Русская линия
Святая гораМонах Никодим (афонский монастырь Св Павла)21.01.2014 

О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце
Корреспондент AgionOros.ru встретился с монахом Никодимом, сопровождающим Дары Волхвов в России, Белоруссии и Украине

— В последнее время многие православные считают поклонение Святыням необязательным и даже излишним.

— Главное к чему должен стремиться православный христианин — жить духовной жизнью, жить в соответствии с Евангелием, оставленным нам нашим Господом Иисусом Христом.

Поклонение Святыням — не самоцель, но оно помогает нам укрепиться в Вере. Это важная часть жизни христианина.

Без Покаяния, без Исповеди, без Святого Причащения, без регулярного посещения храма достигнуть Спасения едва ли возможно. Таинства Церкви возрождают человека и дают ему жизнь.

— Часто можно слышать, что многие среди тех кто стоит в очереди к Святыням относятся к ним как к предметам, по-язычески ждёт от них исцеления…

— Так говорить неправильно. Каждый человек — тайна. Нельзя судить только по внешнему виду и поведению людей.

Отец Никодим со списком иконы «Достойно есть» (на фото справа)Отец Никодим со списком иконы «Достойно есть» (на фото справа)

Я неоднократно сопровождал афонские Святыни и могу с уверенностью сказать, что большинство людей подходит к ним осознанно. Люди знают, чего ищут. Идут к Богу, а не к предметам.

Паломничество к Святыням помогает в укреплении Веры, помогает крепче встать на путь духовной жизни по Евангелию.

Но спасаемся мы в Церкви, через участие в Таинствах.

— Отец Никодим, Вы занимались изучением наследия ученика преподобного Силуана Афонского архимандрита Софрония Сахарова, были знакомы с современными афонскими подвижниками. Расскажите об этом нашим читателям.

— К сожалению, с отцом Софронием лично познакомиться мне не довелось. У меня было благословение поехать в монастырь старца в Великобританию. Но обстоятельства сложились так, что поездка не состоялась.

Милостью Божией я много лет общался со старцем Ефремом (Катунакским) и старцем Паисием Святогорцем (Эзнепидисом). Они мне очень помогли в духовной жизни.

Отец Ефрем был святым человеком, настоящим подвижником-исихастом. Его жизнь была безраздельно посвящена молитве.

— Расскажите нам о старце Паисии Святогорце.

— Этот случай произошёл в 1989 году. Наш монастырь Святого Павла в течении нескольких лет регулярно посещал паломник. Стелиос К.1 работал в большом государственном учреждении. Он не был воцерковлён и жил мирской жизнью, но при этом был очень хорошим человеком. В разговоре со мной он поведал, что столкнулся с какой-то серьёзной проблемой. Он не стал посвящать меня в подробности, а лишь попросил совета: «Не знаю что мне делать. У меня очень тяжёлая ситуация. Посоветуй к кому мне обратиться. Мне нужен человек, который мне поможет». Я рекомендовал ему пойти к нашему старцу — отцу Парфению, но паломник сказал, что стесняется идти к игумену и попросил помочь найти ему другого духовника. Тогда я решил направить его к отцу Ефрему Катунакскому (я хорошо знал старца и имел от него благословение в экстренных случаях направлять к нему людей):

Слева направо: старцы Ефрем Филофейский, Ефрем Катунакский и Иосиф ВатопедскийСлева направо: старцы Ефрем Филофейский, Ефрем Катунакский и Иосиф Ватопедский

— В Катунаках живёт отец Ефрем. Святой человек, настоящий подвижник. Слышал про него?

— Нет. Может быть есть ещё кто-нибудь?

— Чего же ты ищешь? Выбираешь словно товар в магазине.

— Да, я хочу обо всём расспросить…

— Рядом с Кареей2 живёт старец Паисий. Слышал про него? К нему за советом стекается огромное число людей. Он тебе обязательно поможет.

— Хорошо, я пойду к нему.

Я объяснил Стелиосу как добраться до келии старца Паисия, однако тот к нему не поехал. Скорее всего его отпугнула непростая дорога: транспортное сообщение на Святой Горе в то время было развито гораздо хуже, и путь к келии старца Паисия от монастыря Святого Павла был весьма утомителен и долог.

Опасаясь опоздать на свою работу, паломник решил отложить визит к старцу на другой раз. Новые житейские заботы вынуждали его вновь и вновь откладывать поездку на Святую Гору.

Несколько дней спустя к старцу Паисию пришёл человек, который жил по соседству с господином Стелиосом, о котором я веду свой рассказ. Они разговорились и отец Паисий спросил у своего гостя, откуда он. Паломник назвал свою деревню. Тогда старец спросил:

— А деревня … (тут он назвал селение откуда родом был мой знакомый, которому я рекомендовал обратиться к старцу) недалеко от твоего села?

— Нет, отче, это соседнее с нами селение.

— Пойди и найди господина Стелиоса К. И скажи ему, что я буду его ждать здесь, в своей келье. Когда хочет — пусть приходит, я никуда не уеду.

Паломник выполнил поручение отца Паисия: разыскал Стелиоса К. и рассказал ему о разговоре со старцем. От удивления тот чуть не лишился чувств, но потом, взглянув на случившееся с рациональной точки зрения, решил, что отец Никодим успел встретиться со старцем Паисием и рассказал ему о том, что Стелиос собирается прийти к нему за советом.

Через несколько дней среди посетивших Паисия Святогорца паломников оказался другой односельчанин Стелиоса. Они разговорились и старец Паисий, узнав откуда он приехал, поручил своему гостю разыскать господина С. К. и предать ему, что он будет ждать его в своей келье.

В этот раз Стелиос не особенно удивился вести от Паисия Святогорца, так как окончательно убедил себя в том, что отец Никодим каким-то образом успел рассказать о нём старцу Паисию.

Прошло ещё несколько дней, и Стелиос наконец отправился на Святую Гору. Но прибыв на место, он решил сначала заехать в монастырь Святого Павла. Увидев его я сразу спросил:

— Ты был у старца Паисия?

— Нет. А ты сам у него был?

— Да.

— Когда?

— Год назад, видел его в Карее.

— А вот сейчас, недавно, после того как мы с тобой встретились несколько недель назад — ты с ним виделся?

— Нет.

— Что ты мне говоришь, отче! Я сейчас в обморок упаду!

— Почему?

Тогда Стелиос рассказал мне, как старец Паисий несколько раз приглашал его к себе в келью. Он был потрясён случившимся и всё время повторял:

— Что же это старец за человек такой! Он всё знает. Не поеду к нему. Боюсь!

— Чего же ты испугался? Другие часами стоят в очереди, чтобы увидеть старца. А тебя он сам позвал к себе!

— Всё равно один не поеду. Боюсь! Только если ты поедешь вместе со мной.

Очевидно было, что диавол стремиться под любым предлогом не допустить встречи моего знакомого со старцем Паисием. Осознавая это, я пошёл к игумену и взял у него благословение на то, чтобы сопровождать Стелиоса в столицу Афона.

Я до сих помню, что это была суббота, 23 сентября. Около келии старца Паисия была внушительная толпа из 50−60 человек. Одни уходили (не дождавшись старца), но на смену им приходили новые посетители. Из разговоров паломников мы поняли, что старца нет в келье. Одни говорили, что отец Паисий ушёл в лес, другие — что его вообще нет на Афоне.

Вспомнив о том, что старец неоднократно сообщал Стелиосу что «он будет дожидаться его в своей келье и никуда не уедет», я решил что отец Паисий должен быть у себя. Вместе со Стелиосом мы стали его терпеливо дожидаться. Окружающие постоянно находились в движении: одни паломники уходили, но их место занимали новые посетители. В этот период молва о Паисии Святогорце распространилась уже повсеместно: «посмотреть» на него ежедневно приходило большое число людей.

Уже вечерело, когда мы увидели, что старец вышел на балкон (мы сидели с другой стороны от центрального входа в келью). Когда он открыл дверь, все к нему устремились. Кто-то хватал его за одежду, кто-то пытался поцеловать его руки. По своему смирению отец Паисий старался избегать таких проявлений почитания, но в народном сознании он уже считался Святым и избежать их не представлялось невозможным. Среди тех, кто окружил старца плотным кольцом, не было моего знакомого. Стелиос, подобно дикому зверю который прячется при виде человека, забился в самый отдалённый угол двора. Но старец Паисий попросил толпу расступиться и прямиком направился к моему знакомому. Они остались наедине и разговаривали стоя на ногах прямо посреди двора его кельи. Их беседа продолжалась не больше чем четыре минуты. Я не знаю, о чём они говорили и что произошло за эти короткие мгновения. Но после встречи со старцем Паисием, господин С.К. полностью изменил свою жизнь и мировоззрение. Он воцерковился и стал настоящим православным христианином, образцом для подражания.

— Поразительно…

— Я был свидетелем ещё многих подобных случаев. Все, кто хотя бы на несколько мгновений оказывались рядом с Паисием Святогорцем, получали какой-то духовный опыт. Встреча с ним не могла пройти без последствий, впустую.

Первый раз я посетил старца Паисия 24 августа 1976 года. В этот период у него было ещё совсем немного посетителей. Старец жил тогда не в Панагуде, а в келье Воздвижения Креста Господня.

Я постучал в дверь, но никто мне не отворил. Постучал ещё раз и увидел старца Паисия:

— Что ты хочешь?

— Можно войти? Хочу поговорить с Вами.

— Подожди немного.

Видимо я оторвал его от молитвы. Вскоре он открыл мне дверь и попросил подождать его «две минуты» в тени большого дерева, которое росло рядом с его келией. Ожидание растянулось и старец вышел ко мне через полчаса. Он спросил меня, «что я хочу» и «есть ли у меня какие-то духовные проблемы». А проблемы, надо сказать, у меня были очень серьёзные. Я долго рассказывал старцу о своих трудностях, буквально излил перед ним свою душу. Он начал отвечать мне очень простыми словами. Старец всё говорил и говорил, а внутри у меня вертелись мысли: «У нас в монастыре столько опытных монахов. Эти советы я мог услышать и от них. Отец Паисий не говорит ничего особенного. Стоило ради этого идти в такую даль?». Мы сидели вдвоём очень долго, другие посетители к старцу не приходили. По-моему мы провели в беседе больше шести часов. На прощание старец подарил мне изготовленную им резную икону Пресвятой Богородицы. Я обрадовался, что получил от него благословение, но внутри продолжал терзаться мыслями, что ничего по сути внутри у меня не изменилось. Обратный путь начинался небольшим подъёмом и я шёл погружённый в свои размышления. Чтобы преодолеть путь от келии старца до главной дороги необходимо было потратить не более 30 секунд. И пока я шёл в этот небольшой подъём рухнули все основы моего прежнего мировоззрения. Я судорожно пытался убедить себя в своей правоте: «Нет, старец не прав. Всё не так, как он говорит», но его слова словно лавина смыли ветхие конструкции моих прежних убеждений и сомнений. Только тогда я понял, что это за человек. Я осознал, что старец Паисий Святой и я бегом бросился к его келье, чтобы поблагодарить его за вразумление и решение всех беспокоивших меня проблем. Но дверь его домика была уже закрыта.

Представляете! Целых шесть часов старец потратил на то, чтобы освободить меня от одолевших меня помыслов и вернуть меня на путь истины. А на само преображение потребовались считанные секунды!

С той нашей самой первой встречи я не сомневаюсь, что старец Паисий — Святой.

Расскажу Вам ещё один случай. Однажды на Светлой Седмице мы [несколько монахов из обители Святого Павла] решили навестить старца Паисия, однако не застали его на месте. Один из близких к Паисию Святогорцу иноков рассказал, что старец пошёл навестить отца Иродиона (известного румынского подвижника, о нём недавно издали книгу). Мы прождали его некоторое время, но потом решили, что уже не дождёмся его, и пошли к отцу Моисею. Спустя некоторое время сели на внедорожник и оправились в обратный путь в Агиу Павлу.

По дороге мы встретили отца Паисия, который пешком возвращался в свою келью. Мы остановили машину и обменялись с ним пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!». Старец сказал, что сейчас не сможет нас принять и пригласил приехать к нему в другой раз. Когда он выходил из машины, я заметил что в руках у отца Паисия были чётки-трёхсотки3. Промыслительно, у меня тоже с собой были чётки такого же размера. Я всегда брал с собой маленькие чётки, а в этот день «почему-то» взял с собой большие. Я подумал, что это совпадение не случайно и решил попросить старца отдать мне свои чётки в качестве благословения (взамен хотел отдать ему свои, чтобы не причинить ему ущерба). Я попросил остановить машину, которая уже набрала ход, и побежал отцу Паисию вдогонку. Он отнёсся к моей просьбе благосклонно. Чётки старца я храню до сих пор.

— В этом году исполняется 235 лет со дня мученической кончины великого афонского Святого — равноапостольного Космы Этолийского. Какова его роль в истории Православной Церкви?

— Некоторые люди предназначены Богом к творению великих дел. Они призваны изменить ход истории и стать столпами в основании Православной Веры.

Один из таких — святой Косма Этолийский. Его жизнь — пример подлинной святости. Если бы не этот подвижник, Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией.

Святой Косма не ставил перед собой великих задач: стать апостолом, миссионером, проповедником. Он поставил перед собой только одну единственную цель — стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу. Поэтому его служение увенчалось такими богатыми плодами. Слова проповеди Святого были наполнены столь глубоким смыслом именно потому, что его поучения были плодом его святой жизни и Божественного Просвещения.

Мы, православные, очень многим обязаны святому Косме. Не только греки, но все православные христиане. Святые шире государственных границ.

— Отец Никодим, хочу Вас попросить обратиться со словом утешения к тем, кто по той или иной причине не сможет поклониться Дарам волхвов.

— Дай Бог, чтобы успели все желающие. Но в Русской Православной Церкви миллионы верующих и это, к сожалению, едва ли возможно.

Когда я учился в начальной школе, наш учитель говорил: «И намерение тоже оценивается». Похожие слова есть и в Последовании ко Святому Причащению в молитве святого Симеона Нового Богослова: «Не таится тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая». То есть даже самое незначительное наше благоговение и покаяние, которое мы приносим Богу, Он не оставит без внимания и награды. За доброе расположение души и желание поклониться святыне — Господь воздаст каждому.


1 Фамилия указана не полностью по просьбе отца Никодима.

2 Карея — столица Афона.

3 Чётки, состоящие из трёхсот узлов.

http://www.agionoros.ru/docs/955.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru