Литературная газета | Александр Лебедев, Александр Горбунов | 16.02.2005 |
— Появления «Звезды» ждут все: кто-то с надеждой, кто-то с раздражением, кто-то из чувства любопытства. Так что же это будет за телеканал?
— 25 февраля прошлого года мы получили право на разработку 57-й частоты. Сегодня заканчивается сложный этап, связанный с её освоением. Определённый ажиотаж вокруг неё происходит, потому что это последняя незанятая эфирная частота, на которой возможно вещание в Москве. Других уже нет, и вряд ли будут. К тому же она находится в том диапазоне, где передатчик создаёт помехи для радиолокационных средств московских аэропортов. Сейчас поставлены фильтры, завершены испытания, и я могу с уверенностью сказать: препятствий для работы пятикиловаттного передатчика нет.
На федеральной конкурсной комиссии у нас были серьёзные конкуренты: «Школьник-ТВ», телекомпания «Мир», медиахолдинг «Совершенно секретно».
Сначало многие не верили, что мы сможем что-то сделать, и поэтому расслабленно, спокойно созерцали. И только теперь, когда «вдруг» выяснилось: военные заказали хороший передатчик (американский «Харрис». — Прим. ред.), добились оптимальной высоты подвеса антенны и полностью готовы к эфиру, многие встрепенулись, особенно те, кто не верил, что мы сможем это сделать.
Вы правы, некоторых раздражает, что мы победили на конкурсе именно с государственно-патриотической концепцией. По завершению процедуры голосования, проходившей неоднозначно, — нам известно, что были люди, которые высказались «против», — все вышли с поздравлениями, подошёл и Владимир Познер. «Вы знаете, всё-таки патриотизм не должен быть таким!» — сказал мэтр российского телевидения.
Окончание. Начало на стр. 1
Здесь наступила пауза, я спросил: «А каким должен быть патриотизм, Владимир Владимирович?» Он ответил: «Ну не знаю, ну не таким, как в вашей концепции». На что я заметил: «А что, разве наша концепция агрессивна?» «Ну нет, всё-таки патриотизм должен быть не таким», — повторил Познер. И тогда я предложил: давайте придём в вашу программу «Времена» и поговорим о том, каким должен быть патриотизм в России. Может быть, он должен быть таким, как в Америке: по утрам на лужайке поднимать флаг, а вечером бомбить Югославию, вводить войска в другие страны. «А при чём здесь моя программа?» — возмутился Владимир Владимирович.
Тот разговор я закончил попыткой объяснить уважаемому телеведущему, что лицензия на вещание получена «Звездой» именно для того, чтобы авторы нового канала при слове «патриотизм» не говорили: «А при чём здесь моя программа?» Мы обязательно обратимся к Владимиру Познеру с предложением возобновить разговор на эту тему.
Патриотизм не должен быть чёрно-белым, он должен стать составной частью личности, внутренним состоянием гражданина. Как бы это ни звучало банально, но надо просто любить своё Отечество.
Сегодня на многих каналах появляются передачи государственно-патриотического содержания, но говоря о прайм-тайме, мы вынуждены констатировать, что вещатели просто вынуждены по требованию рекламодателей показывать «развлекаловку», разного рода пустую, никчёмную, а то и вредную для сознания продукцию. Программы патриотического звучания появляются фрагментарно и, как следствие, отдельные высокохудожественные произведения тонут в потоке коммерческого телепродукта.
— А почему за создание «Звезды» взялось Минобороны? В профессиональной телевизионной среде не все понимают, почему на канал «надели погоны»?
— «Звезда» — канал не военно-патриотический, а государственно-патриотический. Понимаете, абсолютно не важно, кто строит дом, главное — кто в нём живёт. К примеру, военные строители построили половину Севастополя. И к людям в погонах жители испытывают огромную благодарность. Так же и в нашем случае: военные вполне могут построить телеканал, не для себя — для страны.
К сожалению, большинство наших коллег крайне обеспокоены именно тем фактом, что на телевизионном рынке появился игрок, представляющий не какую-то аморфную структуру, связанную с государством или регулируемую государством, а жёстко детерминированную государством.
В данном случае мы вообще имеем дело с государствообразующей системой, коей и являются Министерство обороны и Вооруженные силы. Эта система влияет на все звенья государства. Если взять численность людей, непосредственно связанных с ВС, то получится, что около 30 процентов населения входит в эту категорию. Военнослужащие, члены их семей, работники предприятий ВПК и т. д. Сопоставимых по масштабу систем в стране больше нет.
И когда на телевизионном рынке появилось Минобороны, которое сказало: «Да, мы тоже будем играть на информационном поле», возникла обеспокоенность. Стали раздаваться голоса: ну что же это, дескать, такое? Что же это за милитаризация? Что же происходит с демократией?
У нас так сложилось, что за образец демократии чаще всего берут США. Однако в данном «образце демократии» вдруг появился телевизионный «Pentagon channel», который позиционирует себя исключительно как военный канал, если угодно, как военно-патриотический.
Весьма любопытно, что одним из первых, кто заинтересовался открытием нашего канала, был американский военный атташе в России.
Интересуются нашей работой и другие представители военно-дипломатического корпуса. Думаю, у всех, кто захочет присутствовать 21 февраля в 11 часов на презентации открытия вещания, которая пройдёт в здании Останкинской телебашни, будет возможность познакомиться с командой нового телеканала.
Но вернёмся к сути. Когда сейчас некоторые начинают выступать «против» под предлогом, что военные будут нерачительно, неумело, непрофессионально использовать средства и возможности, что всё это непонятно для чего, что это милитаризация, — так вот я привожу аргумент: «Pentagon channel»! Посмотрите, США — демократическая страна, однако там постоянно увеличивается военный бюджет. Который, кстати, в разы превышает весь бюджет РФ.
Они поняли приоритеты сегодняшнего дня. Увы, информационно-идеологическая война уже идёт, если хотите — Третья мировая. Наши американские коллеги создали телеканал с огромной целевой аудиторией (сегодня США осуществляет постоянное военное присутствие в 177 странах мира. — Прим. ред.).
Я регулярно захожу на сайт «Pentagon channel» — очень профессиональная подача информации, филигранная идеологическая работа.
Они убеждают весь мир, что американский солдат — гарант безопасности, борец за свободу во всём мире. Страна гордится своими воинами.
Мы же привыкли к потоку постоянной чернухи в адрес собственной армии. Да, к счастью, вернулась гордость за ветеранов. Но мы не говорим, что преемники ветеранов — те самые молодые ребята, которые сегодня берут в руки автомат и принимают присягу. Человек, взявший в руки оружие и присягнувший стране, отдаёт себя государству. И уже только за это он заслуживает большого поощрения и, без сомнения, добрых слов. Он уже не такой, как все. И напрасно говорят: «Армия — такая же, как все». Нет, она не «такая же», солдат — не обычный гражданин. Ведь в те два года, пока он служит, у него совершенно иной статус. Он государев человек «со всеми потрохами». И по приказу он должен прыгать в БТР или прочный корпус подлодки, отдать, если надо, жизнь за Отечество.
Мы хотим показать широкой аудитории «человеческое лицо» наших Вооруженных сил. Поверьте, люди хотят гордиться страной, в которой они живут, армией, в которой служат их дети. Готовясь к эфиру, мы провели множество социологических исследований. Россияне устали от негатива, есть хорошая пословица «скажи человеку девять раз „свинья“ — на десятый он захрюкает». Нельзя душить людей телевизионными фекалиями. Это один из элементов идеологической войны, ведущейся против населения нашей страны.
Речь идёт о продолжении всё той же информационной войны, только уже другими, я бы назвал их «партизанско-диверсионными», методами.
И многие хотели бы «замолчать» данный аспект.
— В связи с этим такой вопрос. Будет ли канал чисто «военным», или задача ставится шире: создать новую концепцию вещания? Ведь важно, чтобы новый канал не замкнулся в локальной тематике, в локальной среде…
— Дело в том, что обществу навязан стереотип, мол, военные не могут создать ничего, кроме военного или на худой конец военно-патриотического. Наш канал получил лицензию, в которой есть приложение, где указаны основные направления вещания. Там всё, как у всех. Общественно-политическая часть, кинопоказ, спортивные, детские программы и т. д. На военно-патриотическое вещание нам отведено 10 процентов. Всего десять!
Так вот мы создаём не военный, не военно-патриотический, а государственно-патриотический канал. Здесь заключён важнейший смысл. У нас есть концепция, где чётко обозначены приоритеты вещания: создание условий для того, чтобы человек смог увидеть не то, что ему навязывают, а то, что он сам хочет увидеть и услышать. Поэтому большое внимание мы хотим уделить обратным связям. Мы планируем работать с региональными вещателями. Вы прекрасно знаете, что в регионах сейчас производятся прекрасные программы. Есть живые люди с интереснейшими судьбами, которым не находится места на центральных каналах. Ведь мы дожили до того, что делаем региональные новостные вставки по принципу: для москвичей — «Вести-Москва», для новгородцев — «Вести-Новгород», меж тем в основных «Вестях» фактически пропала региональная тема.
Я сотрудничал с «Вестями» много лет. И год от года видел, как сокращается региональная тематика.
Да и ракурс подачи того, что есть, поражает. Мне известен случай, когда НТВ, получив из Крыма материал о наводнении, который делали мои симферопольские коллеги с риском для жизни, репортаж с уникальными кадрами, в котором рассказывалось о тех, кто самоотверженно спасал жизни людей, так вот, его отказались поставить в эфир только потому, что ни один человек не погиб! Во время перегона продюсер спросил: «Сколько погибших?» И когда услышала, что, слава богу, жертв нет, сочла репортаж неинтересным.
Сейчас идёт конкуренция между каналами: кто покажет больше трупов? Я всегда учу молодых журналистов: проще всего «сделать новость» о том, как танк переехал человека. Новость сделал танк, а вам осталось только встать рядом и дрожащим голосом в течение минуты констатировать факт. Вещатели самоослеплены, им кажется, что секс, кровь, деньги — это всё, что нужно зрителю! Порой людей путают со скотами, а право определять, что нужно, а без чего можно сегодня обойтись, присвоила себе очень узкая часть населения.
Наш канал будет бороться за другую информацию. Мы должны показать, чем живёт Россия, что делается в нашей стране хорошего. Пусть в регионах меньше денег, но там много души. Да, мы понимаем, что создаём телевидение, в котором не будет очень больших денег, но мы хотим создать ТВ, в котором будет много души.
— Известно, что русская литература, как современная, так и классика, так и фронтовая проза и поэзия — неисчерпаемый источник для всевозможных экранизаций на военно-патриотическую, государственно-патриотическую, да и на гражданственную тему. Будет ли «Звезда» заниматься этим?
— Мы уже ведём переговоры с многими авторами, издателями. В том числе и с авторами «ЛГ». В частности, в рамках «60-летия Победы» будет цикл, посвящённый фронтовой поэзии. Мы хотим сделать программу на основе прекрасной серии «Жизнь замечательных людей», которую и по сей день выпускает «Молодая гвардия».
За последнее время мы «воспитали» целое поколение нечитающей молодёжи, которая не знает, что такое русская литература.
— Ваше мнение о тех телефильмах на тему войны, что уже вышли на экраны. В обществе, в частности на страницах «ЛГ», эти сериалы вызывают часто резкие, отрицательные оценки и, что особенно важно, со стороны ветеранов…
— Очень многие сегодня поняли, что тема 60-летия — это лакмусовая бумажка. То есть если про 60-летие сегодня сказать хорошо, то можно получить своего рода индульгенцию. Ещё вчера вы твердили, что всё в стране и в её истории отвратительно, а сегодня похвалили ветерана и как бы получили прощение всех грехов. Спасибо, конечно, если делается что-то хорошее. Но только дело-то в том, что телевизионщики обязаны сеять разумное, доброе, вечное не от случая к случаю.
Ценностные ориентации изменились «до наоборот»: чернуха стала нормой, дискредитируем свою страну, транслируем гадости, разврат. Так всё перевернулось, что впору уже перечитывать знаменитое: «Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?»
8 мая 2004 года во время показа фильма «Офицеры» в вечерний прайм-тайм картина грубо, беспардонно перебивалась рекламой прокладок, памперсов, сникерсов. Тот кадр, в котором фашисты расстреливали одну из главных героинь, прервался рекламной паузой тампакса! Такое впечатление, что программный директор издевался над многомиллионной аудиторией, опошлив всё, что возможно. А 10 мая гостем программы «Очевидное — невероятное» стал посол Германии, озвучивший тему толерантности, «нового отношения», «изменившихся ценностей» и т. п. Я не против того, чтобы экран отражал разные точки зрения, обязательно должна быть полемика, но нельзя унижать чувства людей, в том числе и ветеранов. Несмотря на то, что у нас светское государство и церковь отделена от государства, согласитесь, транслировать атеистические беседы в праздник Рождества Христова… Надо любить зрителя, а сейчас порой приходится слышать циничное «пипл хавает…».
Не секрет, что нынешние телепередачи не позволяют адекватно оценить вклад страны, народа в Победу. И на сегодняшний день уже очень многие засомневались: а был ли тот великий героизм, о котором говорила советская пропаганда? Смотрите, как воспитывается трогательное отношение к ленд-лизу, неоднозначное отношение к бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки. А в это время японские школьники и студенты уже сейчас думают, что Японию бомбил СССР, в лучшем случае затрудняются ответить на вопрос об «авторах» ядерного преступления!
— Как новый телеканал сможет заинтересовать молодёжь? Возможно ли осуществление художественно-идеологического прорыва, подобного штатовскому проекту «Рэмбо», который воспитал целую генерацию американских подростков?
— Дело в том, что фильм «Рэмбо» создавался в рамках мощнейшей информационно-идеологической кампании. Он создавался для того, чтобы преодолеть «вьетнамский синдром». Когда общество отторгло солдата, выполнившего волю государства. А мы до сих пор имеем «синдромную» ситуацию. Стало нарицательным «Я вас в Афган (в Чечню) не посылал!», которым чиновники отмахиваются от наших ветеранов военных конфликтов, абсолютно забыв о собственной принадлежности к государству.
Создавая «Рэмбо», в Америке чётко понимали задачу. Они не просто разрушали ненависть к солдату, к участнику войны, когда все уже привыкли воспринимать его так: ну раз солдат — значит, наркоман, значит, отщепенец, убийца, забулдыга. Они показали героя!
Получился один из сильнейших фильмов. К сожалению, мы почти ничего не имеем сопоставимого по силе воздействия. В своё время что-то делали. Был такой исключительно сильный фильм «Нейтральные воды», позднее появилось «Одиночное плавание». Были фильмы, воспитывавшие будущих учёных, космонавтов. Вспоминаю «Укрощение огня», моё восприятие академика Королёва так и осталось во многом определено фильмом с Кириллом Лавровым в главной роли. Хотя прочитано много книг на эту тему, отсмотрена масса документальных материалов, но сила кинообраза несоизмеримо выше.
Конечно, если я сейчас скажу, что уже завтра канал сделает «Рэмбо» или «Укрощение огня», то вы посчитаете меня либо идиотом, либо фантастом.
Но мы понимаем, в каком направлении надо двигаться. Мы понимаем, что надо возрождать и в каком виде. Мы понимаем, что это не «Бригада» и не «Стальные парни». Когда в прекрасно отснятом клипе Фоменко поёт «Мы парни из стали», а после этого парни крушат всё из автоматов, становится страшно.
— Но вам придётся бороться за зрителя…
— Да, и потому у нас будут свои проекты, которые, уверен, заинтересуют зрителя. В частности, мы не можем уйти от ставших популярными реалити-шоу. Приоткрою один из наших секретов. Мы готовим серьёзную программу. Я не буду много сейчас о ней говорить. Могу лишь обозначить: на телеканале готовится постоянный проект. Очень дорогой проект. Мы надеемся, что в стране найдутся люди, которые будут его финансировать. Это будет рассказ о жизни армии от рассвета до заката. Планируется показ на длительном временном промежутке (примерно по два месяца) различных воинских частей. Два месяца корабль ВМФ, два месяца часть ВДВ и так далее. Будем показывать истинных героев. Поверьте, у нас до сих пор служат сотни тысяч людей, которых в армию не загнали, а которые пришли в неё сами. Ребята пишут потрясающие письма домой. Это своего рода романы о чести, верности Родине и любви…
Да, в армии есть негатив. К слову сказать, так же как и на дорогах. Но если на дорогах происходят ДТП, то вовсе не факт, что мы не должны ездить на автомобилях.
Мы хотим показать армию через призму по имени ЧЕЛОВЕК. Показать взаимоотношения людей, их жизнь: как они встают, как едят, чем занимаются в течение дня, что делают на полигоне. Здесь заложена истинная драматургия, здесь всегда есть соревнование, всегда есть сложные коллизии. И это вам не «Тату» в Поднебесной", когда половина передач завершалась «бипами», потому что шёл поток нецензурщины. А возмущённые наивные граждане писали письма, где сетовали и недоумевали: они-то ждали песенок, а получили мат в прямом эфире.
— Канал финансируется исключительно из средств Министерства обороны?
— Нет, финансирование будет смешанным. Вещание осуществляет Центральная телерадиостудия Министерства обороны (ЦТРС). Естественно, часть денег выделяется государством, так как это федеральное государственное учреждение, сметно-бюджетная организация. Зарплаты в бюджетной сфере, как всем известно, невелики. А на рынке, особенно телевизионном столичном, совсем другие зарплаты. Однако мы нашли, как мне кажется, приемлемые варианты решения этой проблемы.
На сегодняшний день большую часть вопросов, связанных с технической стороной, берёт на себя Минобороны. Имея лицензию на вещание, производит затраты, связанные с трансляцией, с распространением сигнала по Российской Федерации, а также техническое обеспечение программ, которые будут готовиться на базе ФГУ ЦТРС.
Но для того чтобы наполнить эфир и создать полноценное государственно-патриотическое телевидение, создано ОАО «НТК «Звезда», которое возглавил достаточно известный в телевизионных кругах, очень перспективный человек, полностью разделяющий идеологию нашего канала Сергей Савушкин. Мы формируем команду профессионалов, занимаемся привлечением инвестиций в НТК «Звезда». Уверен, что в России немало людей, организаций, которые будут оказывать нам содействие в подготовке интересного программного продукта.
Нагрузку по содержанию передатчика, расходы, связанные с арендой спутниковых каналов, производство специализированных программ возьмёт на себя ЦТРС Минобороны. А основную программную нагрузку на себя возьмёт ОАО «НТК «Звезда», функционирующее по законам рынка.
— На вашем канале будет реклама?
— У канала будет своя рекламная политика. Люди, которые понимают, что такое «рекламная политика», встревожились. Совершенно очевидно, что у нас только один канал может ярко заявить о собственной рекламной политике. Это канал «Культура», и его рекламная политика заключается в отсутствии рекламы. Мы же в основном будем рекламировать отечественного производителя, развивать российские бренды. Я понимаю, это не те бюджеты, которые дают сегодня «Procter & Gamble» и «Coka-Cola», но принципы дороже денег.
— В чём вы видите ту козырную карту, или, как сейчас говорят, ту «фишку», которая позволит вашему каналу соперничать и побеждать в борьбе за зрителя?
— Могу сказать сразу: «фишек» на канале будет много. Но есть основная идея. Дело в том, что целевая аудитория канала — это вся Россия. Мы хотим уделить большое внимание всем слоям, всем категориям населения. От детей до старшего поколения. Так вот, центральная «фишка» состоит в том, чтобы создать канал, по которому просто истосковался зритель. Посмотрев новогодние рейтинги, я был приятно удивлён тем фактом, что канал М1 при относительно небольших затратах на кино имеет прекрасные рейтинги и долю по отношению даже к общефедеральному ТВ. Зритель, «наевшись» дебильных смешилок, просто переключал каналы. И наткнулся на хороший советский добрый фильм, ту нормальную жизнь, которой так не хватает в реальности. «Фишка» нашего канала такова: мы хотим дать людям то, что они не могут получить на других кнопках. Мы хотим возродить доброе телевидение, наши люди соскучились по положительным эмоциям.
Недавно Сергей Савушкин вспоминал, как его пятилетний сын выигрывал на новогодних ёлках все призы. Потому что Дедушка Мороз спрашивал: «Кого вы, дети, знаете из русских былинных богатырей? Кого вы знаете из русских сказочных персонажей?» А дети не могли ничего рассказать, кроме «Бэтмана», «Черепашек-ниндзя» и т. п. Многим просто ничего не известно про Илью Муромца, Добрыню Никитича. Минкультуры встревожено: количество детей, не знающих поэзию Пушкина, растёт день ото дня.
Наша задача состоит в том, чтобы люди узнавали факты, которыми они могут гордиться. Мы хотим показать живого русского человека из глубинки, который своими простыми незатейливыми словами выразит порой такие мудрые вещи, которых не услышишь от политолога, а иной раз и от академика.
Мы хотим, чтобы на нашем канале были другие лица. Мы не будем отрывать примелькавшихся персонажей от других телекомпаний. Пусть они стоят у «Барьера» или пьют апельсиновый сок. Не будем им мешать.
— Будет ли на канале только отечественная продукция?
— Считаю, что зритель должен иметь возможность видеть лучшие работы зарубежных производителей. Например, проекты ВВС о природе, которые снимаются на высочайшем уровне. Необходимы чёткие контроль и понимание в том смысле, чтобы не допустить на свой экран чужую идеологическую продукцию.
— «ЛГ», её читатели, все мы желаем вам успеха в таком сложном, трудоёмком, порой мучительном деле, как создание нового телеканала. Будем ждать первых передач и настраивать телеприёмники на частоту «Звезды».
—
Александр c, ведущий ТВ-страницы