Русская линия
Фома Александр Моисеенков27.01.2014 

Икона мученицы Татьяны
Как изображаются мученицы на канонических иконах

Святые мученицы. Мозаика. VI век. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия:

Святые мученицы. Мозаика. VI век. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия.

Если вам посчастливится побывать в североитальянском городе Равенна, то обязательно посетите местные раннехристианские храмы, даже если это будет стоить определенных дополнительных денег. Внешне восемь равеннских церквей византийской эпохи мало чем примечательны, зато внутри хранят бесценное сокровище — древние мозаики, которые были созданы гениальными мастерами в VI веке.

На стенах одного из зданий — базилики Сант-Аполлинаре-Нуово — можно увидеть необычную композицию: вдоль центральной галереи расположены фигуры юношей и девушек, которые шествуют в сторону алтаря торжественной процессией. Все ее участники облачены в белые и золотые одежды с роскошной вышивкой и драгоценными накладками, а в руках у них — венки триумфаторов. Их лица излучают внутренний свет и покой, гармонию и радость. Всматриваясь в них, ощущаешь, что эти взгляды принадлежат тем, кто уже достиг Вечности и немеркнущей небесной славы.

На древних мозаиках Равенны представлен наиболее ранний канон изображения святых мучеников, который в дальнейшем претерпел в Византии некоторые изменения, однако в целом дошел до нас в первозданном виде. На любой иконе или настенном изображении человек, который пострадал за веру и пролил свою кровь во имя Христа, предстает перед молящимся примерно в таком виде:

На плечи мужчин накинут плащ, а женщины с головой покрыты накидкой, которые оставляют видимым лишь лицо и шею. Цвет плаща и накидки может быть разным, но обычно плащ — красный, а накидка — белая. Традиционно белый символизирует чистоту и непорочность, а красный — ту самую кровь, обагрившую тело мученика в момент страданий. Еще плащ является намеком на странничество — первые христиане всегда говорили, что их Отечество находится на Небе, и что на земле они всего лишь пришельцы и скитальцы, нигде не останавливающиеся подолгу и ни к чему не привязывающиеся. В правой руке изображаемого святого вне зависимости от пола и возраста чаще всего можно видеть крест. Это многозначный символ, говорящий сразу о нескольких вещах.

Во-первых, мученичество является уподоблением тому самому Крестному Пути, который был пройден самим Спасителем. В Евангелии Он неоднократно повторяет, что каждый истинно верующий в Него должен взять в руки свой крест и следовать за Ним. Кресты бывают разыми, но самый славный и трудный из них — это страдания и смерть за веру. Это наивысшая форма реализации призыва, обращенного Спасителем ко всем людям.

Во-вторых, мученики нередко погибали именно на кресте, который до окончательной победы христианства оставался одним из самых распространенных орудий казни. Верующих не только распинали, но и использовали в качестве мишени для стрельбы, приманки для хищников или «топлива» для освещения улиц. Однако какой бы изощренной ни была казнь, ее основой был крест. Он является самым главным и узнаваемым символом смерти за Истину.

И все-таки этот список значений не исчерпывается столь скорбными понятиями, поскольку есть еще и третий — самый радостный смысл. Крест — это символ победы. Как Господь, который страдал и умер на Кресте, на нем же и им же смог ниспровергнуть дьявола, так и мученики — распятые и расстрелянные, задушенные и растерзанные, забитые и утопленные — своей смертью победили своих мучителей, показав, что Правда Божья и Его святая Церковь несравненно сильнее любого зла, даже самого страшного и гнусного.

О победе говорит и другая деталь мученической иконы — венец, золотой обруч, диадема или любое другое головное украшение, которое довольно часто встречается на изображениях подобного типа. Дело в том, что венок издавна использовался как знак величия, славы и превосходства. Как знак триумфа. Конечно, мученики были лишены всяких претензий на почет и уважение. Но мы-то их чтим за мужество и верность, потому и подчеркиваем адекватными художественными приемами ту великую духовную высоту, на которую Господь поднял этих людей. И на которую они сами постарались подняться.

Святая мученица ТатьянаСвятая мученица Татьяна

Среди них была и римская девушка по имени Татиана. Она родилась в семье тайного христианина, давшего ей блестящее образование и привившего глубокую веру. Когда девочка была ребенком, для христиан наступили более-менее сносные времена, гонения хоть и не прекращались, однако носили очень ограниченный характер. Но когда Татиана перешагнула порог юности, то вступила в совсем другую эпоху — Церковь снова начали преследовать с невиданным доселе размахом. И вскоре девушка засвидетельствовала свою веру кровью.

Сначала ей предложили просто проявить лояльность к имперскому культу и принести жертву богам. Она отказалась. Более того, по ее молитвам произошло чудо — внезапные подземные толчки разрушили статую, перед которой разыгрывалась вся эта драма. Ее сочли колдуньей и подвергли пыткам — сначала били ремнями с металлическими крючьями на концах, бритвами резали тело, выбирая самые нежные участки и стремясь вызвать обильное кровотечение, затем били палками. Но каждый раз Господь полностью восстанавливал силы подвижницы, и после очередной пытки она представала пред палачами целой и невредимой. Многие воины, видя ее мужество, сами уверовали во Христа, однако большинство очевидцев остались глухи и продолжали дальне мучить святую. После того, как девушке отрезали грудь, ее отдали на съедение Льву, но тот не притронулся к ней.

Не коснулся ее и огонь, в который бросили девушку ослепленные злобой гонители. Полагая, что все эти чудеса происходят благодаря колдовству, Татиану остригли, ибо считалось, что сила ведьмы находится именно в волосах. На пару дней ее, ослабленную и, казалось бы, морально уничтоженную, заперли в одном из римских храмов. Однако через пару дней обнаружилось, что юная христианка полна сил и бодрости, а посреди капища лежит главный его идол — поверженный и разбитый. Видя, что все старания тщетны, и что девушка непреклонна, мучители отрубили ей голову.

Вот так молодая римлянка из славного консульского рода стала одной из тех тысяч дев и жен, которые глядят на нас со стен святых храмов. Они — участницы той вечной радостной процессии, которая движется ко Христу и приносит Ему самые главные дары человечества — веру, смирение и святость. И они не просто участвуют в торжественном небесном шествии, но и нас зовут с собою. Чтобы и мы, исполнив евангельские заповеди, вместе со святыми вошли в великий чертог Вечности.

http://www.foma.ru/ikonyi-mucheniczyi-tatyanyi.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика