Русский вестник | 22.02.2005 |
Исключительно богатый иллюстративный ряд, более 400 цветных страничных иллюстраций, позволяет в полной мере оценить живопись Костромы 1718-х веков.
Костромская икона — яркое явление русской художественной культуры позднего средневековья. Кристаллизация ее стиля произошла в творчестве знаменитых мастеров стенного письма 17-го века: Любима Агеева, Василия Ильина Запокровского, Гурия Никитина. Все названные изографы были первостатейными иконописцами и обладали редким даром знаменщика. Многие годы они возглавляли артель местных стенописцев, работали в храмах разных городов центра России, возобновляли живопись соборов Московского кремля. Сменяя друг друга, они почти половину века руководили всеми городовыми мастерами, призванными для исполнения стенного письма в кремлевских соборах. За право заполучить артель костромских стенописцев боролись игумены крупнейших монастырей. Известна тяжба между московским Новоспасским и суздальским Спасо-Евфимиевым монастырями. Из-за постоянных отзывов костромской артели в Москву на несколько лет затянулись работы в Троицком соборе переславского Данилова монастыря.
Только за вторую половину 17-го века в столбцах Оружейной палаты числится около 70 костромских иконописцев, вызывавшихся для исполнения «спешных государевых дел». По сути костромские иконники были своего рода цехом Оружейной палаты, многие из мастеров отработали по вызовам в Москву лет по 20 и более. Некоторые костромские иконописцы окончательно перебирались в столицу, другие годами жили в ней и все же возвращались в родной город: сотоварищ Гурия Никитина Сила Савин прожил в столице 17 лет, Кирилл Уланов вернулся в отчий край и принял постриг в Кривоезерском монастыре под Юрьевцем.
Приезжая в Москву костромичи не были на положении провинциальных учеников. Большинство мастеров уже при первом вызове аттестовывались по второй статье, что свидетельствует об их основательном владении профессиональными навыками. Писцовые, дозорные и ландратские книги за 17-е столетие дают возможность утверждать, что иконописание в Костроме развивалось как семейное ремесло. Дети получали навыки и уменье под присмотром отцов, дедов. Школа, полученная в семейных мастерских костромских иконников, оказалась на редкость прочной. Даже подолгу оставаясь в среде ярославских, московских мастеров, они не могли изменить воспринятой в ученичестве традиции. Знаменитый царский изограф Кирилл Уланов смолоду трудился в Оружейной палате. Блестяще владея ее стилистикой, в то же время продолжал следовать семейной традиции иконописания, сформировавшейся в рамках костромской школы.
Это не исключало появления самородков, чей талант пробивался к вершинам мастерства самостоятельно через все препоны и преграды. Таков гений Гурия Никитина. Творчеству этого мастера стенного и иконного письма, посвятила монографию доктор искусствоведения В.Г. Брюсова. Прошло 20 лет со времени ее публикации и за это время удалось реставрировать новые произведения, нашлись подписные, что позволяет расширить круг памятников, связанных с именем выдающегося мастера и его окружения.
Древнейшим памятником иконописи в Костроме является чудотворный образ Богоматери Феодоровской, выполненный в первой половине_середине 13-го века в одном из княжеских центров Руси, возможно, греческим иконописцем. После воцарения Романовых древняя икона, которой благословили на царство Михаила Федоровича, становится не только почитаемой новой династией, но и обретает статус общерусской святыни. В последующие годы костромские иконописцы делали с нее многочисленные списки в размер чудотворного образа. Написанное в первой трети 17-го века «Сказание о Феодоровской иконе» послужило основой для создания икон с клеймами чудес образа. Создателем одной из лучших икон и возможным автором иконографии истории и чудес образа был, вероятно, Гурий Никитин (в собрании Костромского музея-заповедника v 22 673).
Кострома в 17-м веке не являлась единственным центром иконописания в крае. В уездных городах Галиче, Солигаличе, Нерехте, Кинешме складывались свои традиции применительно к местным условиям и возможностям. Сельские храмы были деревянными, что диктовало определенные требования к языку иконописи. Упрощение и архаичность художественного языка, экспрессия и лаконизм манеры письма, любовь к насыщенному цвету, хотя и ограниченному палитрой местных красителей, — те особенности галичской иконы, что роднят ее с народной художественной культурой.
Все опубликованные памятники снабжены каталожными статьями. Иконостасные ансамбли сопровождают схемы размещения икон. Даются сведения о происхождении памятника и его реставрации. Статьи сопровождаются библиографией и указаниями о воспроизведениях, что дает возможность углубленного знакомства и изучения особенностей костромской иконы.