Русская линия
Седмицa.RuИеродиакон Давид (Сарсаниа)04.03.2005 

Церковные соборы в Западной Грузии в XVI—XVIII вв. и их борьба с работорговлей

Церковные соборы в Западной Грузии, имевшие место в XVI—XVIII вв., в большинстве своём были направлены на исправление местных обычаев, несовместимых с христианской нравственностью — прежде всего, связанных с работорговлей и захватом феодалами церковных земель.

С XIV века Грузия находилась в состоянии раздробленности, цари двух её частей и правители отдельных княжеств противодействовали друг другу, а порой даже воевали между собой. Вследствие внешних нестроений и внутренних неурядиц грузинские царства и княжества в первой половине XVI века обеднели и пришли в полный упадок.

В Грузии наступил жесточайший экономический кризис, и ввиду почти полного прекращения торговли производимыми в стране товарами и продуктами, началась продажа рабов в Турцию и Персию. Это проявилось, главным образом, в Западной Грузии при Имеретинском царе Баграте III (1510−1565) [1].

Против этой варварской практики торговли людьми и были направлены решения состоявшегося в Имеретии церковного собора. Неизвестно, где конкретно происходили заседания собора, это не указано в актах, но вероятно, что это было в столице Имеретии — Кутаиси. Также не указан год созыва собора, который можно лишь приблизительно отнести ко времени правления католикоса Евдемона I (между 1557 — 1578 годами) [2].

На соборе присутствовали: Мцхетский католикос (кто именно также неизвестно), Абхазский католикос Евдемон I, Кутаисский митрополит Симеон, Гаэнатский архиепископ Антоний, Драндский митрополит Филипп, архиепископ Цагерский Козман, архиепископ Хонский Захария, архиепископ Цаишский Кирилл, епископ Никорцминдский Иоаким, а также Чкондидский, Бедийский митрополиты и Моквский архиепископ.

На этом соборе было запрещено продавать пленных, а также были осуждены: грабеж церквей и похищение икон, человекоубийство, кража, расхищение монастырских и церковных вотчин, нерадение духовенства к своему служению, нарушение законов о родстве и другие преступления против принципов христианской нравственности. Эти постановления также называются «Законы католикосов"[3].

Постановления собора были таковы:

«1. Человек, продавший человека, будет ли знатный, или незнатный, князь, дворянин или крестьянин, да будет от святых соборов проклят и отвержен. Кто по точном розыске и исследовании окажется продавцом человека, если выкупит и приведёт проданного, заплатит штраф, по своему состоянию, и церкви, и епископу, и господину его, а если не приведёт, кто бы он ни был: князь дворянин или крестьянин, ничто его не спасёт, было бы незаконно его спасать, он должен быть повешен, а если кто за взятку не сделает это, да будет проклят от святых соборов и наказан по канонам апостолов.

2. Относительно взломщиков церкви мы так решили: кто церковь взломает и икону ограбит, да будет без суда повешен.

3. Кто войдёт в церковь и унесёт её имущество, тот да будет изувечен, а похищенное имение возвратит церкви.

4. Кто убьёт брата или отца, у того отсечь руку и изгнать его из родины.

5. Кто украдкой убьёт невинного человека, или путника, или стерегущего что-нибудь, тот да будет казнён.

6. Кто учинит воровство, с того взыскать так, как это делали всегда.

7. О епископах мы постановили это: кто из них, не будучи больным, удалится от своей церкви более 20 дней без разрешения и поручения своего патрона, или без надобности в обозрении своей паствы, не будет часто посылать хорепископа в свою паству и пещись о законе и делах иеромонахов, не будет хорошо пасти церкви своей паству, править ими и укреплять их, по мере возможности не будет строить, и украшать свою церковь и оберегать её имение, или, игнорируя написанное в Номоканоне, или по неведению разрешит недозволенные браки за мзду, да будет проклят от святых соборов и наказан по канонам апостолов с удалением от своей церкви.

8. Епископ, который посвятит диакона и священника так, что тщательно не проверит, читает ли он Псалтирь, Требник и другие книги, и не узнает, имеет ли он духовника, да будет проклят.

9. Епископ, который разрешит запрещённого другим епископом или посвятит диакона или священника другого епископа, да будет проклят.

10. Если в чьей-либо епархии священник не сам пойдёт для приобщения кого, а пошлёт для этого даже не диакона, а мирянина, да будет ему воспрещено священнодействие.

11. Епископ, оставивший в своей епархии такой случай без внимания, да будет проклят.

12. Хорепископ, который не ходит из села в село и из церкви в церковь и не собирает у церковного входа прихожан, чтобы посредством допроса узнать, как они соблюдают праздники, посты, родство, кумовство и не исправит их, да будет проклят.

13. Сопротивляющиеся епископу и его хорепископу в достоверном разведывании о делах закона, да будут признаны виновниками пред царём.

14. Кто из знатных, или незнатных, князей, дворян, или крестьян воспротивится епископу и не допустит хорепископа истинно разведать о делах закона, да будет проклят.

15. Епископ большой или малый, который в делах священных и закона провинится пред католикосом и по достоверности расследования выяснится, что католикос давал ему увещания, но он не внял оным, да будет воспрещён в священнодействии, а царём удалён от церкви.

16. Кто из великих, или князей, или дворян, или кто по надлежащем розыске и расследовании окажется изменником царя, того, как определено соборами и апостолами и написано в Номоканоне, да будет наказан смертью.

17. Кто будет злословить католикоса и епископа, того наказать так, как в Номоканоне предписано.

18. Епископ, который посвятит недостойного в священники и в диаконы или, видя недостоинство его, разрешит ему священнодействие за мзду, будет проклят как Симон Волхв. Ни епископ, ни наставник, ни настоятель да не поставляется за мзду. В таком случае по Номоканону прокляты и посвятивший и посвящённый.

19. Кто обвинит в продаже человека и святотатстве невинного человека, а виновного оправдает, да будет проклят.

20. Кто из великих или малых у церкви и монастыря отберёт имение: село, виноградник, землю и дачи, кто бы он ни был, великий или малый, да будет проклят.

21. Кто сие постановление, учреждённое апостолами и святыми соборами и утверждённое нами, подтвердит и исполнит, на того да сойдёт благословение Бога, Богородицы и святых соборов, святых апостолов и всех святых, равно и на семейство, дом, имение и землю его; того да ущедрит Бог всеми благами, для человека сотворёнными. Кто же сие не одобрит, власти соборной церкви воспротивится и нашего учения не соблюдает, тот да будет связан от святых соборов, от святых апостолов и от всех святых, на земле и на небе, и да постигнет его трепет Каина, удавление Иуды, поражение громом Диоскора, потопление исполинов, сожжение содомлян, проказа Гиезия, поглощение Дафана и Авирона, посрамление Кристентия и Фавина и участь всех, отрекающихся от Христа.

22. Кто из знатных, князей, дворян или крестьян женится на невестке, тот да будет проклят от Бога, от святых Его, от семи соборов от святых апостолов. Мужчину и его жену — невестку пусть зальют известью по сию и по ту сторону, а сделавшие это будут от нас благословлены.

23. Кто оставит свою жену без причины, тот, как проклятый святыми апостолами, да будет наказан смертью» [4].

К сожалению, работорговля, осуждённая первым пунктом постановлений Кутаисского собора, продолжалась в Западной Грузии и в последующее время. Церковь уделяла борьбе с этим злом много внимания и постоянно пыталась пресечь любые попытки продажи человека человеком. Но раздробленное на несколько княжеств Имеретинское царство, не могло остановить вражду владетельных князей между собой. Ее результатом были войны с последующей продажей пленных в рабство. Турция же способствовала этому, так как ей было выгодно в качестве подати вывозить местное население в качестве рабов.

В одном документе 1654 года некий Перозишвили заявляет: «Пусть буду виновным сначала пред Богом, а потом пред царём Ростомом,… если ту девочку или продам, или отдам кому-нибудь» [5]. От XVII столетия таких документов дошло до нас достаточно много. Но несмотря на принимаемые меры, торговля пленниками имела в Западной Грузии широкое распространение.

Правитель Мегрелии, Леван Дадиани, (1611−1657), покорив Абхазию, склонил на свою сторону правителя Гурии Кайхосро и начал открыто нападать на Имеретию, враждуя против царя Георгия. Отмечая это в «Истории Имеретии», царевич Вахушти Багратиони говорит, что мегрельские и гурийские воины тайно продавали туркам пленных и брали за это деньги [6].

Другой документ начала XVII века говорит о том, что монах Гареджийского монастыря Виссарион был послан в Гурию, чтобы посоветовать владетелю этого княжества Мамии прекратить продажу пленных. Мамия Гуриели дал клятву, что ни он, ни его поданные не продадут пленных, хотя и оговорился: если только это не потребуется для защиты страны от вторжения неприятеля, или для избавления от притеснения врага, равно как и для удовлетворения насущных нужд [7].

Иерусалимский Патриарх Досифей писал Абхазскому католикосу Григорию II Лорткипанидзе в 1701 г. письмо с предложением созвать собор и вновь воспретить на нем продажу пленных [8]. Существует документ, данный католикосу Григорию II правителем Мегрелии, Бежаном Дадиани, и Рачинским эриставом Шошитой в 1707 г., в котором эти князья заявляют, что они продавали пленных, но больше этого не допустят [9].

В 30−40-х годах XVIII в. феодалы Восточной Грузии, руководимые желанием добиться свободы и независимости, вели борьбу с турками, персами и лезгинами. В Западной Грузии они действовали и против Имеретинского царя Александра V (1721−1751). Во главе восточно-грузинских феодалов стоял правитель Мегрелии Отия Дадиани, которого поддерживали князья из других провинций. Они дважды побеждали и низлагали Александра V, но он с помощью турок вновь возвращался на трон. После его смерти в Имеретии воцарился Соломон I (1751−1784). В это время вся Западная Грузия полностью находилась под контролем Турции. Все крупные крепости были в руках турецких гарнизонов.

Такая политическая ситуация негативно отражалась и на церковных делах. Кутаисская и Хонская епархии закрылись, а церковные имения захватили светские лица. Ввиду создавшегося положения, по инициативе царя Соломона I, в 1759 г. в Кутаиси был созван собор. На нём присутствовали: католикос Виссарион Эристави, Чкондидский митрополит Гавриил Дадиани, Гаэнатский митрополит Иосиф Багратиони, Шемокмедский митрополит Николай Гуриели, Цагерский митрополит Григорий Дадиани, преосвященный Иосиф, Никорцминдский митрополит Николай, Джуматский митрополит Даниил, Хиноцминдский митрополит Михаил, Цаишский митрополит, Бедийский митрополит Максим Иашвили, а также грек-митрополит Герман. На соборе также присутствовали архимандриты и игумены монастырей, священники и диаконы.

Собор постановил:

«1. Открыть в Кутаиси упразднённую епископскую кафедру и избрать на неё епископом Максима Абашидзе.

2. Присвоившие церковные имения должны вернуть их Церкви» [10].

Исполняя постановления этого собора, Рачинский князь Ростом Эристави возвратил церкви отобранную вотчину [11].

В 1761 году при Соломоне I в Кутаиси был вновь созван собор. На соборе присутствовали: католикос Виссарион, Гаэнатский митрополит Иосиф, Чкондидский митрополит Григорий, Кутаисский митрополит Максим, Шемокмедский митрополит Николай, Джуматский митрополит Даниил, Бедийский митрополит Максим, архиепископ Симеон из Иерусалима, настоятели монастырей, столпник Герман и светские лица.

Участники собора постановили:

1. Возобновить упразднённую Хонскую епископскую кафедру и поставить на нее бывшего Мровского митрополита Иосифа Мачабели.

2. Узаконить то, чтобы в Хонской епархии в пользу Церкви и духовенства крестьяне платили столько, сколько платили в Кутаисской, Гаэнатской и Чкондидской епархиях [12].

В 1777 г. католикос Максим II Абашидзе созвал церковный собор, на котором снова была осуждена продажа рабов. Согласно решениям собора, правитель Гурии Георгий дал обещание: «Отлучённого вами, мы не будем принимать, и не будем иметь с ним общения, ни есть с ним, ни пить, и будем смотреть на него, как на бешеную собаку, и сколько будет возможно, постараемся вредить ему. И если обещание это нарушу, то да буду связан вами и вашим собором» [13].

Также, до присоединения к России, в Западной Грузии созывались ещё два собора. Они проходили под председательством Чкондидского митрополита Антония в 1792 и 1794 годах [14]. Эти соборы также касались продажи пленных и на основании их решений, правитель Мегрелии Дадиани дал обещание предать нарушителя митрополичьему суду [15].

На основании рассмотренных свидетельств можно сделать вывод, что главными темами, регулярно обсуждавшимися на соборах XVI—XVIII вв., были продажа людей в рабство в Турцию и борьба за сохранение церковной собственности. Малое количество письменных источников не даёт возможности более детально рассмотреть все аспекты борьбы Православной Церкви с этими явлениями.

Однако такой сборник как «Законы католикосов», более или менее, даёт представление об уровне затрагиваемых вопросов церковной жизни при католикосе Евдемоне II. Здесь видно совместное действие царя и католикоса при созыве церковных соборов, обусловленное тем, что государство имело особое попечение и заботу о Церкви, а католикос служил интересам царской власти.

Как видно из актов соборов, их участниками в Грузии были духовные лица и миряне — в лице царя и представителей знати. Однако многочисленные отступления грузинских феодалов от канонов Православной Церкви и христианской нравственности показывают, сколь неглубокой зачастую была их религиозность и воцерковленность. Личная выгода и стремление к власти при поддержке иноверной Турции часто вынуждали их отрекаться от следования учению Церкви. При таких условиях католикосы Западной Грузии были единственными, кто постоянно боролся с описанными пороками, которые можно квалифицировать как предательство своего народа и родного государства. Свидетельства заботы со стороны Церкви о своей пастве, взятых в плен и проданных в рабство людях мы неизменно находим в деяниях соборов западно-грузинского Католикосата в период XVI-XVII столетий.


Примечания:

[1] Ф.Жордания. Хроники и другие материалы для истории и письменности Грузии. Книга II-я. Тифлис, 1897. С.342−343. (на грузинском языке).

[2] Грузинские Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С.139−140. (на грузинском языке).

[3] Там же. С. 140.

[4] Б.Ломинадзе. Каноны, принятые соборами Абхазского Католикосата. Вестник Гелатской Академии Наук. Кутаиси, 1996, N2. (на грузинском языке).

[5] Ф. Жордания…Цит. соч. С. 468.

[6] Царевич Вахушти. История Имеретии. Жизнь Грузии. СПб., 1854. Ч.2. С. 30.

[7] Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Тифлис, 1866. Т.1. С.52−53.

[8] К.Кекелидзе. История грузинской литературы. Тбилиси, 1960. Т.2. С.30−31. (на грузинском языке).

[9] Грузинские Католикосы-Патриархи…Цит. соч. С. 158.

[10] Д.Пурцеладзе. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881. С.137−139.

[11] Акты…Цит. соч. Т.1. С. 29.

[12] Д. Пурцеладзе…Цит. соч. Гуджар от 1761 года. С. 141.

[13] Там же. Гуджар от 1777 года. С.152−153.

[14] К. Кекелидзе…Цит. соч. С. 132.

[15] А.Хаханашвили. Крепостное право в Грузии до присоединения к России. Кутаиси, 1910. С. 63. (на грузинском языке).

http://www.sedmitza.ru/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru