Русский вестник | Алексей Балиев | 25.02.2005 |
Ни одна из стран Содружества упомянутый документ не денонсировала. Значит, ВСЕ страны СНГ могут быть вовлечены в конфликт Ирана с США и Израилем (на основе этого Договора войска СССР находились в Иране в 1941−46 годах, а Иран объявил войну Германии, Италии и Японии в сентябре 1943-го).
По данным иностранных источников, в первой половине 1990-х в США под руководством политолога Даниеля Файна из Массачусетса был разработан («головной» разработчик _ Массачусетский технологический институт) многовариантный план военно-диверсионной операции США, Турции и Великобритании «Шторм над Каспием». Он предусматривает, в случае необходимости, операции и против Ирана с Туркменией.
Как полагают специалисты-политологи, в Вашингтоне раздражены помощью, которую получают от Тегерана некоторые антиамериканские группировки в Ираке. Сказывается и озабоченность Вашингтона, да и Анкары предстоящим строительством в Иране судоходного канала Каспий-Персидский Залив, который лишит Турцию высокодоходного транзита через Босфор-Дарднеллы и выгоден не только России.
Но более важный здесь фактор такой: самая протяжённая граница у Ирака со страной, которая противодействует США и Израилю. Наиболее вероятен такой сценарий: «точечные» авиа- или ракетные удары по атомным и т. п. объектам в Иране (наподобие удара израильских ВВС по ядерному комплексу вблизи Багдада в 1981 г.) без попыток свержения нынешнего иранского руководства. Новая и, тем более, затяжная война с Ираном США и Израилю не нужна. В том числе из-за серьезного оборонного потенциала Ирана, его «неудобного» географического положения для агрессии извне и быстрой оккупации, а также вследствие разногласий в НАТО по иранской проблеме.
Но должный ответ со стороны Тегерана неизбежен. С учетом упомянутого советско-иранского Договора, резонно предположить, что конечная цель («сверхзадача») Вашингтона и Тель-Авива — ухудшение российско-иранских и российско-#американских отношений и (или) провоцирование хотя бы российско-израильской конфронтации. Возможен и вариант «внезапной» высадки американо-израильских десантов в Грузии и (или) на Апшероне для последующих операций в иранском Прикаспии — т. е. вблизи Тегерана. Это, очевидно, спровоцирует прямое вмешательство со стороны России.
Но именно в канун эскалации противостояния с Ираном резко активизировались сепаратисты на Северном Кавказе, засылаемые через Грузию из Турции и некоторых арабских стран-союзников США. Похоже, против России «разворачивается» фронт на ближних подступах. Чтобы она не смогла должно отреагировать на акции антииранской коалиции, в том числе в Закавказье.
Что касается плацдармов антииранских действий — это военные и разведывательные объекты США в Турции, Египте, Афганистане, бассейне Персидского Залива, возможно, в Киргизии и Узбекистане, да и сама территория Израиля. Очевидно, что эти акции ухудшат и без того сложные взаимоотношения Ирана со многими соседями и, что более важно, усугубят политический раскол в арабо-исламском мире. Будет прервано налаживание добрососедских отношений «нефтяных» стран Аравийского полуострова-союзников США (по крайней мере, политических) с Ираном, вполне вероятен и раскол ОПЕК.
Бесчинства американцев в мусульманских святынях в Ираке (Наджаф, Кербела) и их угрозы в адрес Ирана провоцируют глобальную конфронтацию мусульман с христианами, т. е. так называемое «столкновение цивилизаций». Это усиливает американо- и израильско-иранскую конфронтацию — например, судя по комментариям СМИ Ирана, Ливии, Сирии, Судана, Йемена.
Иными словами, антииранская программа США и Израиля преследует несколько долговременных взаимосвязанных задач.