Фонд «Возвращение» | Филипп Грилль | 31.01.2014 |
Четырехсотлетие Дома Романовых и великолепная историческая выставка в Манеже, посвященная этому знаменательному событию, вызвала колоссальный интерес к истории романовского периода в российском обществе.
Это подвигает нас к воспоминанию блестящего и зрелого периода бытия Романовской Империи, а именно последних пятидесяти лет ее существования. И здесь хотелось бы отметить выдающиеся достижения в национальной храмовой архитектуре. Во второй половине 19-века на архитектурную арену вышло сразу несколько замечательных стилей. Это неовизантийский, неорусский и модерн стили. Эпоха «национального романтизма» породила подлинные шедевры имперской храмовой архитектуры, это Марфо-Мариинская обитель в Москве, Свято-Владимирский собор в Киеве и Никольский морской собор в Кронштадте и Христо-Рождественский собор в Риге и собор Александра Невского в Таллинне, Иоанновский монастырь на Карповке в Петербурге, Феодоровский Государев собор в Царском Селе и многие другие .
Многие из строившихся тогда храмов созидались и украшались на личные пожертвования Государей Императоров и членов Царской фамилии. Особенно в этом отличился Государь Николай Второй, за время его правления было построено наибольшее количество храмов. Именно предреволюционная эпоха дала плеяду выдающихся архитекторов таких как: Р. Клейн, А. Щусев, И. Рерберг, И. Жолтовский, А. Померанцев, Л. Бенуа, В. Косяков, В.Шухов. И сейчас настала пора вспомнить и поговорить о двух, практически забытых ныне, разрушенных замечательных соборах носивших имя великого русского святого Александра Невского, торжественно заложенных и строившихся почти одновременно и имеющих общую трагическую судьбу.
Это храм Александра Невского в Варшаве и храм Александра Невского в Москве, памяти освобождения крестьян от крепостной зависимости, на Миусской площади. Оба храма имели грандиозные размеры и строились по проектам известных и опытных архитекторов. Пятикупольный собор Александа Невского в Варшаве на Саксонской площади, столице Царства Польского, являющегося в то время составной частью Российской империи. Построенный по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа в неорусском стиле и вмещал 2.5 тысячи человек. Его отдельно стоящая, 70 метровая, столпообразная колокольня, явственно напоминала колокольню Ивана Великого в Московском Кремле и была самым высоким зданием Варшавы.
Лучшие русские иконописцы и художники того времени приняли участие в украшении храма. Отделанный полудрагоценными камнями и металлами, с замечательными мозаиками и росписями, он поистине был жемчужиной европейской храмовой архитектуры. К огромному сожалению, этот шедевр пал жертвой шовинизма и религиозной нетерпимости, присущий тогда, восстановленной польской государственности. В течение с 1922 по 1926 год собор был варварски разрушен, как и многие православные храмы Польши межвоенного периода. Многие события этого сложного периода до сих пор омрачают русско-польские отношения и ждут объективной оценки историков и политиков с обеих сторон.
А вот еще несколько сходных исторических фактов. Такую же участь готовили в 1922 году независимые эстонцы и храму Александра Невского в Таллинне, но там святыню удалось отстоять. Храм-памятник Александра Невского в память об освобождении Болгарии от османского ига в Софии (арх. А. Померанцев) был переименован властями страны, выступившими на стороне Германии в Первой мировой войне и только в 1924 году болгары возвратили храму прежнее название. Одноимённый собор Александра Невского в Москве на Миусской площади, был посвящен пятидесятилетию великого события, освобождения крестьян от крепостной зависимостиhttp://www.pravoslavie.ru/arhiv/50 303 111 601.htm. Автором архитектурного проекта был маститый архитектор Александр Никанорович Померанцев, автор проекта Верхних торговых рядов на Красной площади и знаменитого собора Александра Невского в Софии.
Храм на Миусской площади, был поистине грандиозных размеров, вмещал 6 тысяч человек и имел 21 купол (!) и 70 метров в высоту! Место под храм было освящено в 1904 году, но революция 1905 года отодвинули строительство. Собор был торжественно заложен 22 сентября 1913 года, Московским митрополитом Макарием Невским (ныне канонизированным) и к 1917 году был практически завершен (нижний храм был освящен уже в 1915 году). За исключением нескольких куполов и внутреннего убранства, которое, как и в соборе в Варшаве, разрабатывал В. Васнецов. Революция 17 года остановила отделку величественного храма и поставила вопрос о самом его существовании. Богоборцам-большевикам был не нужен храм во имя классового врага (да, да именно так именовался святой князь в первые десятилетия советской власти!) и память об отмене крепостного права, у них была своя история и герои.
Дальнейшая судьба собора трагична, в 1925 году в нем хотели обустроить первый советский крематорий (!), но проект оказался слишком дорогим, затем Дом Радио, но тоже не получилось, его даже пытались взорвать. Тридцать с лишним лет обветшавшее здание храма простояло полузаброшенным и было снесено в 1952 году. На его фундаменте было возведено типовое здание дворца Пионеров. Вопрос о его воссоздании даже не поднимался в постсоветское время, а жаль! Такова трагическая судьба двух выдающихся храмов, в которой, как в капле воды, отразились катастрофические события 20 века.
Я хотел бы высказать следующую идею. Ведь наверняка сохранились чертежи проектов уничтоженных храмов, есть и многочисленные фотографии последних. Так почему не восстановить их в былой красе и величии, в каком-нибудь из русских городов, на центральной площади? Это было бы данью памяти погибшим святыням и обретением исторических и духовных смыслов нашим многострадальным народом.