по восстановлению Марфо-Мариинской обители в конце 2003 — начале 2004 года, причем просили дать время на сооружение ковчега с частицами мощей. На Синоде РПЦЗ приняли решение о том, что, если мощи прибудут в Россию, то они должны пребывать здесь не несколько дней, а более продолжительный срок — начиная с 17 июля 2004 года, с праздника царственных мучеников, до 13 февраля 2005 года, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Так и произошло. В Москве приняли все необходимые меры, чтобы мощи были встречены во всех епархиях.
Радио «Маяк»:
— Будет ли дана оценка РПЦЗ по итогам принесения мощей в пределы Русской Православной Церкви?
Владыка Михаил:
— Оценка уже дана — и по посещению, и по возвращению мощей. Участие Зарубежной Церкви в этом мероприятии не прерывалось в течение всех этих семи месяцев. Эта оценка выражается в большой радости. Вечером я говорил по телефону с митрополитом Лавром, который постоянно следил за всеми передвижениями святыни и видел передачу о прибытии мощей в храм Христа Спасителя.
РИА «Новости»:
— Каковы сроки выпуска запланированных фильмов? Сценарий художественного фильма подготовлен? Когда планируется его выпустить? Кто этим занимается?
Александр Мельник:
— У нас есть кинокомпания «Андреевский флаг», которая занимается подготовкой целого ряда проектов. На следующей неделе у нас будет некое публичное заявление о нашем проекте «Монгол». Это большой серьезный художественный проект, посвященный нашей истории. Пресс-конференция состоится 4 марта 2005 года. Сейчас мы запустили очень многогранный проект «Штурм Берлина» и постараемся в ближайшее время рассказать о нем подробно. Средствами художественного кино, радио мы стремимся рассказать всему миру о ситуации, связанной с последними днями войны, о том, что Берлин брал не рядовой Райан, а Советская армия и все народы, населявшие территорию бывшего Советского Союза.
Группу по подготовке сценария возглавил Леонид Нехорошев. Фамилия известная в кинематографических кругах. Он много лет возглавлял редакционную коллегию «Мосфильма». Мне кажется, мы добились того, что должно быть именно в художественном кино, то есть ушли от документализма и сделали очень серьезный драматургический материал. Кинокомпания «Андреевский флаг» начнет работать над этим проектом сразу по завершении подготовительного периода, который уже вовсю идет. Я думаю, что съемки вряд ли начнутся в этом году, скорее всего, в следующем году.
«Парламентская газета»:
— Всем известно, что проведена титаническая работа по семимесячному пребыванию мощей в России. Встречал ли ваш проект поддержку органов местной власти тех семи государств, по которым путешествовали мощи?
Александр Мельник:
— Если говорить о государствах, то, скорее всего, да. Например, я лично участвовал в поездке в Среднюю Азию, в наши бывшие республики. Это сегодня государства Киргизия и Казахстан. И на Кавказ ездил, в Баку. Практически везде мы встречались с людьми, представляющими руководство этих государств, с их парламентариями. Нигде не было никакого сопротивления этому проекту, наоборот, был большой интерес, в том числе со стороны местных средств массовой информации и государственных телевизионных каналов. Везде был разговор об этом.
В Баку у нас была встреча с вице-спикером меджлиса — парламента Азербайджана. По ее словам, она по публикациям в «Комсомольской правде» 15−20-летней давности настолько полюбила Елизавету Федоровну, что когда услышала о принесении мощей в Азербайджан, то сама вызвалась принять участие в их встрече.
В Казахстане мы встретились с Назарбаевым, по местному телевидению была программа «Диалог цивилизаций», которую мы проводим. То есть нормальные хорошие отношения. В Белоруссии тоже все прошло очень хорошо! Мы работали, естественно, и в Прибалтике, опираясь больше всего на Русскую Православную Церковь. Но нам помогали и предприниматели, и депутаты, которые представляют русскоязычные общины этих государств.
РИА «Новости»:
— Благословляло ли священноначалие работу над фильмами?
Александр Мельник:
— Мы обсудили это с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром, так как у него есть очень серьезный труд (очерк или проповедь), посвященный Великой княгине Елизавете и побудивший меня к тому, чтобы обратиться к владыке с просьбой сделать на основе этого художественный материал. Сейчас владыка болен. К сожалению, он попал в аварию, но сейчас поправляется, и мы надеемся на то, что когда он сможет начать работать, мы получим его благословение на эту работу.
ИТАР-ТАСС:
— У меня вопрос к владыке Михаилу. Вы сказали, что возможно, Зарубежная Церковь передаст частицы мощей и один из ковчегов в Марфо-Мариинскую обитель после того, как там будут проведены работы по реставрации. Когда это будет возможно?
Владыка Михаил:
— Как только будет объявлено о восстановлении Марфо-Мариинской обители, мы окончательно передадим ей малый ковчег, который сам по себе является святыней, потому что он сделан из досок гробов, в которых тела Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары перевезли из Пекина в Гефсиманию. Это уже были новые гробы, сделанные из китайского тика. В середине ковчега — крест из серебра, под ним земля из Дармштадта, где родилась княгиня Елизавета, из Святой земли, из Гефсимании, где теперь находятся ее мощи, и из-под Алапаевска, где она приняла мученический венец. На крышке — эмалевый медальон с изображением Спаса Нерукотворного, который нашли на мощах преподобномученицы Елизаветы. Это был подарок государя императора Николая II в день принятия ею православия. Поэтому не только частицы мощей и ребрышки, которые находятся с двух сторон от креста, но и сам ковчег является святыней.
«Нескучный сад»:
— Все ли вообще знали о пути вашего следования? И не приходилось ли вам вести какую-то просветительскую работу среди членов администрации, управления областями?
Александр Мельник:
— Конечно, знали не все, и это естественно. Было очень много вопросов со стороны даже тех людей, которые уже пришли поклониться мощам и которые стояли в этих очередях. Но накануне мы старались рассказать и объяснить, что происходит, в местных средствах массовой информации.
Владыка Михаил:
— Могу только добавить, что во время поездки этим всегда занимался корреспондент Фонда Андрея Первозванного. Местным журналистам и представителям епархии раздавалась подготовленная заранее информация. Кроме того, в каждой епархии информация передавалась и по телевидению, и по радио, и во время проповедей, когда батюшки с амвона подготавливали паству к этому событию. Так что в большинстве случаев люди уже знали о принесении мощей. Очень многие встречали нас на вокзале с фотографиями Великой княгини Елизаветы или иконками. Если мы приезжали ночью, то еще и со свечами. Но были места, где люди меньше знали о мощах, и мы им обо всем говорили. В каждой епархии мы давали интервью для телевидения, в которых отвечали на интересующие всех вопросы. И я сам, и местные архиереи рассказывали о преподобномученицах с амвона. То есть информация во время посещения мощей давалась по всем массовым каналам.
Наталья Андрущенко:
— На службе наш Патриарх процитировал слова Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая в свое время сказала, что России больше нет, но Русь Святая не может умереть. Проделав весь этот великий путь по стране, что вы поняли каждый для себя? Есть ли Россия или ее нет?
Владыка Михаил:
— Знаете, когда такая встреча народа и духовенства — это Россия! Но за этим еще есть люди, которые по каким-то личным причинам (далеко живут, не нашли время) не смогли приехать. Люди подходили и говорили, что сами они у мощей не были, не могли приехать, но знали об этом и молились. И, конечно, с радостью принимали иконки, которые мы старались всюду раздавать. То есть Россия никогда не умирала! Иногда нам за границей говорили, что ее нет. Но мой отец мне говорил, что если кто такую вещь тебе скажет, не верь! Сегодня можно повторить, что Россия — это Православная Церковь и народ, который находится в ее ограде, который веками просвещался. И недаром русский народ так отличается от других, будь он более верующий или менее верующий, живя по заповедям или нет. В этом я лично не сомневаюсь. Во всяком случае, мы остаемся русскими до тех пор, пока жива наша вера. Это самое главное!
Владыка Александр:
— Я думаю о той России, которую видел. Я объехал не всю страну, а только Дальний Восток. Видел нищету людей, но видел и веру, следы возрождения России. Действительно, скорбь, страдания и потеря близкого человека приближают к Богу, заставляют задуматься над смыслом жизни. В таких условиях люди становятся более религиозными. В Европе я видел людей благодушных и спокойных. Им совершенно не до Бога, им и так хорошо у камина сидеть с бокалом вина. У нас люди, конечно, живут сейчас трудно. Это не сказки, это правда! Люди нищенствуют. Очень богато у нас живут лишь 10 процентов, 30 процентов — более-менее. И 30 процентов — нищета страшная! А остальные концы с концами еле-еле сводят. Поэтому той России, которую видела и в которой жила Елизавета Федоровна, я думаю, еще нет. Но Святая Русь есть, мы ее видим, мы видим возрождение монастырей и храмов. Это, конечно, Святая Русь! Но это отдельная большая тема.
Александр Мельник:
— Одно из самых трудных и сложных ощущений — это как раз то, что люди приходят к мощам еще и с внутренним ожиданием, что что-то изменится в их жизни с точки зрения материальной, с точки зрения ощущения себя сопричастным к тому, что называется народом и государством. Потому что, к сожалению, очень многие люди растеряны в том мире, который сегодня создан на территории нашей страны. Это нужно констатировать и не нужно себя обманывать.
В Баку поклониться мощам приехала делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Некресским и Эретским Сергием. Мы понимали, что являемся представителями великой страны, великой державы, Русской Православной Церкви. Нужно было видеть грузин, которые приехали со слезами просто помолиться у мощей о том, чтобы в Грузии сохранилось православное государство, чтобы народ грузинский остался православным. Там колоссальное давление протестантских традиций, тенденций, очень мощное влияние американской идеологии и невероятное давление административных грузинских структур на Грузинскую Православную Церковь.
Все познается в сравнении. Когда во многих местах видишь нищету, а она, к сожалению, тоже есть, тогда понимаешь, что она отчасти обусловлена нашей духовной нищетой. Мы не знаем, на что опереться, мы утратили то, что называлось раньше государственной идеологией. Мы попытались заменить ее верой, а этого нельзя было, наверное, делать и нельзя делать впредь, потому что у государства должна быть четкая и ясная позиция по отношению к тому, что такое хорошо и что такое плохо.
Как должен жить народ и на основе каких ценностей народ может считать себя единым народом? Мне кажется, для всех нас (для тех, кто приходил к мощам, кто их привозил, кто следил за этим) существует очень важный внутренний вопрос: что будет дальше с нашей страной, как она будет развиваться, сохранит ли страна то главное, что всегда определяло Русь, Русь не только Святую, но и Русь как государственное образование? Это православная вера, православная традиция, основы православной государственности русской. Это очень важный момент сейчас для всех нас. И тут не в количестве дело, не в том, что мощам поклонилось десять миллионов человек. Дело в том, что у большинства из этих людей один и тот же вопрос: как будем жить дальше?
Владыка Александр:
— Если с Богом будем строить Россию, то, конечно, это не может не радовать. Вот многие говорят: «Все в руках экономики, все от экономики зависит». Я был в Магадане — там и золото, и алмазы, а люди нищенствуют. Они сами недоумевают, почему у них лишнего куска хлеба нет. И они никак не поймут, в чем дело? Какое-то помрачение! Главные начальники, от которых все зависит, кто решает судьбы людей, кто взял на себя эту ответственность решать, сами не могут ничего сообразить. У них все это есть, но они не могут это все взять и сделать что-то путное. Я общался с разного рода людьми, но так и не видел глубоко верующих начальников. Они на что-то другое надеются: что кто-то им подскажет, поможет. Нет доверия к Богу, а к Богу надо относиться с доверием. Если обращаемся, то с доверием, искренне, в простоте сердца. Этого пока нет. Говорят: «Слава Богу!» То есть изучили пять-шесть слов, а веры нет. Есть направление из Москвы: «Общаться с духовенством!» Но это разве вера?
Наталья Андрущенко:
— Это для них и есть Высшая власть.
Владыка Александр:
— Вот они и придерживаются этого направления: Владимир Владимирович молится в Рождество и в Пасху, и они тоже молятся. Это неправильно, они сами должны дойти.
Наталья Андрущенко:
— Весь ли план был реализован? Все ли задуманное удалось осуществить?
А. Мельник:
— К сожалению, в связи с политической ситуацией, которая сложилась на Украине, мы не смогли побывать в этой стране, где, естественно, пребывание мощей могли превратить в политическую акцию. Сейчас мы пойдем с этими флагами, и тут же мгновенно народ отдаст нам свои голоса или еще что-нибудь. И в связи с этим было принято решение о том, что мы Украину посетить не сможем. А уже дальнейший график был сверстан до последнего дня. И для нас было достаточно большой неожиданностью то, что нам отказали во въезде в Узбекистан. Без каких-то особых комментариев государственные чиновники сообщили об этом митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру, а он был очень удивлен тому, что «узбекская сторона не в состоянии обеспечить безопасность пребывания мощей на территории Узбекистана и беспокоится, чтобы это не вызвало провокационных выпадов радикально настроенных исламских организаций». Вот эти две страны, которые мы, конечно же, очень хотели посетить и не смогли посетить.
Остальные свои обязательства мы все выполнили. Может быть, мы не побывали еще в некоторых местах, но уже исходя только из технологических особенностей. Потому что это движение поездов, графики и т. п. Нам нужно сказать огромное спасибо российским железнодорожникам! Несмотря на то, что мы, я подчеркиваю это, платили везде за все услуги (то есть мы заплатили за все вагоны, за перецепки, за движение и так далее), организационно, конечно, это была огромная помощь! Вы представляете себе, что значит состыковать колоссальное количество передвижений по различным веткам — с перецепками, остановками. Ведь мощи находились в храме-вагоне. И нужно было храм-вагон обслуживать, передвигать. Рядышком был вагон, в котором ехала наша сопровождающая делегация. Здесь нужно сказать железнодорожникам огромное спасибо! Если еще кто-то напишет об этом, я буду очень рад, потому что нам с ними работать и работать в будущем.
Владыка Александр:
— Но иногда мне от архиерея доставалось, ночью даже звонили: «Мы ждали мощи тогда-то, а ты вот когда присылаешь», — как будто у меня своя железная дорога, свои вагоны, паровозы, электровозы или самолеты! Как я могу доставить мощи? Я тоже подчинен общему графику. Вот звонит какой-то митрополит ночью в три часа и требует от меня что-то изменить. Были какие-то накладки, были, но небольшие.
«Воскресная школа»:
— Изменит ли что-то ваша акция в образовательных структурах?
Владыка Александр:
— Я думаю, надо об этом молиться и вообще бороться за это. Если мы будем просто возмущаться и критиковать, то тогда ничего не будет. Говорить надо, возвышать голос! Надо бороться за образование, за историю и литературу, надо за это бороться!
Наталья Андрущенко:
— Первый проект Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей успешно завершен. Благодаря стараниям и Вашим, владыка Александр, и Вашим, владыка Михаил, и, конечно же, Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, очень много людей прикоснулось к великой святыне. И спасибо вам за эту возможность!