НГ-Религии | Александр Петров | 02.03.2005 |
Виктор Ющенко во время поездки в Житомир 8 февраля неожиданно заявил о своем намерении упразднить целый ряд госкомитетов и сократить их число по крайней мере вдвое. В комитеты, идущие под сокращение, попал и Госкомитет по делам религий Украины. В соответствии с законом на ликвидацию комитета отводится полгода.
Президент не уточнил, какой именно структурой будет заменен этот орган исполнительной власти. Заявление, сделанное Ющенко мимоходом, стало полной неожиданностью для всех религиозных организаций Украины и вызвало у них неоднозначную реакцию.
Ющенко заявил, что теперь власть на Украине будет работать «открыто и напрямую» с каждой конфессией. «Мы не ставим своей целью создавать специальные преграды для той или иной веры или Церкви», подчеркнул Виктор Ющенко. На фоне проводимых реформ подобное заявление звучит приговором для структуры, ранее всецело контролировавшей религиозную жизнь страны. Впрочем, Ющенко и не скрывает, что решение конфессиональных проблем на Украине — это очень «деликатный вопрос» и что к нему необходимо подходить «сбалансировано».
Во время своего визита в Москву в конце января этого года президент Украины, обещал, что основой его религиозной политики будет толерантное отношение ко всем конфессиям, и он не намерен навязывать кому-либо собственный религиозный выбор (см. «НГР» # 2 от 02.02.2005). Житомирское заявление свидетельствует о том, что Ющенко не намерен отступать от линии демократизации всех сфер жизни, включая и религиозную.
В программе деятельности Кабинета министров Украины, возглавляемого Юлией Тимошенко, говорится лишь о возможности создания в стране равных условий для деятельности всех религиозных организаций и о неуклонном соблюдении принципа отделения Церкви от государства.
Ликвидацию Комитета по делам религии и создание нового органа взаимодействия верующих с властью можно было спрогнозировать сразу же после победы Ющенко на выборах. Однако на нынешнем этапе, учитывая достаточно сложную религиозную ситуацию на Украине, ликвидация этого комитета вызывает озабоченность руководства некоторых Церквей, привыкших «испокон веков» к опеке этой, казалось бы, незыблемой госструктуры.
Госкомитет по делам религий Украины является полноправным правопреемником Совета по делам религий при Совете министров УССР. Принятый на Украине в апреле 1991 года Закон «О свободе совести и религиозных организациях» закрепил существование специального государственного органа, осуществляющего политику властей по отношению к религиозным организациям. На данный момент исполняющим обязанности председателя комитета является Виктор Бондаренко, возглавляющий этот орган с января 1997 года.
У президента Украины есть и другой повод для ликвидации этого комитета. Накануне выборов именно под давлением этого органа представители многих Церквей на Украине были вынуждены подписать специальный меморандум о невмешательстве в политическую борьбу. Этот меморандум был «продавлен» комитетом для того, чтобы большинство верующих не смогли поддержать на выборах Виктора Ющенко.
Представители украинских СМИ объясняют принятие этого решения давлением на Ющенко со стороны некоторых религиозных организаций, прежде всего Греко-Католической Церкви. Именно эта Церковь, руководство которой поддержало «оранжевую революцию», наиболее активно лоббирует ликвидацию данной госструктуры.
Однако со стороны Украинской Православной Церкви Московского Патриархата до сих пор не последовало никакой официальной реакции. Решение президента не поддержал и глава Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет (Денисенко). Его позиция вполне оправданна. Ведь ни для кого не секрет, что Виктор Бондаренко ранее активно поддерживал Патриарха Филарета.
Инициативу украинского президента прокомментировал «НГР» глава секретариата межправославных связей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов: «Что касается заявления Виктора Ющенко о желании государства вести прямой диалог и непосредственно взаимодействовать с конфессиями, то такое заявление заслуживает положительного внимания… Исходя же из нашего опыта в Российской Федерации (в РФ отсутствует госорган по делам религий. — „НГР“) мы считаем, что взаимоотношения государства и Церкви складываются благополучно и в условиях отсутствия специального органа, ведающего религиозной проблематикой».
Большинство религиозных лидеров Украины по этому вопросу объединяет лишь одно: желание избавиться от жесткого контроля со стороны государства. Им гораздо удобней и проще выходить на контакт с властью «напрямую». Однако выстраивание внятной конфессиональной политики без подобной госструктуры является достаточно проблематичным.
Сейчас никто не возьмется предугадать, в какой конкретно форме будут реализованы декларируемые Ющенко принципы взаимоотношения религиозных организаций Украины и властей. Эксперты полагают, что взамен упраздненного комитета будет создан профильный департамент в составе Министерства юстиции, которое давно пытается присвоить себе часть функций этого органа.