Русская линия
Радонеж Сергей Худиев05.02.2014 

Христианин перед лицом смуты

Глядя на киевскую смуту, стоит подумать о смуте вообще — и о том, как она работает. И о том, как на нее реагировать христианам. Потому что мы в Москве пока живем в условиях гражданского мира, но нам надо быть готовыми ко всему. Как работает смута? Какова ее психология?

Время смуты — это время бурных эмоций. Гнева, ярости, агрессии, острого желания, чтобы плохие люди пострадали за свои прегрешения. Накопленная годами фрустрация изливается на тех, кто покажется подходящим виноватым — причем жертвы часто не имеют никакого отношения к бедам восставших масс. Это время случайного и хаотического насилия. Но в то же время, участие в смуте дает и определенную эйфорию — прилив адреналина, чувство гордости и общности с другими участниками массовых выступлений. Мне доводилось переписываться с участниками беспорядков, и что объединяло всех их — это иррациональность; как они говорили сами, их слова и действия определялись чувствами, а не разумом. Не «я хочу добиться таких-то целей», а «я чувствую, что». Главным образом люди чувствуют гнев, ненависть, и то, что они каким-то образом будут унижены и выкажут себя боязливыми и недостойными людьми, если не примут участия в беспорядках.

Но христианин не руководствуется чувствами. Он руководствуется заповедями Божиими. Он не «следует своему сердцу», потому что знает, что «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено (Иер.17:9)». Он следует заповедям — а они говорят, что делать.

Время смуты — это время безудержной лжи, причем лжи, которая специально должна разогреть вышеупомянутые эмоции и довести человека до полной невменяемости. Панические слухи волнами расходятся по интернету, как и сообщения о злодеяниях, приписываемых (обоснованно или нет) противоположной стороне. Люди не то, чтобы являются жертвами пропаганды — в эпоху интернета отрезать человека от информации невозможно — но сами поступают по советской песне «впереди наша цель, впереди, ты в победе меня убеди». И здесь мы призваны «не быть нерассудительными», не предпринимать никаких резких движений на основании информации, которая вполне может быть ложной или односторонней.

Время смуты — это время время вседозволенности. Участники выступлений постоянно говорят о том, что власть ведет себя настолько плохо, что это оправдывает любые действия против нее. Для христианина это полная нелепость. Нарушения закона другими людьми — в том числе представителями власти — не освобождают меня или Вас от обязанности соблюдать закон. Если я прочел в сети, что такой-то высокопоставленный чиновник ворует, это не дозволение мне воровать (правдиво само сообщение или нет). Если я узнал что такие-то представители власти творят беззаконное насилие, это дает мне позволения самому творить беззаконное насилие. Смута обязательно приносит беззаконие со всех сторон — и ссылаться на то, что «они» совершают преступления бессмысленно. «Наши» тоже их совершают. Несколько участников выступлений были жестоко убиты неизвестными злодеями; с другой стороны, в Херсоне «евромайдановцы» с ножами тяжело ранили трех милиционеров, один из которых скончался. Люди обычно исполняются негодования, гнева, ярости и жажды мести при известиях о преступлениях с противной стороны, и рвутся мстить любым ее представителям, в то время как преступления «своих» стыдливо замалчиваются. И тут реакция христианина — не ярость на ту или другу сторону, но скорбь и желание остановить кровопролитие. Это не война эльфов с орками. Это война, на обеих сторонах которых стоят в целом обычные люди, похожие на нас, и некоторое количество людей крайне испорченных, жаждущих насилия и крови.

Время смуты — это время расчеловечивания тех, кто находится на другой стороне. Большинству из нас — если мы не психопаты, а они довольно редки — трудно облить ближнего своего горящим бензином. Поэтому идет накрутка — да какой он ближний, он нелюдь, мразь, крыса, таракан и, конечно, Гитлер! Гитлер поминается довольно часто, в том смысле, что оппонент объявляется таким же недоговороспособным злом, которое можно только убить.

Но какие действия требуются от христианина? Во время смут и беспорядков у нас есть четкая инструкция — «блаженны миротворцы». Не те, кто кричат «смерть ворогам», а те, кто помнят о том, что «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:56)

«Не убий» — то есть не только не совершай убийства сам, но и не поощряй, не поддерживай, не соучаствуй, не разжигай истерию, которая ведет к убийствам, делай все, что в твоих силах, чтобы убийства предотвратить.

Не распространяй слухов, которые могут спровоцировать ненависть и насилие. Не используй слов, отрицающих человеческое достоинство других людей. Не развивай теорий, которые бы оправдывали убийство. Не участвуй в действиях, которые могут обернуться насилием — или уже содержат элементы насилия.

Уважай закон — даже если ты можешь оказаться единственным, кто его уважает. Смута сопровождается обвалом морали и закона, когда становится «все можно». Мы. христиане, знаем, что все равно нельзя — и что за все наши слова и действия мы ответим перед судом Божиим.

Поэтому главное во время смуты — пребывать перед Богом и искать Его руководства.

http://www.radonezh.ru/87 170


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru