Русская линия
Русские новостиПротоиерей Владимир Ринкевич22.02.2014 

Протоиерей Владимир Ринкевич о Евфросиньевском кладбище, родительских субботах, поминании усопших, о жизни и смерти
Интервью с протоиереем Владимиром Ринкевичем (настоятелем Евфросиньевского храма г. Вильнюс), в котором он ответил на вопросы главного редактора ИА «Русские Новости» Ярослава Мошкова.

Уважаемый о. Владимир, расскажите, пожалуйста, как давно вы служите в храме св. Евфросинии Полоцкой и каким образом Господь вас направил именно сюда? Чем для вас является этот храм?

— Настоятелем этого храма я был назначен архиепископом Виленским и Литовским Викторином в феврале месяце 1989 года. Так получилось, что ушел за штат отец Александр Нестерович, старейший и почетнейший священник нашей епархии, настоятель Константино-Михайловского храма г. Вильнюса. На его место был определен протоиерей Вячеслав Сковородко (до этого служивший в Евфросиньевском храме), а меня назначили на место отца Вячеслава. А до этого я служил некоторое время вторым священником в помощь отцу Александру.

Назначение настоятелем Евфросиньевского прихода для меня явилось неожиданностью — мне был подан указ архиерея, которому я должен был подчиниться. Понятно, что всякая неожиданность настораживает — а как там будет впереди? Ведь это — новые люди, новые отношения… Но все сложилось весьма благоприятно — нашел, как говорится, общий язык с прихожанами, и вот уже многие годы служу в этом храме, посвященном преподобной Евфросинии Полоцкой, небесной покровительнице земли Белорусской. Так как я родом из Белоруссии, для меня назначение в этот храм было, если можно так сказать, приятной неожиданностью. Во время служения здесь я неоднократно получал от преподобной Евфросинии действенную помощь по молитвам к ней, а она в свое время была и просветительницей, и строительницей, и во вражде умирительницей: сама переписывала священные книги и раздавала бедным, занималась строительством монастыря и храма… А сам храм за все это время стал для меня поистине как родной дом.

Храм св. Евфросинии Полоцкой. Вильнюс, Литва

Храм св. Евфросинии Полоцкой. Вильнюс, Литва.

Церковь св. Евфросинии Полоцкой находится в Вильнюсе за железнодорожным вокзалом, вокруг которой кладбище, называемое «Лепкальнё», в народе — «Липовка». Кладбище — старинное. Расскажите о нем подробнее.

— Земля под православное кладбище в количестве восьми десятин 1701 кв. сажень была отведена в 1796 г. Городскою Думою из городских земель. А история кладбища тесно связана с историей храма Евфросинии Полоцкой.

Храм построен заботами и жертвованием виленского купца Тихона Зайцева в 1838 году на территории православного кладбища с тем, чтобы в нем сугубо совершались богослужения и возносились молитвы за души похороненных на кладбище людей. Также заботами и жертвованием Т. Зайцева была возведена ограда вокруг кладбища, на территории кладбища построены богадельня, сторожка.

Строительство храма благословил архиепископ Полоцкий и Виленский Смарагд. Сначала в храме не было собственного причта — он был приписным к кафедральному собору. Только в 1896 году был назначен первый настоятель — отец Александр Карасев. В первые же годы его служения были произведены значительные работы: достроены алтарная часть храма, ризница, колокольня, певческие хоры, перестроены своды и купол, установлен новый иконостас — все это по проекту епархиального архитектора М. Полозова. Был установлен новый иконостас — двухъярусный, форнированный дубом с резьбой и позолотой, который исполнен в учебной мастерской г. Вильно, а иконы — в Москве у Гурьянова. Одновременно были приобретены новые колокола, числом шесть, весом до 80 пудов. Торжественное освящение церкви после ремонта совершено архиепископом Никандром 19 сентября 1904 года. В таком архитектурном виде храм пребывает до настоящего времени.

Часовенка с захоронением семьи однокашника М.Ю.Лермонтова и его сослуживеца мемуариста генерал-лейтенанта М.И.Цейдлера

Часовенка с захоронением семьи однокашника М.Ю.Лермонтова и его сослуживца мемуариста генерал-лейтенанта М.И.Цейдлера. Вильнюс, Литва.

Кладбище называется Евфросиньевским, по названию храма. Его называют еще «русским», «православным», в советское время оно числилось «кладбищем № 7». Согласно первым названиям, на кладбище хоронили православных (в основном — русских) людей. А в советский период, когда кладбище было полностью в ведении государства, никто не смотрел, православного ли человека хоронят, или вообще некрещеного. В этот период считалось особым приоритетом хоронить на нашем кладбище советских офицеров, под звуки духового оркестра и оружейные залпы почетного караула.

Здесь немало захоронений представителей высшего света русской элиты (в лучшем смысле этого слова), своего времени. Расскажите о наиболее интересных захоронениях.

— Да, здесь есть захоронения известных людей своего времени и времени настоящего. Среди них — академик, директор Виленской рисовальной школы И.П.Трутнев; профессор и литератор П.В.Кукольник; военный юрист, литератор, «последователь доктора Гааза» А.В.Жиркевич; общественный деятель, писатель В.А.фон Роткирх (Теобальт); родители актера Качалова — протоиерей Иоанн Шверубович и его супруга; поэт, ученый и педагог Я.Ф.Головацкий; однокашник М.Ю.Лермонтова и его сослуживец мемуарист М.И.Цейдлер; племянник Кутузова полковник П.Г.Бибиков; потомок князя Гедиминаса, Пушкина и Лермонтова — В. Комаровский.

На кладбище захоронены братия Свято-Духова монастыря, сестры женской обители, священники, диаконы.

Сразу по левую сторону от входа на кладбище расположен мемориал жертвам фашизма, расстрелянных в 1941−44 годах. Расскажите о нём и о людях, захороненных в братской могиле.

— Благоустройством этого братского захоронения уже дважды занималось Посольство России — в 1997 и 2004 годах. Во время своего визита в Литву в 1997 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Евфросиньевский приход и молился у мемориала за погребенных здесь воинов и мирных жителей — жертв войны.

Часовня освященная в честь великомученика Георгия Победоносца на месте братского захоронения русских воинов гвардии виленского военного округа

Часовня освященная в честь великомученика Георгия Победоносца на месте братского захоронения русских воинов гвардии виленского военного округа. Проект академика Чагина в соучастии с профессором Императорской академии художником Резановым; освящена в 1865 г. Вильнюс, Литва.

Сохранился список захороненных на этом месте. В нем указано 1157 человек, из числа которых 11 человек похоронены на других кладбищах: 10 — на кладбище Росу, 1 — на еврейском. В этом списке, в основном, — военнопленные, но есть и гражданские лица. Указаны имена и фамилии, но очень много есть «неизвестных», как помечено в списке. Это не полный перечень захороненных здесь. Очевидцы рассказывали, что привозили на кладбище людей и прямо у могилы расстреливали. Так что точно определить, сколько же здесь лежит наших братьев и сестер — невозможно.

На горе расположена маленькая кирпичная часовенка, реконструкция которой сейчас ведётся. На ней написано, что она поставлена воинам гвардии виленского военного округа.

— Эта часовня освящена в честь великомученика Георгия Победоносца. Сооружена она на месте братского захоронения русских воинов по проекту академика Чагина в соучастии с профессором Императорской академии художником Резановым; освящена в 1865 г.

За долгие годы часовня подверглась разрушениям настолько, что остались только стены и некоторые конструкции фасада, купольной части не было вообще, икона святого Георгия Победоносца, видимо, похищена. Благодаря сохранившимся рисункам, в 2011 году удалось завершить восстановление часовни почти в первозданном виде. В настоящее время производится внутренний ее ремонт.

Ежегодно в Литве 1 ноября жители Литвы посещают могилы своих умерших близких, родных и друзей, ведь в Литве это день Всех Святых, а также, день памяти усопших. Его отмечают католики. Как православному верующему человеку лучше всего провести этот день? Не станет ли это причиной для споров, если православный христианин 1 ноября вместе с католиками пойдет на кладбище?

— В этот, осенний, период мы поминаем усопших в Димитровскую родительскую субботу, т. е., в субботу, предшествующую дню памяти (8 ноября) святого великомученика Димитрия Солунского. Конечно, важнее всего этот день посвятить молитвенной памяти наших усопших отец, братий и сестер, побывав в храме на заупокойном Богослужении. Если же кто-то захочет еще сходить после этого и на могилу к своим усопшим и там помолиться, то, понятно, в этом нет ничего плохого.

Захоронение генерал-лейтенанта Евгения Дмитриевича Чиркина

Захоронение генерал-лейтенанта Евгения Дмитриевича Чиркина (1841−1897). Вильнюс, Литва.

Молитв не бывает много, поэтому если человек 1 ноября сходит на кладбище, то вреда от этого не будет никому, только — польза. К тому же 1 ноября в Литве — выходной день.

Некоторые люди предпочитают кремировать тела своих близких. Допустимо ли православным людям отдавать тела родственников в крематорий?

— В нашей традиции принято тела усопших предавать земле. Ведь и тело Христа после Его смерти на кресте положили во гробе, а мы — христиане, и в своей жизни стараемся руководствоваться примером нашего Спасителя и Его апостолов.

Следствием грехопадения первых людей стала смерть, а человеку Бог определил: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Так что, земное (человек, созданный из «праха земного») — земле. Сжигание человека в печи — это для нас что-то странное и непонятное. По крайней мере, для меня лично слово «крематорий» ассоциируется с ужасами фашизма: в школьные годы нам, детям, часто и красочно описывали и рассказывали о печах крематориев Второй мировой войны, в которых фашисты сжигали невинных людей и детей — в частности.

К тому же, я бы сказал, что здесь некая дань язычеству — в некоторых языческих религиях приносили человека в жертву путем сжигания, да и сейчас, когда в этих религиях сжигают тело умершего, это несет в себе некое мистическое содержание.

Представьте себе — если бы мы сжигали наших умерших, то как бы сохранились мощи святых? А мы знаем, что почитание мощей святых угодников Божиих спасительно для человека, и для души, и для тела: ведь недаром мощи святых часто называют чудотворными.

Захоронение генерал-лейтенанта Василия Алексеевича Роткерха (1819-1891)

Захоронение генерал-лейтенанта, общественного деятеля, писателя Василия Алексеевича Роткерха (Теобальта) (1819−1891). Вильнюс, Литва.

Почему Православная Церковь установила не один, а несколько дней в году, посвященных памяти усопших? Для чего нужны такие дни вообще и как правильно себя вести в такие дни?

— Причина молиться за умерших, кроме каждонедельной субботы, и в другие дни в году, состоит в том, чтобы никто — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь — не лишился молитв Церкви. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. Родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей — своих родителей.

Два раза в году, согласно Уставу Православной Церкви, совершаются Вселенские панихиды или Вселенские родительские субботы — это субботы мясопустная и Троицкая.

Мясопустная суббота бывает незадолго до Великого поста, и важность поминовения в этот день заключается в том, что в воскресный день после нее Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшного суда. А так как живые имеют нужду на Страшном суде в милости Божией, то и предваряют этот суд своею милостью к умершим.

В этот день, как в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву о всех умерших в вере, от Адама до сего дня, и каждый из присутствующих молится не только о своих родных и близких сердцу, но и о всех вообще христианах, в истинной вере скончавшихся.

Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».

2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста часто ошибочно именуются вселенскими, однако таковыми не являются. Они называются просто родительскими. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства в дни Великого поста, так как в это время не бывает обыкновенных ежедневных поминовений усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день.

Захоронение генерал-майора от артилерии Михаила Савельевича Шишко (ск. 1911 г.).

Захоронение генерал-майора от артиллерии Михаила Савельевича Шишко (ск. 1911 г.). Вильнюс, Литва.

Во вторник второй недели после Пасхи (которая называется Неделей Фоминой, или Антипасхи), Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи, так как поминовение усопших на Страстной и Светлой седмицах (неделях) в храме не бывает.

Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, и сам день поминовения называется поэтому Радоницей.

Распространившийся в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви. Тем более ни в коем случае недопустимо в Пасхальный день заниматься работами на могилах — чистить, убирать, садить цветы и кустарник и т. п., что происходит довольно часто в наши дни и считается очень благочестивым занятием.

В дни поминовения всегда можно увидеть множество людей, которые идут на кладбища, чтобы почтить память своих усопших родственников, прибрать на могилках. Но более важно в этот день придти в храм Божий к началу Божественной литургии, подать записку с именами усопших и помолиться об их упокоении, или хотя бы поставить свечку, как самый простой вид жертвы за усопшего.

Как человеку достойно приготовиться к смерти и нужно ли думать об этом уже при жизни?

— Думать о смерти непременно нужно: ведь смерть — это реальность, которая присуща каждому человеку. Даже если человек и не верит в жизнь будущего века, то все равно ему небезразлично (для большинства), какова будет память о нем после его смерти. А если мы верим в загробную жизнь, в бессмертие нашей души, то тем более иметь память смертную для человека нужно, так как это — спасительно: человек, не зная времени своей кончины, постарается жить так, чтобы быть всегда готовым к встрече со своим Богом, а поэтому приложит все свои силы к тому, чтобы не грешить (от чего всем будет лучше).

Нужно просить Бога, чтобы перед смертью Он дал возможность исповедоваться (таким образом примириться со своей совестью, с ближними своими, с Самим Богом) и причаститься святых Христовых Таин (т.е., приобщиться Источнику Жизни — Господу Богу Иисусу Христу). Если получится — принести и плоды, достойные покаяния.

Мемориал жертвам фашизма, расстрелянным в 1941-44 годах. Здесь покоится 1132 человека, восновном это расстреляные военопленные

Мемориал жертвам фашизма, расстрелянным в 1941−44 годах. Здесь покоится 1132 человека, в основном это расстрелянные военнопленные. Вильнюс, Литва.

Можно ли заказать себе на кладбище место и где можно узнать об этом подробнее?

— Место на кладбище можно и не заказывать — в случае смерти человека похоронят непременно. Если говорить о захоронении на нашем, православном, кладбище, то есть условие — быть крещеным православным христианином (именно — крещеным, так как однажды один человек сказал мне: я православный, но некрещеный; или — помните? — «православный атеист»). А православный христианин является прихожанином своего храма, где регулярно участвует в таинствах Святой Церкви.

Сейчас принято на могиле ставить памятник. Как вы советуете поступать верующему христианину — выбрать крест или заказывать памятник? Имеет ли это большое значение?

— На могиле христианина должен стоять крест, как символ победы Христа над смертью. Если даже на могиле будут ставить памятник, то нужно, чтобы его венчал крест. Кроме того, крест указывает, что в этом месте покоится христианин.

Скажите, почему важно поминать усопших в Церкви? Во время храмовой службы люди подают записки с именами умерших. Для чего это нужно?

— Слова Священного Писания: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38), — подтверждают действенность молитв живущих за умерших. Этими словами Христос показывает, что у Бога «все живы», почему в Церкви и возносятся молитвы не только о живых, но и о усопших. А раз — живы, то мы можем иметь с ними какую-то связь, и эта связь — молитвенная. Таким образом, через молитву мы способствуем лучшей участи душ наших близких в вечности, прося у Бога прощения их грехов. Кстати, важность этой возможности определена в нашей Церкви тем, что каждая суббота в недельном круге богослужения посвящена молитвенной памяти о усопших.

Поминать усопших в Церкви нужно как можно чаще. Главное моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную Жертву Богу.

Записки подают, чтобы молитвенно помянуть тех, чьи имена написаны, на проскомидии и на литургии.

Для этого перед началом литургии в храме нужно подать записки с именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии со словами священника: «Омый (отмый), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Своею честною, молитвами святых своих», — погружаются в святую Чашу и омываются Кровью Христа Сына Божия.

Захоронение протоиерея Максимилияна Никонюка-Оренбургского

Захоронение протоиерея Максимилияна Никонюка-Оренбургского. Вильнюс, Литва.

В Пасхальных песнопениях есть слова о том, что Христос «попрал смертию смерть», то есть это означает, что с воскресением Христа смерть исчезла, но ведь мы видим, что люди как умирали, так и продолжают умирать. Чем можно утешить того, кто скорбит и плачет о своем умершем?

— Христос победил смерть Своей смертью, будучи истинным Богом и истинным Человеком. До воскресения Христа у человека не было выбора — он был рабом смерти, так как после грехопадения исполнилось определение Божие — «смертью умрешь». И это определение лежало на всех потомках Адама и Евы. Но Христа, как Бога, смерть не смогла удержать в своих оковах — Он вознесся со Своим пречистым Телом в Царство Небесное. Нам же Он сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26), — т. е., если мы пойдем за Христом, то этот путь приведет нас к Нему, в Царство Божие, «где нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Это, конечно, касается души человека, которая бессмертна.

При разлуке с любимым человеком естественна печаль и даже, может быть, скорбь, но есть надежда на встречу. Если мы верим в жизнь будущего века, то это и вселяет в нас надежду на скорую встречу в вечности — завершив свою земную жизнь, мы, если будет того достойны (к чему должны стремиться, живя по Заповедям Божиим и учению Христа и Его Церкви), сможем встретиться с теми, кто дорог нам.

Автор фотографий: Ярослав Мошков, ИА «Русские Новости».

Фотографии 2011 и 2014 г.

http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=10 454


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru