Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Монич13.03.2014 

Мараморош-Сиготский процесс: религиозно-общественные трансформации в свете события

В эти дни наше поколение отмечает 100-летие и 110 лет со времени знаковых событий в истории края. С февраля по апрель 1904-го и зимой 1914-го (до 3 марта включительно) продолжались судебные процессы над закарпатцами. Они поминаются как Мараморош-Сиготские процессы и стали примером процессов самоидентификации. Об этом — в беседе с авторитетным исследователем темы Юрием Данильцом, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Украины УжНУ, автором и соавтором более десятка научных и научно-популярных изданий, директором Богословско-исторического научно-исследовательского центра имени архимандрита Василия (Пронина) Мукачевской Православной епархии УПЦ.

— Юрий, среди ваших исследований тема Мараморош-Сиготского процесса является одной из определяющих. Что вас склонило к ней?

— Я родился в Кошельови Хустского района. От своего деда Мирона и от старожилов села наслышан о преследовании односельчан и жителей соседних сел Иза, Липча, Горинчово, Нанково и других за возвращение в православие в начале ХХ в. Будучи студентом исторического факультета, решил исследовать тему истории православия на Хустщине. Итогом этих скромных поисков стала дипломная работа и на ее основе книга о православных монастырях Хустского района. Позже, работая над кандидатской диссертацией под руководством доцента Владимира Фенича, в архивных учреждениях обнаружил значительное количество документов, которые проливали свет на трагические события в Мараморош-Сиготе. Судебные процессы против православных крестьян стали едва ли не самым заметным событием в новейшей истории Закарпатья.

— Расскажите, пожалуйста, в чем суть и какова фабула событий 1903−1904 и 1913−1914 годов?

— В первые годы ХХ в. жители сел Иза Хустского района и Великие Лучки в Мукачевском открыто заявили о своем выходе из унии, пытались создать православные общины и пригласить священника. Среди основных причин возвращения к православию была просветительская работа о. Ивана Раковского, который служил священником в с. Иза в 1858—1885 гг. Его внезапная смерть вызвала среди изян слухи об отравлении. На место священника был назначен священник, который в духовном и проповеднической смысле очень отличался от своего предшественника. Кроме того, пытаясь выслужиться перед светской и церковной властью, он мадяризировал приходскую школу. Постепенно конфликт перешел в такую?? плоскость, что священник выгнал из храма нескольких верующих, которые требовали от него соблюдения традиций в богослужении.

В селе Великие Лучки крестьяне были также недовольны местным священником, который использовал свое место больше для экономической выгоды, сокращал богослужения т.п. Кроме того, из США вернулось несколько рабочих, которые решили приобрести землю и построить православный храм.

Существовали и другие причины возврата к православию: тяжелое социально-экономическое положение; латинизация греко-католического обряда и церкви, обособленность духовенства от народа, влияние христианских центров, в частности Афона, на духовную жизнь населения в Северо-Восточной Венгрии.

Жители с. Иза пытались получить православного священника для своей общины от сербского патриарха, под юрисдикцией которого находилась православная церковь в Австро-Венгрии. Но вмешательство главы венгерского правительства сделало невозможным этот шаг.

Против жителей с. Иза, которые заявили о выходе из унии, в начале февраля 1904 начали судебный процесс. К суду были привлечены 19 человек, которых прокурор обвинил в государственной измене и оскорблении греко-католической церкви.

— Чем закончился процесс в Мараморош-Сиготе?

— 30 апреля 1904 г. суд в Мараморош-Сиготе вынес приговор, согласно которому 7 человек были осуждены на разные сроки заключения. Судебный процесс не запугал население. Движение за возвращение к православию в последующие годы охватило значительную часть тогдашнего Закарпатья. С 1905 г. к этому движению присоединился Александр Кабалюк (впоследствии о. Алексей), он стал первым православным священником и лидером православного люда. В 1912 г. началась подготовка нового судебного процесса. Полиция провела несколько рейдов в Изе, Кошельови, Липчи, Нанково, Горинчеве, Нижнем Быстром, Теребли, Дулово, Нереснице, Терновые, Бычков, Рахове, Великих Лучках, во время которых было арестовано 188 человек. Арестованных содержали в Жупанатской и других окружных тюрьмах, где над ними постоянно издевались и пытками выбивали признания. Из-за отсутствия доказательств обвинения суд часть арестованных вынужден был отпустить, но оставил под стражей 94 человека.

29 декабря 1913 начался суд в Мараморош-Сиготе. Крестьянам предъявлены обвинения в том, что они путем распространения православия хотели оторвать часть Венгерского государства и присоединить ее к России; что они вели агитацию против греко-католического духовенства, церкви, венгерского народа и законов. Судебные слушания проводились на венгерском языке, которым владели только несколько подсудимых. Не имея достаточного количества доказательств, прокурор 5 февраля 1914 освободил из-под стражи большинство арестованных, сняв с них все обвинения. 3 марта 1914 был вынесен приговор — 32 человек приговорили к различным срокам заключения и уплаты крупного денежного штрафа.

— Юрий, какие дальнейшие последствия имел Мараморош-Сиготский процесс?

— Ход 2-го Мараморош-Сиготского процесса высветил немало проблем лоскутной монархии. В первую очередь было доказано, что, несмотря на существующее законодательство, которое позволяло свободное изменение религии, сотни крестьян подверглись преследованию по надуманным обвинениям. Вместе с тем, не следует забывать и политическую ситуацию перед Первой мировой войной. Можно с уверенностью сказать, что судебные процессы не достигли тех задач, которые перед ними ставились. Они не прекратили распространение православного движения. Напротив, по переписи 1921 г. В Подкарпатской Руси православных насчитывалось 60 599 человек. В том же году была создана Карпаторусская православная церковь во главе с сербским епископом Досифеем (Васичем).

— Беглый обзор свидетельствует о том, что этой теме больше уделяют внимание теологи, приверженцы русинства, московские авторы. Неангажированных исследователей немного. Или это ошибочное впечатление?

— Да, вынужден с вами согласиться. Историкам церкви трудно исследовать прошлое, ведь они должны абстрагироваться от своей религиозной принадлежности, а это не всем удается. Поэтому возникает однозначная трактовка тех или иных событий.

— Есть в этой истории тайны, «белые пятна»?

— Конечно, они присутствуют. Это вызвано в первую очередь тем, что на Закарпатье присутствует малое количество архивных материалов по проблеме преследования за переход в православие в начале ХХ в. Эти документы осели в архивах Вены, Будапешта, Праги, Белграда. Благодаря работе архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора и сотрудников Богословско-исторического научно-исследовательского центра им. архимандрита Василия (Пронина) недавно были получены ценные документы из архивов Австрии и Румынии. Их еще ждёт анализ.

— Как увековечена память о тех событиях и их последствий?

Празднование юбилея Мараморош-Сиготского процесса, 1934— События 1913−1914 гг должным образом вспоминали на протяжении последних ста лет. Первое празднование состоялось в далеком 1924-м, когда большинство «Сиготского страдальцев» еще были живы. При епископе Дамаскине (Грданичку) в 1934 г. Мукачевская епархия отмечала 20-летие судебного процесса. В крестном ходе из Хуста в с. Иза приняли участие 5 архиереев и тысячи верующих.

Следующее чествование произошло аж в 1989-м. На сельском храме в с. Иза в 1934 и 1989 годах были установлены мемориальные доски.

По случаю 100-летия 2-го Мараморош-Сиготского процесса Мукачевская и Хустская православные епархии провели ряд мероприятий. На стене сельских храмов в селах Большие Лучки и Иза установлены мемориальные доски, в Хустский епархии в августе-октябре 2013 прошел крестный ход с иконой «Скоропопослушница», принадлежавшей преп. Алексею (Кабалюку), на историческом факультете УжНУ совсем недавно, 8−9 февраля, была проведена международная научная конференция, в работе которой приняли участие 23 ученых из 8 стран мира. Планируется издать сборник документов, посвященный этим событиям.

— Можно говорить о каких-то уроках Мараморош-Сиготского процесса для нынешних событий?

— Главный урок для власти из тех событий — никогда нельзя преследовать человека из-за его религиозные взгляды или убеждения, подменяя их, как у нас часто бывает, политическими или экономическими составляющими.

Протоиерей Александр Монич, Глава Информационного отдела Мукачевской православной епархии. Спрашивал Василий Горват

Официальный сайт Мукачевской православной епархии

http://mukacheve.church.ua/2014/03/11/maramorosh-sigotskij-proces-religijno-suspilni-transformaciji-u-svitli-podiji/

http://rusk.ru/st.php?idar=65267

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru