Газета.GZT.Ru | Владимир Гулин | 15.02.2005 |
Православный брейк
«Ветер бурь, у меня еще есть адреса…» — донесся из динамиков монументально-страдальческий рев исполнителя, судя по всему находящегося в состоянии глубокой депрессии, а может быть, и склонного к суициду. Эта композиция, одно из произведений иркутского «Театра пилигримов», призвана стать гвоздем программы детско-юношеского православного праздника, альтернативного неблагонадежному Валентину.
Павел Беспаленко, начальник управления по делам молодежи администрации Белгородской области, уже договорился с религиозно настроенными музыкантами о гастрольном туре с остановками во всех крупных населенных пунктах региона. Даже репертуар утвердили — с «Мастером и Маргаритой» во первых строках. В тот момент, когда я беседовал с симпатичнейшим Павлом Николаевичем, ему оставалось решить один-единственный пустяковый вопрос: «Мастер» от «Пилигримов» — это мистерия или рок-опера? «Мы долго думали, кого еще из артистов приглашать: «Тет-а-Тет» или Бичевскую, — предавался воспоминаниям Павел Николаевич. — А потом зашел я как-то раз к нашему архиепископу, так он быстро все мои сомнения развеял. Вон, говорит, у меня в приемной молодежь сидит, давайте у нее спросим. Спросили — и выбрали как раз Бичевскую. Впрочем, в запасе у тружеников обладминистрации имеются и другие номера: брейк-данс, выступление фольклорных коллективов, — с точки зрения православия, впрочем, тоже весьма сомнительные. Однако когда я обратил на это обстоятельство внимание непосредственной подчиненной Павла Николаевича Натальи Братчиной, она лишь печально вздохнула: «Да есть там православие, есть! Надо только повнимательнее к этим исполнителям присмотреться, прислушаться». Оба ответственных работника знают, что говорят: воспитанием подрастающего поколения они занимаются уже не первый год. Со списками «запрещенных групп» сверялись еще во времена тоталитаризма и потому знают, что, например, в песне «Moskau» западногерманской группы «Чингисхан» (ну вы помните: «Москау, Москау, закидаем бомбами, будет вам Олимпиада, о-ха-ха-ха-ха!») на самом деле нет ничего предосудительного. В то же время творческий дуэт Беспаленко — Братчина находится в курсе и последних тенденций в молодежной культуре. Что уж там говорить о православной мистерии! Их не собьешь с толку даже такими словечками, как «ди-джей», «эм-си», «микс». Но вот явная аморальность некоторых музыкальных произведений, отсутствие на танцполе малейших признаков нравственности чиновников беспокоит. Нет, они не собираются возвращаться к жесткому регулированию и вводить запрет на исполнение конкретных композиций. Но совсем без руля и ветрил — нет уж, увольте!
Голубые под запретом
После принятия распоряжения о досуге Наталья Васильевна лично объехала с ревизией многие подведомственные клубы и дискотеки. И что вы думаете? В одном из увеселительных заведений Старооскольского района своими глазами увидела, как вниманию отдыхающих демонстративно предлагали повсеместно запрещенный видеоклип двух исполнителей нетрадиционной в здешних краях ориентации. Имен скандальных артистов Братчина уже не припомнит, зато точно знает: глава местной администрации — факт наивозмутительнейший! — находился в абсолютном неведении по поводу того, какую противоестественную мерзость крутили у него, можно сказать, под самым носом. Пришлось поставить расслабившемуся руководителю на вид, и результат не замедлил сказаться: сейчас культурный досуг старооскольцев возвращен в цивилизованное русло.
«А много вообще было претензий по репертуару?» — осведомился я.
«Да при чем тут репертуар? — искренно возмутилась Наталья Васильевна. — Вот вы сейчас, наверное, и про Шнура спросите. Так вот, и у него есть приличные песни, а мат в любом случае вне закона».
«Мы ведь боремся за повышение уровня обслуживания населения, — объяснил мне Павел Николаевич. — Последнее распоряжение — только часть большой программы улучшения качества жизни в области. А о каком качестве может идти речь, когда народу в зале — как селедок в бочке, туалета нет, а ведущий, извините за некрасивое выражение, дебил, который ставит такую музыку и так общается с залом, что это только отупляет аудиторию?»
Впрочем, по свидетельству администратора Беспаленко, проблема вопиющего слабоумия ди-джеев для развлекательных заведений области нетипична. В основном претензии к дискотекам и ночным клубам сводятся как раз к несоблюдению ими противопожарных правил, санитарных норм, техники безопасности и участию в вечеринках до неприличия упившегося контингента из числа несоязвами привела к тому, что из 185 дискотек, действовавших в Белгородской области до губернаторского распоряжения, до наших дней дожили лишь 135.
«Ведь наша главная беда какая? — пытал меня администратор Беспаленко. И сам же отвечал на свой вопрос: — Отсутствие информации. Интернет не развит, новостями народ не интересуется — подрастающее поколение не развивается». Тут я счел необходимым уточнить, какого рода информация в белгородских дискотеках считается дефицитной. Оказалось, что практически любая. В связи с этим наставники молодежи из обладминистрации считают целесообразным прерывать легкомысленные танцульки «информационными вставками», знакомящими посетителей с проблемами текущей государственной политики и даже, не побоюсь этого слова, экономики.
«То есть, — в крайнем изумлении уточнил я, — вы собираетесь проводить там политинформации?»
«А почему бы и нет? — отозвался администратор Беспаленко. — Ведь весь вопрос в подаче. Я вот хоть и вышел из молодежного возраста, с удовольствием смотрю новостные блоки Василия Куйбара на Муз-ТВ. Молодец, увлекательно так все рассказывает». Что же касается Дня святого Валентина, то тут Беспаленко и вовсе несгибаем: не наш это праздник! Да и святой этот Валентин был какой-то странный, грешникам потворствовал. В общем, на Белгородчине никто пропагандой Дня влюбленных заниматься не станет. После Хэллоуина — дураков нет.
Гоняем чертей
Чертовщина в Белгороде началась примерно за неделю до Дня всех святых. Группа энтузиастов, которая теперь предпочитает сохранять анонимность, решила отметить неумолимо надвигающийся Хэллоуин во всем его нездешнем великолепии: с резными тыквами, свечами, вампирами и прочей нечистью. Все честь по чести: договорились об аренде помещения, направили письмо в администрацию, указали ответственных за пожарную безопасность, словом, соблюли все формальности. Однако ответ, пришедший из обладминистрации, поверг организаторов карнавала в состояние грогги. «Представляешь, — жаловались мне организаторы, — черным по белому написали: дескать, данной вечеринкой вы пропагандируете сатанизм. К тому же звезды, которые в ней намерены участвовать, — второсортные. Какой, к черту, сатанизм? Какие второсортные звезды? Да к нам ди-джей Viper из Москвы должен был приехать. Куда уж круче?» Впрочем, обладминистрация не сочла нужным губить инициативу снизу совсем уж на корню и предложила собственный сценарий возможного празднования. Вместо Дня всех святых — «молодежный» бал, вместо Viper — ВИА, фольклорные коллективы и юные дарования белгородчины. Правда, такая метаморфоза энтузиастов Хэллоуина как-то не воодушевила, и веселье едва не сорвалось. В последний момент выручило знание истории: кто-то припомнил, что как раз осенью Советский Союз запустил первый спутник, и в итоге на рассмотрение «худсовета» был представлен новый план. «Пришлось такую пургу гнать, — с нескрываемым отвращением поделились со мной представители свободолюбивой молодежи Белгорода, — про то, что своим танцевальным вечером мы воспитываем патриотизм, про героев — покорителей пространства, о том, что нынешние подростки совсем забыли о достижениях отцов и дедов».
В общем, Хэллоуин срочно переименовали в «Открытый космос». Дискотека состоялась, хотя легендарный Viper на нее так и не приехал — известия о белгородских нововведениях его, мягко говоря, расстроили. О том, чтобы погулять на День святого Валентина, после этого никто даже и не думал: понятно, что получить разрешение все равно не удастся, а снова подбирать какие-то сомнительные поводы и маскироваться, скажем, под Сретение, не хочется…
«Показать весь маразм»
«Как только издали это распоряжение, так сразу у нас нарушения начали выявлять, — сообщил мне администратор очень крупного белгородского клуба. — Пьяные у нас тут же нашлись, несовершеннолетние. Такое впечатление, что эти проверяющие специально малолеток перед собой в зал запускали, а потом сами входили». «Меня уже несколько раз на беседу в администрацию вызывали, — поведал другой представитель белгородского музыкального подполья. — Орали, грозили. А все потому, что я начал публично критиковать «политику партии». Не подумай, без оскорблений. Просто показал им весь ее маразм». Вообще, как удалось выяснить, после первой волны проверок владельцев белгородских частных клубов и дискотек теперь почти не беспокоят. Перестали появляться ревизоры и в муниципальных заведениях типа домов культуры: все они «построены» и свято чтят рекомендации «худсовета». Тем же, кто хочет работать самостоятельно и время от времени проводить концерты или праздники вне специально отведенных для этого мест, деваться особенно некуда: они должны либо забыть о своих сумасбродных идеях, либо выходить в «открытый космос», либо идти под крыло так называемого Центра молодежных инициатив (ЦМИ). Впрочем, там тоже особенно не разгуляешься: программа любого мероприятия все равно будет согласована и утверждена в рамках свежепринятой морально-нравственной доктрины.
Народ требует Бритни Спирс
Раньше в белгородском Центре молодежных инициатив базировался самый обычный Дом культуры. Однако еще года три назад его было решено переоборудовать в некое подобие питерского рок-клуба. То есть создать место, где молодые дарования могли бы резвиться под чутким руководством чиновников из обладминистрации. Именно в этом эпицентре культурной жизни, по словам Павла Беспаленко, я мог бы пообщаться с местными, так сказать, неформалами. Впрочем, в тот день деятелей андерграунда в центре собралось всего трое: ветеран-брейкер Данила Гугля, руководитель местной дискотеки Александр Смотров и ди-джей Александр Хромых.
— Администрация выделила деньги, аппаратуры почти на 30 тысяч долларов закупили — звук, свет. Лучшая в городе, — бодро далимую крутить приходится, — деятели андерграунда на глазах сдавали одну позицию за другой, — Бритни Спирс, «Бэкстрит бойз» — главные хиты. Иначе просто танцевать никто не будет.
— А дискотеки вообще часто проходят?
— Раз в месяц, — совсем уже загробным голосом отозвался Хромых.
— Бывает, что и чаще, — вяло поправил единомышленника Смотров.
Брейкер-ветеран Гугля продолжал упорно молчать. Лишь на прощание он посоветовал мне заглянуть во Дворец пионеров, то бишь Дом детского творчества: именно сегодня там репетирует брейк-коллектив Quick Sliding — конкуренты воспитанников Гугли из команды «Облако 9» и одни из самых ярких представителей корневой белгородской хип-хоп культуры…
Помесь «Валенок» с «Сувениром»
С виду Quick Sliding — обычная шпана. Встретишь таких неформалов из Дворца пионеров ночью на улице — последнее, о чем подумаешь, так это о том, что перед тобой авангард белгородского брейка. Но в целом парни безобидные. В момент моего приезда они активно обсуждали программу своего выступления на торжественном концерте, посвященном грядущему 8 Марта. Поначалу думали выехать на старом номере — «Валенках», совместной работе с коллективом народных танцев. Но не прокатило. На этот раз нестандартно мыслящее руководство Дома детского творчества решило скрестить брейк с эстрадными танцорами из ансамбля «Сувенир», так что придется проводить новые репетиции. На вопрос, не оскорбительны ли подобные творческие альянсы для настоящих неформалов, предводитель Quick Sliding Джон (в миру Женя Дятлов) ответил: «Ну мы же, это, ну, типа, артисты. Просят выступить — конечно, выступим, какие вопросы?» Впрочем, потом он дал мне другое объяснение своей лояльности, суть которого сводилась к тому, что, если его парни начнут артачиться и не примут участия в каком-нибудь очередном торжестве, из Дома детского творчества их просто попрут. Найти в Белгороде новую репетиционную базу будет непросто — практически все более или менее подходящие залы подконтрольны городским или областным властям.
Сугубо частный «хаус»
Бар «Арт-Студии», наиболее прогрессивного белгородского «ночника», встречает посетителей оптимистичным неоном: «С возвращением!» Танцпол пустоват, норма «два тела на метр» перевыполняется с большим запасом. Репертуар здесь абсолютно заурядный, клубный. Никто не требует ни «Мурки», ни Алены Апиной, даже о Бритни Спирс не заикаются — мнутся под стандартный «хаус». «Нас нововведения практически не затронули. Я, честно говоря, даже это пресловутое распоряжение в глаза не видел, — утверждает Андрей Лудан, он же Андрей Меломанов, он же ди-джей Мел, арт-директор клуба.
Никаких сложностей Андрей не видит и в том, чтобы как следует отметить День святого Валентина. Говорит, как порешил, так и сделал: организовал тематическую вечеринку, благо статус частного предприятия позволяет не утверждать репертуар каждого ди-джейского сета. С несовершеннолетними, конечно, сложнее. Бывает, пытаются прорваться в клуб «лица, не достигшие…». Но с этим явлением служба безопасности заведения боролась и до инициатив губернатора Савченко.
Ди-джей Paulland, или просто Паша, когда-то учился у Мела. Теперь уже самостоятельно крутит винил, точнее компакт-диски, в «Арт-Студии». Параллельно учится на экономиста в Белгородском университете. Видимо, работать будет по специальности, хотя сейчас музыка — его главное увлечение и Паша крайне педантично относится к своим обязанностям, даже записывает собственные выступления, чтобы позже провести работу над ошибками. В день моего визита сет прошел без сучка и задоринки. Тем не менее Паша был меланхоличен. «Уеду я отсюда, — грустно говорит он. — Надо же прогрессировать, смотреть, как другие работают. А на кого здесь смотреть? И главное, где? «Совок» какой-то…»