Православие.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 28.04.2014 |
Духовно сильный человек непобедим
В радостный второй день Святой Пасхи здесь, в духовном центре Святой Руси, в кремлевском Успенском соборе, с особым чувством мы совершили Божественную Евхаристию, потому что сами эти стены свидетельствуют нам не просто о долгой и очень славной истории, но и передают духовный опыт предшествовавших поколений, их молитвы, их труды, их подвиги. Мы через прикосновение к историческому памятнику, как называют храмы светские люди, одновременно прикасаемся к духовному опыту предшествовавших поколений, а в неразрывной связи поколений — сила нашего народа.
Поэтому сегодня наша молитва была об Отечестве нашем, о державе Российской, о всей исторической Руси, над которой простирается пастырское попечение Русской Православной Церкви, матери православного народа Руси. Мы молились сегодня о мире, о том, чтобы в братской Украине прекратилось кровопролитие, междоусобная брань. Мы молились о том, чтобы никогда не были омрачены отношения между Россией и Украиной, потому что и одна, и другая страна — части единого духовного и неделимого пространства исторической Святой Руси.
Мы молились также о народе нашем, особенно о молодежи. Вчера вечером в храме Христа Спасителя почти тысяча молодых людей, представляющих приходы города Москвы, пришли, чтобы поздравить Патриарха и помолиться с ним. И вглядываясь в их светлые лица, я понимал, что всё не так плохо. И как будто в созвучии с этим одна из многоопытных игумений нашего ставропигиального монастыря сказала мне замечательные слова: «Следующее поколение будет лучше, чем мы». А потом добавила то, что я сейчас хотел бы повторить: «Но, может быть, на то самое поколение придутся тяжелые испытания».
Не дай Бог, чтобы так было. Но мы всегда должны быть духовно готовы защитить свою Церковь, свой народ, свою страну, историческую Русь, мы должны быть готовы в том числе и к невидимой брани. Готовность эта означает нашу внутреннюю духовную силу. Духовно сильный человек непобедим, и никакие страхи преходящего времени не способны его сокрушить.
Дай Бог, чтобы через живое соприкосновение с верой православной, через реальный духовный опыт молитвы и общения с Богом укреплялась и возрастала не только наша молодежь — весь наш народ. Именно об этом сегодня наша молитва ко Христу Воскресшему, Который так близок к нам, ибо страдания и саму смерть претерпел за нас и воскрес в славе, чтобы лучами Воскресения обогреть всех, кто готов следовать за Ним к правде Божией.
Из слова после Литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 21 апреля 2014 года, в понедельник Светлой седмицы
+ + +
Святым Духом мы живем, жива наша душа
Святой Василий Великий, размышляя на тему Святого Духа и Его значения для жизни всей вселенной, замечательно говорит о том, что именно Святой Дух является источником, то есть причиной жизни вечной.
Каждый на собственном опыте знает: для того чтобы существовало нечто живое, должна быть энергия. Человек умирает, если не вкушает пищи, если не получает извне энергию. Земля умрет, если потухнет солнце, которое сообщает энергию земле. Благодаря этой солнечной энергии существует всё живое на нашей планете. И в масштабах космоса, в масштабах всего творения необходим источник энергии для физического существования.
Устроение мира учит нас тому, что только при наличии некоего внешнего источника энергии может существовать жизнь, может существовать космос и всё творение Божие. И если мы говорим о бессмертной жизни человеческой души, то и для такой жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела.
Святой Василий Великий говорит нам о том, что источником этой энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать не сможет.
Есть много способов у человека отказаться от источника внешней энергии. Человек может отказаться от пищи. Мы знаем, что это иногда бывает — либо когда человек заболевает душевной болезнью, либо когда он, стремясь достичь какой-то цели через воздействие на окружающих, добровольно отказывается от пищи. И нередко такой отказ от пищи приводит к смерти.
Мы можем отказаться и от того, чтобы принимать внешнюю энергию солнца. Мы можем загородиться бетонными стенами, мы можем зарыться в землю, мы можем уйти от этого внешнего источника энергии, и если будет так, мы долго не проживем. По этой же аналогии можно судить о том, насколько человек способен огородить себя от энергии Святого Духа.
Размышляя на эту тему, святитель Василий Великий говорит, что человеческие страсти так же делают душу неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывающее роль человека в спасении. Своей силой человек спастись не может — только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное Царство. Но подобно тому как мы можем отказаться от пищи, как можем зарыться в пещеру или отгородить себя от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа и тогда — никакого Божественного Царства, никакой жизни души.
То, что описывает святитель Василий Великий, на греческом языке обозначается словом «синергия», то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека. Дело спасения — это дело Божие, ибо без силы Святого Духа не может жить и тем более спасаться душа. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо ее закрывая. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного промышления.
Из слова после Литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы
+ + +
Вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность
Господь не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно делать какие-то конкретные дела, например построить или создать что-то, что потрясло бы сознание людей, совершить научные открытия, невероятные прозрения в области мысли, замечательные произведения искусства. Он не сказал о том, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно иметь человеческую власть и использовать ее во благо. Он не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно быть могущественным человеком, сильным, богатым, преуспевающим. Он сказал только одно — что тот, кто верит, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель, и Сын Божий, тот будет иметь жизнь во Христе, в Боге. Значит, вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность, и никакой другой силы, никакой другой добродетели, никакого иного гуманистического измерения жизни недостаточно для того, чтобы обрести вечность в Боге, — только вера имеет значение.
Сколько существует мир, столько существует и вера. Даже те люди, которые сбивались с пути истинного богопознания под воздействием разных ложных философий или неправильно понятого человеческого опыта, обожествляли то, что Богом не является. И те имели в сердце веру. Но такой веры недостаточно. Нужно верить в то, что Иисус есть Христос и Сын Божий.
Верить всегда непросто
Верить всегда непросто. Как замечательно сказал об этом Василий Великий: всякое слово Божие — это истина, исполненная силой, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера — есть великий подвиг (см.: Василий Великий, святитель. Нравственные правила. Правило 8: О вере и несомненности глаголов Господних).
Эти слова Василия Великого, который был чрезвычайно просвещенным, ученым человеком, прекрасно знавшим античную философию, бывшим на высоте тогдашней этичной мысли, так ясно формулируют, что означает верить.
Верить означает нередко идти против здравого смысла, против человеческого опыта, против закона природы. Потому что природа уверяет нас нередко в обратном. Почему Фома не поверил со слов апостолов? Да потому что природа уверяла в обратном: не может воскреснуть человек, он умирает, его тело разлагается, распадается на молекулы, исчезает. Как может воскреснуть человек? Это было против опыта Фомы, как и против опыта абсолютного большинства людей, живущих и живших на земле. И потому он говорит эти страшные слова: пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, пока не осяжу руками ребра Его, не поверю; мне нужны доказательства, которые утвердили бы меня в том, что Христос воскрес. И когда является Спаситель, Он просто говорит: осяжи Мое Тело, и не будь неверен, но верен; и блажен тот, кто верит, не видя, не зная.
Вера есть некая особая сила, присущая человеку. Это сила ума, сила воли, сила чувств. Вера вбирает в себя все потенции человеческой личности, всё то, на что способен человек. Потому что увидеть то, что лежит вне человеческого опыта, прозреть то, что прозреть невозможно в личной жизни, можно лишь при огромном внутреннем напряжении, концентрации сил, ибо это великий подвиг, говорит Василий Великий.
Вера требует отдачи всех сил
Почему же Господу было угодно, чтобы именно вера определяла спасение человека, чтобы от веры зависело его спасение? Да именно потому, что вера — такое состояние человека, которое требует отдачи всех сил. Каждый, кто сильно молился хотя бы один раз в жизни, например перед страхом смерти или вымаливая жизнь у несчастных, безнадежно больных близких родственников, своих родителей и детей, знает, что означает подвиг истинной молитвы. Христос, молившийся в Гефсимании, проливал кровавый пот. Можно себе представить, как напряжены были Его человеческие силы, когда он молился с такой отдачей!
Вера требует этой концентрации сил. Потому она и является непременным условием нашего спасения. И хотя святитель Иоанн Златоуст и говорит, что Бог не хотел, чтобы спасение человека происходило без его человеческих усилий, а потому и потребовал от нас веры как непременного условия участия человека в деле спасения, в словах Златоуста скрывается мысль о том, что, конечно, не вера человека спасает, а Сам Бог, но для того, чтобы стать тем объектом Божественной миссии спасения, который способен эту миссию воспринять, человек должен верить.
Сколько существует мир, столько существует вера и столько же существует неверие. И у неверия очень понятные объяснения. Предельно ясно, почему человек не верит. Если он опирается только на знания и на опыт, то всё, что превышает его знания и опыт, он отрицает. Есть такая пословица: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И нередко произнося или даже не произнося эти слова, человек отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его опыта, точь-в-точь повторяя соделанное Фомой. Воскресение лежало вне опыта Фомы — и он не поверил. Может быть, не поверили бы и другие апостолы, кстати, если бы они тоже отсутствовали. Неизвестно, как и кто из них повел бы себя в этой ситуации, уж столь неожиданной, столь поразительной была весть о том, что воскресший Христос пришел к апостолам.
Иногда, оправдывая свое неверие и неверие своих детей, особенно неверие молодежи, мы говорим: «Да, в наше время, знаете, трудно верить». А почему в наше время трудно верить? Человечество в каждую эпоху создавало какие-то продукты, которые можно отнести к результатам цивилизационного развития. А разве пирамиды египетские не поражали воображение? А ирригационная система Нижнего Нила разве не завораживала умы людей? Сложнейшая система оросительных каналов, которую мир не знал. А появление бумаги? А появление письма? А знания астрономии? А познания в медицине? Разве не поражали они воображение людей? Никогда не следует ссылаться на эпоху, подчеркивая, что, мол, достижения современной эпохи особым образом препятствуют человеку верить в Бога. Это абсолютное заблуждение.
То, что происходит в мире, то, что является производным от человеческого образования, ума, организации, вложения финансов, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не плывет просто в общем потоке, по воле волн. Но если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, всё это никак не может повлиять на его веру или даже на его безверие.
Мы должны помнить, что вера там, где внутреннее напряжение, концентрация, где есть мысль и где начинается реальный опыт соприкосновения человека с иным миром. Этот опыт бывает разным. У Фомы это был опыт физического соприкосновения с воскресшим Телом Спасителя. У большинства людей нет такого опыта, но есть опыт молитвы. Это самый сильный опыт, когда в ответ на нашу просьбу Бог нам посылает то, о чем мы Его просим.
Рука Божия — с нашим народом
Невероятно сильный опыт заложен во всей человеческой жизни. Если внимательно посмотреть на то, как тот или иной человек жил, что происходило в его детстве, в юности, в зрелые годы, то каждый может увидеть на себе руку Божию не только в достижениях и победах, но в поражениях и страданиях. Только нужно научиться взирать на свою собственную жизнь с высоты птичьего полета, постараться видеть причинно-следственные связи, приведшие к тем или иным событиям. И тогда откроется нам рука Божия и в нашей жизни, как открывается она в истории народов и, для нас с вами, в истории нашего многострадального Отечества.
Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что рука Божия, несомненно, с нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий для того чтобы в XXI веке этот народ, наш народ, народ Святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения и сильной веры, на которую никак не влияют продукты современной цивилизации.
Из слова после чина великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине (г. Москва) и Литургии в нем 27 апреля 2014 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы