Русская линия
Утро.Ru Вадим Самокатов02.03.2005 

Наши дети совсем не умеют играть

В детстве мы постоянно во что-то играли: в «казаки-разбойники», в «войнушку», в «больницу» и т. п. Загнать домой ребенка, захваченного игрой, было проблематично; из открытых окон домов неслись призывные крики родителей: «Петя, домой!», «Маша, пора ужинать!», а в ответ раздавалось отчаянное: «Ну мамочка, ну еще пять минуточек, мы еще не доиграли…» Играли мы не только на улице, но и в детском саду, часто даже к неудовольствию воспитателей.

Современным детям играть некогда — они учатся. «Детский сад убежден, — говорит психолог Вера Данилова, — что ребенка надо готовить к школе, а не в игры с ним играть, большей популярностью пользуются как раз те детсады, в которых есть иностранный язык, теннис, плавание, еще что-нибудь навороченное, вроде риторики например. У столь занятых детей на игру времени почти не остается». Не играют дети и во дворах, потому что выпускать ребенка во двор стало опасно. Казалось бы: и чего здесь такого ужасного? Не играют — и ладно, меньше шишек набьют и синяков наставят. Однако психологов такое положение дел тревожит, поскольку игры детей «есть необходимая и свойственная ребенку деятельность, которая является для него естественным и неосознаваемым способом адаптации „взрослого“ мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему». Если ребенок не наиграется в детстве, он может остаться личностно незрелым и даже иметь серьезные проблемы во взрослом возрасте.

Играя в «дочки-матери», «продавца и покупателя», «больного и врача» и воспроизводя таким образом отношения взрослых, дети постепенно взрослеют сами, учась в подобных ролевых играх управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Ограничения, которые малыши добровольно накладывают на себя в игре, постепенно входят в их повседневную жизнь, и семилетние дети уже умеют управлять своим поведением. Сегодня учителя часто жалуются на первоклашек: дескать, не слушаются, на уроках невнимательны, могут запросто вскочить из-за парты и пробежаться по классу. И как их только родители воспитывали? Но вина родителей не столько в плохом воспитании чад, сколько в том, что они либо не поощряли ролевые игры либо вовсе их пресекали. В итоге дети совсем не умеют самоорганизовываться.

Не так давно московские психологи Е. Смирнова и О. Гударева провели эксперимент, в котором приняли участие более тысячи дошкольников; за ходом эксперимента наблюдали специалисты по практической психологии детских садов столицы. Детей просили в знакомом помещении поиграть в какую-нибудь игру. Наиболее популярными оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. (такие игры наблюдались в 30% случаев). Сюда же входили варианты игры «дочки-матери» и ее современной разновидности «семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за привидениями». В конце эксперимента психологи пришли к неутешительному выводу: нынешние дошкольники не умеют играть в ролевые игры. Большинство детишек не могли придерживаться правил игры, т. е. делали то, что по роли делать нельзя. К тому же игра их была однообразна: они, как правило, повторяли одни и те же операции. Также наблюдения показали, что 5-летние дети не могут развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из своих ролей в игре. Две девочки, игравшие, по их словам, «в больницу», так и не дошли до врача, а только жаловались окружающим на недомогание, а мальчики, стрелявшие друг в друга из палочек, вообще не смогли объяснить, во что играют: в бэтмена или в догонялки. Кстати, попутно выяснилось, что в игры, которые были весьма популярны 10−20 лет назад (в повара, шофера, доктора, космонавта и др.), наши дети практически не играют, предпочитая сюжеты из телевизионных фильмов. Но большинство из ребят (60%) вообще не приняли участие в играх — они предпочли катать машинки, бросать мяч, рисовать или сооружать что-то из конструктора «Лего».

Как полагают многие психологи, дети, не умеющие играть в коллективные игры, не способны нормально общаться, заниматься совместной деятельностью, разрешать возникающие конфликты. В результате у них нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам. К сожалению, с точки зрения большой части современных педагогов, игра — лишь пустая трата времени. К тому же нередко приходится слышать: «Пусть уж лучше вообще не играют, а то такой сюжет выберут — просто караул». Действительно, иногда малыши выбирают не самые приятные темы для игр, например, в «пьяных», в «ограбление банка», а после жутких событий в Беслане были случаи, когда дети играли в захват заложников. Однако, по мнению психолога Веры Даниловой, для психологического развития как раз очень важно, что ребенок играет во все, что увидел, включая травмирующее, потому что он в игре может это выразить, осознать, отстраниться от этого. «Представьте себе ужас мамы или бабушки, — говорят Данилова, — которые приходят в детский сад забирать ребенка, а милая девочка ей радостно рассказывает: „А мы сегодня играли в автомобильные катастрофы, Валя попал в аварию, ему руки-ноги поломало, а потом он умер“. Родители в ужасе. Идут к заведующей и начинают все это обсуждать…» Но под правильным управлением взрослых, уверена психолог, играть можно во все.

http://www.utro.ru/articles/2005/03/02/413 140.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru