Русская линия | Андрей Внуков | 14.02.2005 |
Впрочем, такое единодушие не должно вводить в заблуждение, ибо по первоначальному плану утверждать «газовую принцессу» должны были еще 3 февраля. Однако социалисты во главе с А. Морозом не согласились на первый вариант состава правительства. По неофициальным данным консультации длились всю ночь и все утро 4 февраля, и лишь в середине дня удалось окончательно договориться, обеспечив тем самым необходимое количество голосов при голосовании в парламенте. Вполне вероятно, что в этой ситуации, многие оппозиционеры решили не тратить, впустую времени на бесполезные дебаты. Более того, в дальнейшем оппозиция окажется в весьма удобной позиции для критики правительства, которое на сегодняшний день сплошь «оранжевое» и по составу и по программе, которые Верховная Рада и утвердила. Есть еще одна версия столь единодушного голосования за Ю.Тимошенко. Известно, что «газовая принцесса» является очень амбициозным политиком, и такая поддержка может вызвать определенные подозрения у В. Ющенко, и тем самым внести раскол в «оранжевые» ряды.
Но как бы там не было, теперь у новой власти не будет причин сваливать на кого-либо ответственность в случае не реализации предложенной программы. Программа правительства под названием «Навстречу людям» была опубликована 3 февраля. Получилось так, что телегу поставили впереди лошади, т. е опубликовали программу еще несуществующего правительства. Если бы это была программа Ю. Тимошенко как кандидата на пост премьер- министра или же программа В. Ющенко как президента, это было бы понятно. Но о представленной программе неизвестно, кем же она составлена и кто конкретно за неё будет отвечать. Тут к месту вспомнить обещание В. Ющенко, что при его правлении действия властей будут абсолютно прозрачными. С прозрачностью у новой власти как-то сразу не заладилось.
Во время предвыборной компании В. Ющенко опубликовал целую серию декретов, которые он немедленно подпишет в случае избрания его президентом. Один из них «О первоочередных мерах по усилению социальной защиты граждан Украины», согласно которому украинские пенсионеры уже месяц должны были получать пенсию размером в 423 грв. (примерно 2100 руб.) Однако, не о каком повышении пенсий ни один пенсионер на Украине не слышал.
Если даже не очень внимательно посмотреть принятую программу правительства Украины, то сразу бросается в глаза полное отсутствие в ней цифр. В любой программе любого правительства имеется определенная доля популизма, однако программа «оранжевых» бьёт все рекорды. Дело в том, что в минувшем году реальные доходы украинцев выросли на 15,3%. Средняя зарплата достигла 703,77грв. Делом чести любого правительства, особенно если оно претендует на открытость, объявить своему народу, что его конкретно ждет, хотя бы в ближайшем будущем. На сегодняшний день по данным ООН о качестве жизни в 175 странах мира Украина находится на 75 месте, значительно отставая от той же России. Ежегодный средний доход на душу населения составляет среди мужчин 5826 дол., среди женщин 3071дол. в год. В то время как, в России он составляет 8795дол. и 5609дол. соответственно. Вполне логичным выглядели бы обещания новых властей указать, какой доход будут иметь украинские мужчины и женщины, к примеру, хотя бы через год правления «оранжевых». Вместо этого набор благих пожеланий, под которыми подпишется любой здравомыслящий человек, при полном отсутствии методов достижения этих целей. Вполне возможно, что из-за этого за программу проголосовало меньше парламентариев (357), чем за Ю.Тимошенко.
Программа правительства с громким названием «Навстречу людям» состоит из 6 разделов. Эта программа объявленная самой социальной по сравнению со всеми программами предыдущих правительств, но начинается она почему-то с раздела «Безопасность»! При чём как-то не ясно о чьей безопасности идет речь: народа или власти. Из этой программы получается, что главнейшей задачей нового правительства является переход вооруженных сил Украины к 2010 на контрактную службу. При этом нет даже намека на то, откуда возьмутся средства на столь дорогое удовольствие. Не проанализирован опыт стран уже перешедших на контрактную основу несения службы, как и опыт стран, находящихся на этом пути.
Не мало удивления вызывает 4-й пункт этого раздела: «Реформировать ВПК с целью повышения эффективности введения единых стандартов социальных гарантий для военнослужащих и повышения уровня охраны границ». Несколько непонятно какая связь между социальными гарантиями и охраной границ. И разве реформирование ВПК ограничивается этими задачами?
Вторым разделом правительственной программы является раздел «Мир». Первые 4 пункта этой программы посвящены отношениям со странами ЕС и США. Россия впервые упоминается только в 5-том пункте. Есть смысл привести этот пункт полностью: «Укрепить главенствующую роль Украины в транзите энергоносителей из России и стран СНГ в ЕС, создать эффективные транспортные коридоры и стимулировать сотрудничество с ЕС и отдельными странами Европы по реализации проектов трансъевропейских транспортных коридоров».
Получается так: есть Европа, ей нужны энергоносители, есть Украина, она будет «главной» в их поставке в Европу, а о том, что эти газ и нефть российские, и не упоминается. Россия тут вообще вроде как ни причем. Ни слова о том, что уже с 2000 г. существует идея газотранспортного консорциума о транзите российского газа в Европу. Можно бы вспомнить и о том, что идея консорциума родилась, как альтернатива построению другой трубы, в обход Украины, причем родилась она именно в период первого пришествия в правительство В. Ющенко и Ю.Тимошенко. А ведь еще недавно в период предвыборной компании В. Ющенко громогласно обещал создать самые благоприятные условия для доставки российского газа в Европу. Или «благоприятствие» заключается в том, что Украина хочет быть в этом деле главной? Весьма примечательна в этом плане статья А. Голычева в газете «2000» от 4.02.2005г. В ней автор в частности пишет: «Не составляет особых проблем переждать месяц-другой, переведя основные транзитные потоки на Беларусь и танкерный флот. Безусловно, убытки будут, но в конечном итоге они себя оправдают — сначала забеспокоится „недоснабженная“ Европа, которая и станет давить на Киев, дабы заставить его быть более сговорчивым». При этом многое говорит о том, что подобное развитие событий не является невозможным.
Появились сообщения о том, что в России тщательно изучают варианты обхода Украины. В частности глава, «Транснефти» С. Вайншток, якобы докладывал В. Путину о работах по расширению БТС (балтийской трубопроводной системы), после чего ее производительность должна достигнуть 55 млн.т. нефти в год. Идет речь и о дальневосточном трубопроводе мощностью в 80 млн. т. в год. Имеются и другие проекты, благодаря реализации которых поставка российской нефти на мировые рынки через Украину может сократиться до минимума. Общеизвестны проблемы, возникшие в последнее время с поставками туркменского газа на Украину. Однако если Россия вновь поставит вопрос о строительстве обходных газопроводов, впервые, кстати, возникший в 2000 г, когда правительство возглавляли В. Ющенко и Ю. Тимошенко, туркменские неурядицы покажутся сущей мелочью. Нелишне напомнить, что деньги, поступающие в украинский бюджет за прокачку Россией своих энергоносителей, составляют 25% от всех поступлений. 25 января, выступая в Страсбурге, В. Ющенко с тревогой заявил: «Мне тревожно слышать ежегодно о том, что Россия строит газопровод в обход Украины то слева, то справа». Возможно, В. Ющенко пытается быть похожим на Дж. Буша, у которого, как известно, серьезные пробелы в географии, однако все же хотелось бы напомнить лидеру «оранжевых» о том, что газ добывают не в Страсбурге, а в России.
И только последний, шестой раздел программы под названием «Справедливость» можно считать социальным. Однако он является родным близнецом тех обращений ЦК КПСС, которые выпускались к майским или октябрьским праздникам. Тот же набор слов — обеспечить, недопустить, укрепить и т. д. и т. п. При этом программа составлена сроком на пять (?!) лет. Ради справедливости следует отметить, что в своем выступлении перед Верховной Радой с изложением вышеуказанной программы Ю. Тимошенко в известной мере отошла от ее первоначально утвержденного текста. В частности, она вновь вернулась к своему старому тезису, что государство может быть эффективным собственником. Несколько неожиданными, на фоне все более усиливающееся антирусской истерии, звучали ее нейтрально-примирительные слова в отношении России. Ради справедливости, следует отметить, что в последнее время ее высказывания на тему русско-украинских отношений отличались умеренностью и взвешенностью. В середине января она немало шокировала национал-радикалов, заявив о том, что Украина должна вступить в НАТО только вместе с Россией.
Теперь о новом составе украинского правительства. В нем четыре вице-премьера. Трое из них представители «Нашей Украины», т. е люди президента. Особую пикантность придает присутствие в их числе Р. Бессмертного, получившего портфель вице-премьера по вопросам административной реформы. В то время как, Р. Бессмертный неделю назад назвал Ю. Тимошенко «шантажистской по жизни». Не менее скандально происходило его утверждение в Верховной Раде. Сначала Ю. Тимошенко завила о том, что кандидатура Р. Бессмертного не согласована. Однако через некоторое время сообщила о том, что на эту должность назначен Р.Бессмертный. Произошедшее «Аргумент-газета» N6 за 2005 г. Прокомментировала следующим образом: «Как интересно коалиция могла согласовать её (имеется в виду кандидатуру Р. Бессмертного), если Ющенко, Тимошенко и Мороз находились в разных местах зала заседаний? Мистика, да и только». Еще более удивительным является то, какими вопросами будут заниматься вице-премьеры. Три из четырех вице-премьеров занимаются вопросами, которые вряд ли можно отнести к разряду первостепенных, учитывая то, в какой ситуации находится нынешнее украинское правительство. Так О. Рыбачук будет заниматься евроинтеграцией, вышеупомянутый Р. Бессмертный административной реформой, М. Томенко гуманитарными вопросами, а А. Кинах стал первым вице-премьером. Обращает внимание тот факт, что три министерских портфеля получили социалисты, впрочем, министерства образования, аграрной политики и внутренних дел вряд ли можно отнести к важнейшим. Еще два министра не принадлежат ни к одной из партий. «Батькивщина» Ю. Тимошенко получила одно министерское место, её ближайший соратник по партии А. Турчинов стал главой службы безопасности. Небезынтересно напомнить о том, что А. Турчинов является лютеранским пастором. Остальные портфели достались людям из «Нашей Украины». Бросается в глаза то, что в правительстве не нашлось ни одного места для аграриев спикера парламента В.Литвина. Еще больше удивляет, что в нём нет представителей партии П. Порошенко «Солидарность» и это учитывая тот факт, что несколько недель назад он, наряду с Ю. Тимошенко, считался главным претендентом на премьерское кресло. Более того, даже представители «Нашей Украины» не представляют собой монолитного блока. Наибольшее представительство в правительстве имеет группа «Вместе» — 7 министерских портфелей, и группа, созданная на базе партии ПРП (партии реформы и порядок), имеющая 5 портфелей. Старые и новые «руховцы» имеют 3 портфеля. Не успели министры и вице-премьеры рассесться в своих креслах, как между ними возникли трения. Чего-то не поделили вице-премьер по вопросам евроинтеграции О. Рыбачук (группа «Вместе») и министр экономики С. Терехин (ПРП). Не могут поделить евроинтеграцию тот же Рыбачук и министр иностранных дел Б.Тарасюк. Как видим, те громкие названия, которые давали правительству сразу после победы В. Ющенко, типа «правительства народного доверия», «правительство чистых рук» или «правительство Жанны д, Арк» мало соответствуют реальности.
Хотелось бы отметить еще один чрезвычайно существенный момент. Наверное, ни одно из правительств, никогда не выполняло своих предвыборных обязательств. Вместе с тем такой же редкостью является и то, что буквально через месяц после избрания президента и через неделю после утверждения правительства эти обязательства столь цинично нарушаются. Выше мы уже говорили о том, что обещанной В. Ющенко прозрачностью пока и «не пахнет». Мы уже говорили о том, что В. Ющенко обещал сразу после своего вступления в должность установить прожиточный минимум на уровне 423 грв, в месяц и издаст указ «О повышении размера одноразовой помощи при рождении ребенка». При этом размер последней будет рассчитан на основе вышеупомянутого нового прожиточного минимума 423 грв. и составит 8460 грв. (примерно 45 000 руб.). Но ни за одного из новорожденных уже при его президентстве никто новых пособий не получал. Правда «народный президент» не уточнил, сколько времени длиться «сразу же после избрания». Интересен в этом аспекте еще один момент — во время премьерства В. Ющенко т. е в 2000 г. это пособие равнялось 74 грв. В 2004 г В. Янукович довел пособие до 725грв.
Весьма своеобразно проходит компания по борьбе с коррупцией. Ярким примером тому является события во Львове. Вот уже несколько недель «оранжевые» депутаты разных уровней самозабвенно поливают друг друга, грязью приводя многочисленные примеры экономических преступлений. Нардеп О. Гудыма обвиняет в коррупции мера Львова Л. Буняка, а тот, в свою очередь, говорит о том, О. Гудыма украл 1 млн. гривен из фонда «оранжевой революции». В ответ тот же О. Гудыма заявляет, что он не украл, а вложил 1 млн. но уже не гривен, а долларов (где взял?) в этот фонд. Нардеп В. Кендзер, по образному выражению газеты «Поступ» N29 за 2005 г. «кинул кусок грязи в сторону головы» нардепа Т.Стецькива. В запале этого «политического побоища» метили не только в голову, но и в душу. Глава «Галицкого выбора» Ю. Шухевич назвал В. Кендзера серым кардиналом и «в душе кучмистом». Послушав все это можно прийти к выводу, что если верить «оранжевым» лидерам — самыми страшными коррупционерами являются. «оранжевые лидеры»!
Президент обещает народу организовать «телефон доверия, «по которому рядовые граждане смогут анонимно «стучать» на своих недругов обвиняя их в коррупции. Следует подумать о том, чтобы назвать этот телефон телефоном имени Павлика Морозова. В интервью агентству «Версии» нардеп В. Мусияка заявил, что, по его мнению, все главы областных администраций назначены на свои должности В. Ющенко с нарушением Конституции. Дело в том, что согласно ст. 118, ч.4 Конституции Украины главы местных госадминистраций назначаются президентом по подаче кандидатур кабинетом министров. Для такой подачи кабинет министров должен, как минимум собраться. Этого он не мог сделать просто физически т.к. министров и губернаторов назначили практически одним списком. Не отстает от президента и новоиспеченный министр внутренних дел Ю. Луценко, он уволил с должности заместителя министра — командующего внутренними войсками С. Попкова в то время, когда последний находился в отпуске (?!). А ведь даже руководитель самого незначительного предприятия прекрасно знает, что это является грубым нарушением трудового законодательства. Видимо сомнения относительно компетентности «оранжевых революционеров», сбываются очень быстро.
А как можно оценить действия В. Ющенко, который при назначении одного из губернаторов спросил у последнего: «Воровать будете?» и после ответа: «нет» подписал указ об его назначении. Интересно узнать, какие варианты ответа на свой вопрос рассматривал президент? Не менее впечатляющим выглядит заявление В. Ющенко, сделанное им в Сумах о том, что через год украинская милиция не будет брать взяток! При этом, как образно отмечает «Львовская газета» N26 за 2005 г.: «Вместе с тем с преодолением основной причины появления взяточничества — низкими доходами — просят подождать». Какими же методами собирается «народный президент» решать эту проблему? Оказывается «истинный европеец» В. Ющенко собирается бороться с коррупцией, самыми что ни есть азиатскими методами — террором! Об этом он без обиняков заявил в тех же Сумах: «Без наказаний ситуацию не исправить! Ни мораль, ни угрозы ничего не сделают». Вот оно оказывается, когда правда выходит наружу. Мораль, о которой говорилось в течение всей предвыборной компании, и в отсутствии которой обвиняли оппонентов, после победы уже не нужна! Симптоматично и то, насколько изменился не только тон «оранжевого» президента, но те слова, которые вдруг обнаружились в его лексиконе. А может быть не вдруг, а просто были забыты лишь на период предвыборной компании? Вспомним, как обращался В. Ющенко к избирателям в это время — друзья. В тех же Сумах он обращался к им же назначенному губернатору резко и на «ты». А ведь Н. Лаврик старше «народного президента». Точно также он «тыкал» в Донецке нардепу В. Ладику позволившего себе возразить президенту: «Привыкни, что перед тобой Президент сидит, а не гусиный пастух». Тут же он сообщил, что не собирается «гнать пургу». Новый министр транспорта Е. Червоненко в интервью каналу «1+1» во всеуслышание заявил о том, что: «Бог не фраер!» Пытаясь объяснить, как будут контролировать чиновников, В. Ющенко завил о том, что каждого чиновника введут в мониторинг. Чем этот мониторинг будет отличаться от пресловутой кучмовской «вертикали» объяснено не было.
В заключении хотелось бы привести цитату из уже упомянутой «Львовской газеты», которая в период «оранжевой революции» однозначно поддерживала В.Ющенко. В статье «Скромное очарование власти» И. Г улик пишет: «Отсюда мы можем сделать неутешительные выводы: главной целью их «оранжевой» мимикрии было, не желание перемен, не новая философия общественного развития, а власть, ее «скромное очарование», ее безграничные возможности».
http://rusk.ru/st.php?idar=6473
|