Русская линия
Богослов. Ru Евгений Газов04.02.2014 

Московские Духовные Академия и Семинария в первые послевоенные годы в докладах уполномоченного по делам РПЦ по Москве и Московской области

В настоящей публикации представлены самые ранние из обнаруженных автором документов по истории Московских духовных школ, которые хранятся в фонде уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по городу Москве и Московской области в Центральном Государственном архиве Московской области. Несомненно, они представляют определенный интерес, так как история МДАиС по документам указанного фонда почти не изучена.

В настоящей публикации представлены самые ранние из обнаруженных нами документов по истории Московских духовных школ, хранящихся в фонде уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви (с 1966 года — по делам религий) при Совете Министров по городу Москве и Московской области в Центральном Государственном архиве Московской области (Ф. 7383). Повседневная жизнь приходов, взаимоотношения духовенства и верующих с антирелигиозной государственной машиной по документам фонда уполномоченного, которым с момента возникновения должности (с декабря 1943 г.) до февраля 1984 г. являлся А.А. Трушин[1], всё активней изучаются историками Русской Церкви[2]. Послевоенная история Богословского института, пастырских курсов и возникших на их основе Академии и Семинарии так же не обойдена вниманием исследователей[3]. Сохранилось много воспоминаний учащихся Московских духовных школ[4]. Важная информация по истории Академии и Семинарии содержится в переписке Патриарха Алексия I с Советом по делам РПЦ[5]. Послевоенная история МДАиС освещена так же в специальном выпуске Богословских трудов[6]. В то же время история Московских духовных школ по документам фонда уполномоченного по делам религий по Москве и Московской области почти не изучена. Здесь можно указать только одну источниковедческую статью преподавателя МДАиС Д.В. Сафонова (ныне священника), в которой автор прямо говорит: «Фонд, хранящийся в ЦГАМО, остаётся практически неисследованным» [7].

В описи 2, полностью состоящей из дел МДАиС, хранятся отчёты об общем состоянии духовных школ за каждый учебный год, об учебном процессе и результатах экзаменов, журналы заседаний совета МДА и прочие документы.

Оба публикуемых документа хранятся в описи 1 в делах, состоящих из докладов, отчётов, справок и т. п., направленных Трушиным различным партийным и советским руководителям, и являются извлечениями из документов с одинаковым названием: «Информационный доклад о положении и деятельности Русской православной церкви на территории гор. Москвы и Московской обл.»[8]. На первых листах обоих докладов стоит гриф «секретно».

Документ N1 является извлечением из доклада о положении Русской Церкви в Москве и области по состоянию на 1 января 1947 года, направленного секретарю Московского областного и Московского городского комитетов ВКП (б) Г. М. Попову, председателю исполкома Мособлсовета П.С. Тарасову и секретарю исполкома Моссовета И.М. Соколову. Из сопроводительного письма к докладу видно, что направлен он «для сведения», на самом письме стоит гриф «сов. секретно». Документ N2 является извлечением из доклада о состоянии РПЦ в Москве и области по состоянию на 1 апреля 1948 года, направленного в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Заборскому[9], согласно его просьбе.

Оба документа предельно сухи, не содержат никаких сведений из биографий конкретных учащихся или преподавателей, нет характеристик на них — нравственного облика, политической «неблагонадёжности» и проч. Такая информация появится в дальнейших, более пространных докладах Трушина.

Документы по истории Академии и Семинарии присутствуют в архиве МДАиС, «Трушинском» фонде ЦГАМО, в фонде Совета по делам РПЦ при СНК (СМ) СССР в ГАРФ (Ф. 6991) и в других архивах. При этом речь не только о разных документах, но и об одних и тех же, изготовленных в нескольких экземплярах и разосланных по разным адресам[10]. Такие материалы могут уточнять и дополнять друг друга. Это относится и к настоящей публикации[11].

+ + +

Орфография документов сохранена. Внешние особенности текста отражены в текстовых примечаниях, обозначенных русскими буквами и следующих за каждым документом. Комментарии обозначены арабскими цифрами полужирным шрифтом и следуют после обоих документов. Все подчёркивания сделаны составителем документа машинописью.

[ ] - добавлено публикатором, <> - предположительное чтение.

+ + +

N1

VI. О духовных учебных заведениях.

С июня 1944 года Правительством разрешен к функционированию в гор. Москве Богословский институт1, рассчитанный на 3 года обучения, и 2-х годичные Богословско-пастырские курсы.

С начала 1946—1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в Московскую духовную семинарию с 4-х годичным курсом обучения и в Московскую духовную Академию так же с 4-х летним курсом.

Духовная Семинария есть среднее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготовлять священно-церковнослужителей православной церкви для епархии2.

Духовная Академия есть высшее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать высшее богословское образование и подготовлять богословско-просвещенных пастырей церкви и преподавателей духовно-учебных заведений.

В административном отношении оба учебные заведения[,] ввиду неполного состава академии и общего для них помещения,3 на предстоящий учебный год объединены под руководством одной администрации4 и содержатся на средства епархии5.

Обучение в Духовной семинарии и академии бесплатное. Для материально не обеспеченных учащихся учреждаются стипендии и общежитие.

В духовные учебные заведения принимаются лица православного исповедания, мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную подготовку не менее неполной средней школы для семинарии и средней школы для академии.

К испытаниям, которые проводились с 2-го по 23-е сентября 1946 года[,] в духовные учебные заведения было подано 208 заявлений.

В результате испытаний принято в семинарию — 83 чел., в академию — 3 чел., остальные 122 чел. были отсеяны по разным причинам.

В настоящее время Московская духовная семинария работает в составе всех 4-х классов с общим количеством учащихся 130 человек, а Московская Духовная академия в составе 1 и IIа курсов с общим числом студентов 14 человек.

Таким образом[,] в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947 года обучается 144 чел., из них:

1. По возрасту: от 18 до 20 лет

" 21 до 30 «

" 31 до 40 «

" 41 до 50 «

" 51 до 60 «

" 61 и выше

— 49 чел.

— 38 «

— 18 «

— 20 «

— 17 «

—  2 «

2. По образованию: а) имеющих низшее образ[ование]

б) «н[езаконченное]/сред[нее] «

в) «среднее «

г) «н[езаконченное]/высшее «

д) «высшее «

е) «спец[иальное] богосл[овское] среднее образ[ование]

— 26 чел.

— 63 «

— 27 «

—  9 «

— 14 «

—  5 «

3. По положению а) рабочих.

б) служащих

в) колхозников

г) учащихся

д) демобил[изованных] военнослужащих

е) священно и церковно-служ[ителей]

ж) прочих

— 35 чел.

— 36 «

—  2 «

— 28 «

— 13 «

— 20 «

— 10 «

Общее число профессорско-преподавательского персонала в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947 года 18 человек, из них:

1. По возрасту: от 40 до 50 лет

" 51 до 60 «

" 61 и выше"

— 2 чел.

— 7 «

— 9″

2. По образованию: а) Имеющих общее среднее образов[ание]

б) «общее высшее»

в) «богословско-семинарское образов[ание]

г) «богословско-академич[еское] образование

— 1 чел.

— 2 чел.

— 3 чел.

— 12 чел.

3. По роду занятий в момент поступления в данное учебное заведение. а) служителей культа.

б) преподават[елей] светских учеб[ных] завед[ений]

в) прочих

— 5 чел.

— 9 чел.

— 4 чел.

4. По работе: а) работают по совместительству по линии церковной

б) работают по совместительству в светских учреждениях

— 4 чел.

— 2 чел.

5. По наличию ученых званий и степеней. а) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии церковной

б) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии светской

— 13 чел.

— 1 чел.

ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 11. Л. 34−36. Машинописный отпуск.

N2

IV. О духовных учебных заведениях.

С июня 1944 года Правительством разрешены к функционированию в гор. Москве Богословский институт, рассчитанный на 3 года обучения и 2-х годичные Богословско-пастырские курсы.

С начала 1946—1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в Московскую духовную семинарию с 4-х годичным курсом обучения и в Московскую духовную академию так же с 4-х летним курсом.

Духовная семинария — есть среднее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготовлять священно-церковнослужителей православной церкви для епархии.

Духовная академия — есть высшее духовно-учебное заведение, имеющее целью давать высшее богословское образование и подготовлять высшее духовенство церкви и преподавателей духовно-учебных заведений.

В административном отношении оба учебные заведения[,] ввиду неполного состава академии и общего для них помещения[,] до настоящего времени объединены под руководством одной администрации6 и содержатся на средства епархии5.

Обучение в Духовной семинарии и академии бесплатное. Для материально не обеспеченных учащихся учреждаются стипендии и общежитие.

В духовные учебные заведения принимаются лица православного исповедания, мужского пола, не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную подготовку не менее неполной средней школы для семинарии и средней школы для академии.

К испытаниям, которые проводились в сентябре месяце 1947 года[,] в духовные учебные заведения было подано 173а заявления.

В результате испытаний принято в семинарию — 65 чел.7, остальные 108 чел. были отсеяны по разным причинам.

В настоящее время Московская духовная семинария работает в составе всех 4-х классов с общим количеством учащихся 162 чел., а Московская Духовная академия в составе 1 и II < >б курсов с общим числом студентов 24 чел.

Таким образом в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1948 года обучается — 186 чел., из них:

1. По возрасту:

от 18 до 20 лет

" 21 до 30 «

" 31 до 40 «

" 41 до 50 «

" 51 до 60 «

" 61 и выше

— 59 чел.

— 53 «

— 33 «

— 22 «

— 17 «

— 2 «

2. По образованию:

а) имеющих низшее образование

б) " н[езаконченное]/сред[нее] «

в) " среднее «

г) " н[езаконченное]/высшее «

д) " высшее «

е) " спец[иальное],

богосл[овское] среднее образование

— 68 чел.

— 63 «

— 27 «

—  9 «

— 14 «

—  5 «

3. По положению

а) рабочих.

б) служащих.

в) колхозников.

г) учащихся…

д) демобилизованных

военнослужащих…

е) священно и

церковно-служ[ителей].

ж) прочих.

— 45 чел.

— 46 «

— 12 «

— 28 «

— 15 «

— 20 «

— 10 «

Общее число профессорско-преподавательского персонала в 2-х учебных заведениях по состоянию на 1 января 1947в года 18 человек, из них:

1. Повозрасту:

От 40 до 50лет

" 51 до 60 «

" 61 и выше

— 2 чел.

— 7 «

— 9 «

2. По образованию:

а) имеющих общее средн[ее] образование

б) " «высшее «

в) «богословско-семинарск[ое] образование

г) «богословско-академическое образование

—  1 чел.

—  2 «

—  3 «

— 12 «

3. По роду занятий в момент поступления в данное учебное заведение

а) служителей культа

б) преподавателей светских учебных заведений

в) прочих

— 5 чел.

— 9 «

— 4 «

4. По работе:

а) работают по совместительству по линии церковной

б) работают по совместительству в светских учреждениях

в) в штате духовных заведений

—  4 чел.

—  2 «

— 12 «

5. По наличию ученых званий и степеней.

а) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии церков[ной]

б) имеют ученые звания и степени, присвоенные по линии светской

 — 13 чел.

—  1 «

ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 14. Л. 30−31. Машинописный отпуск.


1 Богословский институт и курсы открылись 14 июня 1944 года в Свято-Успенском Новодевичьем монастыре.

2 В МДС готовили священно- и церковнослужителей, конечно же, не только для Московской епархии, но и для всей Русской Церкви. Это тем более актуально для описываемого периода, в связи с отсутствием в большинстве епархий духовных учебных заведений.

3 Академия и Семинария занимали на тот момент Лопухинский корпус, храм Преображения Господня и Успенскую трапезную церковь. Патриарх Алексий I ещё 15 августа 1945 года ходатайствовал перед Советом по делам РПЦ о передаче Московской Патриархии зданий Академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Уполномоченный по делам РПЦ при СНК Г. Г. Карпов в своём ответе сообщил, что ходатайство удовлетворено, сроки передачи будут установлены позднее, о чём Патриарх будет уведомлён. (См. Письма Патриарха Алексия I Т. 1. С. 67−69). Переезд Академии и Семинарии из Новодевичьего монастыря в Лавру состоялся в октябре 1948 года.

4 С 23 октября 1946 по 7 февраля 1947 года ректором Академии и Семинарии был протоиерей Николай Чепурин.

5 О финансировании семинарии из средств епархии говорит так же исследователь истории Ставропольской семинарии свящ. Евгений Шишкин, (см. Ставропольская Духовная Семинария в 1946—1960 годах: http://history-mda.ru/konf25_26_dek_2010/stavropolskaya_duhov112.html). В статье автор указывает, что с 1953 года финансирование стало централизованным и затраты были распределены между всеми епархиями. Полагаем, что МДАиС в данный период содержались не только за счёт средств Московской епархии, но, как столичные, финансировались и из Патриархии.

6 С 14 ноября 1947 по 15 августа 1949 года ректором Академии и Семинарии был епископ Гермоген (Кожин).

7 М.Х. Трофимчук в своих воспоминаниях пишет, что после окончания Семинарии в 1947 году 9 человек поступили в Академию. Количество учащихся Академии увеличилось в период между составлением отчётов на 10 человек. Однако пропущен ли в докладе только 1 человек, поступивший в Академию не из семинарии, или нет сказать трудно, т.к. нам неизвестно точное количество студентов, покинувших в этот период Академию.


[1] Трушин Алексей Алексеевич (1912-?). Как и уполномоченный по делам РПЦ во «всесоюзном масштабе» Г. Г. Карпов, до назначения на должность уполномоченного являлся сотрудником органов госбезопасности.

[2] Сергий Голубцов, протодиак. Церковная Московия в 1935—1965 годах // Церковно-исторический вестник N11 М. 2004, С. 4−71, Елсуков А.В. Приходские организации РПЦ в 1945 — 1964 гг.: религиозная и гражданская деятельность (на материалах г. Москвы и Московской области), дисс. к.и.н. Иваново. 2012 и др.

[3] Светозарский А.К. Возвращение Московской духовной академии в стены Троице-Сергиевой Лавры в 1948 году.http://history-mda.ru/publ/vozvraschenie_moskovsk47.html, Пушков Сергий, священник. Начальный период возрождения Московских духовных школ (1944−1964 гг.). Профессорско-преподавательская корпорация. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Машинопись. С. Посад, 2002.

[4] >Митрополит Питирим (Нечаев). Воспоминания. Богословский институт. http://www.pravoslavie.ru/put/51 205 120 343.htm, Трофимчук М.Х.Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. 1944−2004. СТСЛ, 2005. Фрагмент воспоминаний о Московских духовных школах в Новодевичьем монастыре опубликован в Московских епархиальных ведомостях N7−8 2008. Воспоминания заслуженного профессора МДА К.Е. Скурата http://www.bogoslov.ru/text/2 820 070.html.

[5] Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945−1970 гг. в 2 тт. / ред. Н.А. Кривова;отв. сост.Ю.Г. Орлова. М. РОССПЭН. 2009−2010.

[6] Смирнов Вадим, прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские духовные школы // Московская духовная академия 300 лет (1685−1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986.

[7] Сафонов Д.В. Обзор архивных источников по истории Московских духовных школ в послевоенный период. Богословский вестник МДАиС, N 11−12, М., Сергиев Посад, 2010. С. 644−645. Автор справедливо придаёт этому фонду важное значение: «Изучение фонда уполномоченного, безусловно, даст много ценных сведений об истории МДА в советский период». Там же. С. 645.

[8] Эти экземпляры документов, идентичные отправленным и оставшиеся в фонде отправителя, мы, в соответствии с правилами источниковедения, называем отпусками.

[9] Должность, имя и отчество установить не удалось.

[10] Кроме ЦГАМО Ф. 7383. журналы заседаний Совета МДАиС естественно находятся и в архиве МДАиС (см. Сафонов Д.В. Указ. соч. С. 625).

[11] По справке, находящейся в ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 37. Л. 142 (см. Сафонов Д.В. Указ. соч. С. 639), на 1 января 1947 г. в Академии и Семинарии было 17 преподавателей, в то время как в публикуемом ниже отчёте на 1 января 1947 г. подробно расписан состав из 18 преподавателей.


а Цифра II напечатана буквой П.

а На месте последней цифры впечатано 2 и 3.

б Из-за прошивки дела наличие или отсутствиеиIII определить невозможно. Предположительное чтение добавлено по смыслу, см. документ N1.

в Так в документе, следует 1948.

http://www.bogoslov.ru/text/3 770 375.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru