Псковское агентство информации | 04.03.2005 |
Симон Тодорский родился в 1700 году, в семье казака Переяславского полка в Малороссии — Федора (Тодор — западнославянское произношение имени Федор). Симеон, таково было его мирское имя, с 17 лет обучался в Киевской Духовной академии, которую закончил с 1726 году, затем он заканчивает Галльский университет под Магдебургом, и в 1735 году завершает свое образование. После трехлетнего пребывания в Венгрии и Турецкой Сербии в 1738 году Симеон Тодорский приглашается в Киев, где митрополит Рафаил (Зборовский) назначает его преподавателем греческого, еврейского и немецкого языков в Киевскую академию. Через два года Симеон принимает монашество с именем Симон, а спустя два года, в 1742 году митрополит Рафаил рекомендует монаха Симона императрице Елизавете Петровне в качестве воспитателя будущего императора Петра I и его невесты Екатерины, будущей императрицы Екатерины П. Помимо обязанностей преподавателя Закона Божия и русского языка, Симон исполняет обязанности духовника царской семьи и придворного проповедника.
По свидетельству некоторых очевидцев, проповеди Симона оказали сильное влияние на будущую императрицу, пробудив в ней интерес к русскому языку и православию. В 1743 году Симон назначается членом Святейшего Синода и производится в архимандриты Костромского Ипатьевского монастыря. В том же году он принимает участие в издании так называемой Елизаветинской Библии, сверив, и заново переведя с еврейского Книгу Бытия. В 1745 году 31 марта в день памяти мученика Игнатия архимандрит Симон был хиротонизирован в епископы Костромского и Галицкого и был переведен на псковскую кафедру. По свидетельству церковного историка митрополита Евгения Владыка Симон много потрудился по искоренению на Псковщине невежества и суеверий, обновлению и украшению псковских храмов. Он «обновил и украсил исстари запустевши в Довмонтовой стене церкви Дмитриевскую, Воскресенскую, Софийскую и Георгиевскую», сделана и освященна церковь Св. Равноапостольной княгини Ольги. В 1748 году Владыка Симон возводится в сан Архиепископа, оставаясь непременным членом Священного Синода. Труды по Епархии и суровая монашеская жизнь подрывают здоровье Владыки, и 22 февраля 1754 года, после продолжительной болезни Архиепископ Симон скончался. Надгробная надпись к крипте псковского Свято-Троицкого собора гласит: «Сей муж…всем выше образ христианского жития словом и делом, кроток и по Апостолу преподобен, незлоблив, целомудрен, честен…любовию к премудрости горящее…всем милосердия отеческого к странным и убогим образ показав, его же яко уже блаженного успения удостоивший Господь Бог, да подает со святыми к небе упокоение, а на земли да сотворит ему вечную память».
И действительно Господь сотворил Архиепископу Симону Тодорскому вечную память. Множество исцелений при гробнице и чудесных явлений подтверждали из поколения в поколение веру в его святость и чудодейственную силу святителя Симона.
В 1854 году было обнаружено повреждение склепа над гробом Владыки Симона и при ремонте засвидетельствовано духовенством Собора и Владыкой Платоном нетление мощей. В 30-е годы ХХ столетия усыпальница святителя Симона была разрушена, и святые мощи исчезли из усыпальницы Троицкого собора. Но несмотря ни на что, благоговейная память в чудодейственное предстательство святителя не угасла в сердцах верующих псковичей. Печорский старец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что, будучи клириком Свято-Троицкого собора, после войны участвовал в ремонте склепов и своими руками восстанавливал склеп святителя Симона, мощей которого не обнаружил. Но он сам, и духовенство города продолжали почитать это святое место, прикладываться к святой гробнице и не было дня, чтобы кто-нибудь не заказывал панихиду у гробницы святителя Симона. Чудесные исцеления на гробнице святителя Симона Тодорского в Троицком соборе происходят до сей поры.
По многолетней традиции на вечерних службах, во время кафизм, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с духовенством собора служит заупокойные литии по владыке Симону.