Русская линия
Православие.RuЕпископ Стобийский Давид (Нинов)29.01.2014 

Церковь в гонениях и страданиях видит исповедание веры
Беседа с епископом Стобийским Давидом (Ниновым), викарием архиепископа Охридского

Епископ Стобийский Давид (Нинов)В 2002 году значительная часть македонских верующих во главе с тогдашним митрополитом Велесским Иоанном (Вранишковским), ныне архиепископом Охридским, вышла из раскола и восстановила общение с Сербской Православной Церковью. Была образована Православная Охридская Архиепископия. И все эти годы Архиепископия живет фактически в условиях гонений со стороны македонских властей, а владыка Иоанн подвергается постоянным судебным преследованиям по надуманным и ложным обвинениям. Сейчас владыка Иоанн вновь в заключении. О том, каково положение дел в Архиепископии сегодня, что помогает ей не только выживать, но и развиваться в столь неблагоприятных условиях, как воспринимает владыка Иоанн обрушившиеся на него испытания, — беседа с епископом Стобийским Давидом (Ниновым), викарием архиепископа Охридского.

— Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о современном состоянии Православной Охридской Архиепископии и ее положении в Македонии.

— Это состояние радости, которая наполняет сердца людей, — радости соборности Церкви. И это не просто обычная радость, а радость во всей своей полноте. Вам известно, что тот, кто незаслуженно страдает, получает божественное утешение и должен быть сердечно благодарен тем, кто причинил ему несправедливые страдания, и ощущает радость от этого несправедливого гонения. Эту радость мы беспрестанно видим на лице и слышим в голосе заключенного архиепископа Охридского Иоанна. В сущности, радость — это состояние нашей Церкви, которая сквозь века — и в наше время — любовью побеждает своих гонителей, что пребывают в расколе и ереси, и, естественно, никогда не отворачивается от них, а всегда призывает с любовью в лоно Церкви.

В нашей стране известны мемуары Доне Илиевского, опубликованные в книге «Смысл некоторых возражений против автокефалии МПЦ» (Скопье, 1970), где автор недвусмысленно говорит о том, что «в 1967 году на заседании Центрального Комитета Коммунистической партии было принято решение о провозглашении автокефальной Македонской Православной Церкви (МПЦ), которая прекратит все канонические отношения с Сербской Православной Церковью (СПЦ)»! Это решение вышеупомянутого заседания было выполнено, и МПЦ в 1967 году впала в состояние раскола, в котором, к сожалению, находится до настоящего времени.

Странно, что кто-то мог подумать, будто соборное Православие признает такое решение партии!

Руководствуясь чувством пастырской заботы, в начале 1990-х годов, после падения коммунизма, СПЦ начала переговоры о возвращении раскольной МПЦ в лоно соборной Церкви. В 2002 году результатом переговоров стало подписание Нишского договора Комиссией по переговорам МПЦ с согласия раскольнического архиепископа; этот договор был исполнен единственно архиепископом Охридским Иоанном, который воссоединился с Сербской Православной Церковью. С того времени в Республике Македония существует каноническая автономная Охридская Архиепископия, которая действует в канонических рамках Сербской Православной Церкви, а также здесь есть самопровозглашенная раскольническая МПЦ. 28 июня 2002 года (в письме за регистрационным номером 3727) блаженноупокоенный Патриарх Московский и всея Руси Алексий написал блаженноупокоенному Патриарху Сербскому Павлу следующее: «Нас глубоко печалит пребывание верующих Республики Македония вне лона Церкви. Единственное утешение Господне, что один из архиереев Республики Македония — митрополит Велесский Иоанн (сейчас архиепископ Охридский), вступил в каноническое единство и единение с Вашей Святостью, а вместе с этим и со Вселенским Православием. С чем мы и поздравляем этого брата во Христе через Вас и дважды упоминаем его в наших молитвах».

Но с 2002 года, из-за вступления архиепископа Охридского Иоанна в единство с Церковью, раскольники начали гонения против него и канонической Церкви. Каноническая Церковь приняла эти гонения с радостью, питая надежду, что раскольники зададут себе существенно важный вопрос: «Чего мы добились этими преследованиями?», поняв, что гонениями они наносят вред только самим себе, так как эти притеснения ни к чему не ведут; в конце концов они, как люди, которые не создавали, а лишь унаследовали раскол, поймут, что им нетрудно вернуться к спасительной соборности и единству Православия. И несмотря на всё то, что они совершили против Церкви, — повторюсь еще раз — всё Православие ждет их!

— Недавно стало известно о новом приговоре архиепископу Охридскому Иоанну. В чем обвиняют владыку? Насколько обоснованны эти обвинения, и что в действительности стоит за ними?

— Архиепископу Охридскому Иоанну предъявляли самые различные обвинения. Представьте себе, архиепископ Охридский Иоанн, который проповедует и всей сутью своей жизни свидетельствует о евангельской любви, был обвинен даже в разжигании религиозной ненависти — только потому, что вступил в единство с Церковью, за что и попал в заключение. Когда такого рода обвинения оказались несостоятельными, раскольники инкриминировали ему финансовые махинации. Пока он был митрополитом МПЦ, церковные финансовые инспекции не имели претензий к архиепископу Охридскому Иоанну, видели только лучшие показатели служения — естественно, тогда его ни в чем не обвиняли. Но как только он вступил в единство с Сербской Православной Церковью, он сразу же стал мишенью — был атакован всякого рода ложными наветами, при этом самим руководством раскольнической МПЦ. Но если бы раскольнические епископы уважали церковные каноны, они соблюдали бы и канон 9 (IV Вселенского Собора), которым устанавливается, что церковные лица не должны судиться в мирских судах. Но в течение последних 11 лет по директиве раскольнической МПЦ архиепископ Охридский Иоанн был приговорен к заключению в тюрьму семь раз, а в последнее время гонения коснулись и других епископов, монашества и верующих Архиепископии.

В этом году наша Церковь отмечала 1700-летие принятия Миланского эдикта, которым гарантируется свобода вероисповедания. Святой царь Константин понял, что невозможно силой и по приказу заставить человека верить или не верить. Видимо, то, что понял святой царь Константин, в нашей стране никому не понятно! И после принятия Миланского эдикта как можно в XXI веке насильно заставлять людей быть частью раскола! Это немыслимо! Святой царь знал, что ни одно общество не выживет, если каждому гражданину не будет обеспечено главное — вера, искренность, свобода. Как могут отмечать этот значимый юбилей те, кто находятся в расколе, преследуя свободу выбора принадлежать соборному Православию, — нам невозможно и представить! И демократия без уважения свободы вероисповедания — это не демократия!

И всё же пусть празднование годовщины принятия Миланского эдикта подвигнет всех жителей нашей страны задуматься и понять значение этого события, чтобы празднование это оказалось достойным. Пусть этот год станет годом окончательного освобождения архиепископа Иоанна, годом прекращения гонений за веру и годом начала возврата раскольников к единству Церкви.

— Каково здоровье архиепископа, как он воспринимает обрушившиеся на него испытания?

— Суд еще в марте этого года одобрил рекомендации врачей по поводу операции архиепископу Охридскому Иоанну, необходимость которой возникла из-за проблем со здоровьем, появившихся у него во время его тюремных злоключений. Но до сих пор по неизвестным причинам эта операция так и не была проведена! Архиепископ Охридский Иоанн также страдает диабетом. Условия его пребывания в камере предварительного заключения и в тюрьме ниже стандартных. За плохие условия содержания заключенных наше общество постоянно подвергается международной критике. Об этом недавно говорил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий во время проповеди на литургии в Скопье: «Блаженнейший Архиепископ Иоанн мог бы оставаться там, где и был, — в расколе, — и не был бы тогда в заключении шесть раз, и, опять-таки, не находился бы в заключении в настоящее время. Создается впечатление, что его не просто отправили в тюрьму, но демонская и злая сила использует все возможные средства, чтобы его убить, — это мое мнение, сложившееся у меня по приезде сюда. К сожалению, отношение властей в этом государстве к нему, а через него и к вам, — это просто-напросто способ его уничтожить, по-другому объяснить их поступки невозможно!»

Но необходимо подчеркнуть, что архиепископ Охридский Иоанн, пребывая в тюрьме, свободен, и этим показывает, что, к сожалению, есть люди, которые могут быть в тюрьме, и находясь вне ее стен. Архиепископ Иоанн понимает свободу как единство, объединение, соборность в Церкви, в то время как раскольники понимают свободу как всеобъемлющее освобождение от других, что представляет собой самый суровый вид самолюбия.

— В этом году также состоялся процесс против едва ли не всех архиереев, клириков и игумений Православной Охридской Архиепископии. Расскажите о нем.

— Да, епископы, монастыри и верные люди Охридской Архиепископии изъявили желание личными средствами помочь Архиепископии, но раскольники придумали обвинение, что якобы это были средства архиепископа Охридского Иоанна, которые он взял у раскольной МПЦ 15 лет назад! В сущности, как и во времена однопартийной системы, это обвинение — в который раз — значило свободный доступ полиции в епископские канцелярии, монастыри, дома прихожан с целью забрать всё, что можно, даже книги записи крещений и венчаний (к слову, эти книги не отбирали даже при коммунистической власти и во времена Оттоманской империи), а были и случаи физического насилия, примененного к некоторым монахиням. Свидетелями против канонической Церкви и в этом судебном процессе вновь стали раскольнические клирики, которые требуют осуждения архиепископа Охридского Иоанна! Суд приговорил архиепископа Охридского Иоанна к трем годам лишения свободы, всех других — епископов, монашество и прихожан (всего 19 человек) — к двум годам тюремного заключения условно; также было конфисковано имущество Архиепископии.

Вашим читателям известны слова Христовы: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Эти слова являются критерием, по которому Соборная Церковь всегда оценивала качество своей жизни. В Республике Македония при коммунистах не было никаких гонений Церкви; напротив, была провозглашена автокефалия. Поэтому архиепископ Охридский Иоанн имеет обыкновение говорить, что сейчас пришла наша очередь немного пострадать. Имея это в виду, мы должны доказать, в силу наших возможностей, что наши сердца там, где наше сокровище, а наше сокровище — в соборности Церкви (см.: Мф. 6: 21).

— Кажется, власти Македонии делают всё, чтобы если не уничтожить, то предельно затруднить существование Охридской Архиепископии. Удалось ли им добиться этого? Каково настроение верующих?

— Мы в автономной Охридской Архиепископии не слышали, чтобы еще где-то в мире проводились одиннадцатилетние гонения и аресты православного епископа только потому, что он, руководствуясь свободой выбора, избрал принадлежность соборной Церкви.

В античном мире жил известный Прокруст, который, выказывая свое «гостеприимство» странствующим, предлагал им для отдыха свое ложе. Если гость был длиннее ложа, ему рубили ноги. Если, наоборот, был короче, его растягивали до смерти. В рабстве Прокруст оставлял лишь тех немногих, чья длина совпадала с его ложем. В XXI веке религиозные претензии изменчивой македонской политики и политическая дрессировка раскольнической МПЦ становятся Прокрустовым ложем для всё большего числа македонских граждан.

Для православных людей клевета — это ужасное проявление ненависти и злобы, а раскольники не перестают клеветать на нашу Церковь перед общественностью. Клевета — это рана для того, кому она наносится. В течение всех вышеупомянутых лет раскольники придумывают различного рода наветы на архиепископа и Архиепископию, но такую клевету старец Иосиф Исихаст называл «оружием самообороны тех, кто имеет комплекс заниженной самооценки, и так как они не могут скрыть собственных бедности и ничтожности, то и занимаются очернением тех, кто выше их».

Цель клеветы — сломить твердость. В Евангелии читаем, что диавол через фарисеев тоже воздвигал ложь на Христа. Автономная Охридская Архиепископия, как носитель соборной любви, терпит и будет терпеть раны от клеветы, всегда руководствуясь примером Христа Господа, Который простил диавольским клеветникам. Соборная Церковь по всему миру, принимая самый тяжелый крест, украшает себя словами из Евангелия: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради» (Мф. 5: 11).

Значит, ответ на ваш вопрос однозначен: верные укрепляются в вере, а раскольники, как мы видим, только теряют, продолжая гонения, так как к нам обращается всё больше людей, которые сострадают Церкви.

— Изменилось ли как-то отношение македонского общества к Охридской Архиепископии за последние годы в связи с этими событиями?

— Предыдущий македонский премьер г-н Любчо Георгиевский открыто заявил (еженедельник «Фокус», № 891/892 от 27.07.2012): «Архиепископ Иоанн является политическим заключенным»! В духе этих слов, похоже высказывались и другие известные профессора (например, профессор университета г-жа Мирьяна Найчевска). Большинство интеллектуалов придерживаются подобного же взгляда. Особенно и в связи с тем, что «Amnesty International» назвала архиепископа Охридского Иоанна «узником совести»; и другие международные доклады говорят о том, что наш суд, преследующий Церковь, — самая коррумпированная и самая проблемная организация нашего общества! Значит, что-то меняется медленно, но уверенно.

Было бы хорошо посмотреть на вышесказанное через призму того, о чем мы не так давно проповедовали на одном из богослужений, а именно, что вековой опыт показывает: те, кто гонят Церковь, всё еще не определились с целью своей истории, ее направления, не знают, куда их приведет, если они продолжат идти тем путем, которым идут! По слову одного современного отца и учителя, история тех, кто гонят Церковь, то есть Христа, представляет собой одно обычное, бесцельное течение и счет каких-то событий. Но мы, в духе нашего православного наследия, не смотрим на историю как на последовательность причин и следствий. Для нас в Церкви история не развивается от начала до конца, но движется от эсхатона и открывается к началу. Не столько важно то, что было, а важно то, что будет! Христос не приходит к нам только из прошлого, а скорее — из будущего! Поэтому мы не можем согласиться с тем, что по прошествии времени вещи для нас становятся хуже и дальше от Истины. Напротив, по прошествии времени вещи для нас становятся все лучше и лучше и все ближе к Истине.

— Кажется, о событиях в Македонии мало осведомлены в других странах. Чувствуете ли вы поддержку остального православного мира?

— Да, и сердечно благодарны за эту поддержку! Мы соборная Церковь и знаем, что когда мы радуемся, тогда и вся Церковь радуется за нас, когда мы страдаем — целая Церковь страдает. Могу добавить еще следующее: мир эти гонения и страдания называет борьбой за свободу веры — Церковь же в гонениях и страданиях видит исповедание веры! Одни делают всё возможное, чтобы гонения прекратились, другие не в состоянии этого делать, третьи смотрят в ожидании, но никто не остается равнодушным.

— Как люди находят путь в Охридскую Архиепископию? Расскажите несколько ярких историй обращений, если можно.

— Раскол опасен, потому что является скрытым неприятелем. Люди легко распознают, когда кто-то принадлежит к другой христианской деноминации, но раскол им узнать тяжело. В расколе никто себя не спрашивает, почему канонические православные архиереи и священники не находятся в евхаристическом союзе с раскольническими клириками, а, наоборот, оправдывают это, оскорбляя канонические Церкви. К примеру, один раскольнический архиепископ заявил, что тот факт, что всё Православие не принимает самопровозглашенную автокефалию МПЦ, является признаком «духовной незрелости» (ТВ «Сител», эфир от 07.10.2012). Люди постоянно подвергаются такого рода пропаганде.

Так что с помощью политической пропаганды, сокрытия сведений, нагнетания страха делается всё для того, чтобы люди просто не понимали, что такое раскол! Предполагаю, что такими же являются и обстоятельства раскола Денисенко в Украине.

Среди нас есть люди, которые, будучи раскольниками, пришли на литургию на Святой Горе Афон или в других соседних Поместных Церквах, и тот факт, что святогорцы, как и священники Поместных Церквей, не позволяют раскольникам причащаться в канонической Церкви, дал возможность многим из них понять, что такое раскол, и вернуться в церковное единство. Другие люди, глядя на гонения Церкви и зная историю раскола, распознали подлинность канонического Православия и вступили в соборность, понимая, что соборность — это нечто, без чего невозможно существовать, что это сущность Церкви. Имеем и случаи, когда раскольнические духовники не могли ответить на вопросы верующих, почему МПЦ не находится в единении соборного Православия, и люди просили священника вместе перейти в соборную Церковь. Есть и случаи, когда некоторые люди, к примеру свидетели Иеговы, вступали в каноническую Церковь. Значит, Господь всегда находит Своих людей! Существенный вопрос, который человек может задать сам себе: почему я не могу быть тем, кого найдет Господь?

— Уже одиннадцать лет Охридская Архиепископия находится в состоянии притеснений и фактически гонений. Что помогает вам выжить и даже развиваться в столь неблагоприятных условиях?

— Воскресение — это стиль жизни православного христианина. Следуя такому устройству жизни, человек, столкнувшись с различными неблагоприятными жизненными ситуациями, всегда поднимается и идет вперед. Находясь в такой крестово-воскресной атмосфере, Церковь беспрестанно стремится к встрече с будущим, встрече с Воскресшим Христом.

Нам помогает то, что каждый человек в автономной Охридской Архиепископии старается во всех людях всегда видеть Воскресшего Христа.

Значит, необходимо за всё прощать — ради Воскресения; и как и сейчас, так и постоянно радоваться и обожать свое существование в канонических литургических собраниях, которые представляют собой конец безысходностям в мире.

Позвольте мне завершить эту нашу беседу, поприветствовав вас и всех ваших читателей самым радостным приветствием: Христос воскресе!

С епископом Стобийским Давидом (Ниновым) беседовал диакон Георгий Максимов

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/66 971.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru