Святая гора | Афанасий Зоитакис | 16.01.2014 |
— Является ли точка зрения, согласно которой Дары Волхвов — подделка, общепринятой в научных кругах?
— Нет, отрицание подлинности Даров Волхвов — лишь одна из точек зрения (и при этом не преобладающая).
Большинство серьёзных историков вообще не высказывается на эту тему. Дело в том, что в основе исторических исследований лежит изучение анализов письменных, вещественных и устных источников. В случае с Дарами Волхвов, имеющаяся в распоряжении ученных источниковая база не даёт оснований для каких-то однозначных выводов.
Поэтому возгласы «Караул! Подделка!» воспринимаются большинством учёных иронически.
— Но всё-таки многие СМИ и представители общественности ухватились за этот лозунг.
— Естественно. Уже в эпоху Европейского Просвещения Божественное откровение уступило место «откровению» всеобъемлющего, всесильного и самодостаточного Разума, который имеет силу «просвещать» человека (т.е. фактически наделяется божественными свойствами). Всё сверхъестественное и сверхрациональное, то есть то что нельзя объяснить с точки зрения сухой рассудочности — стало отрицаться и было объявлено «мракобесием».
Просветительские идеи легли в основу европейской науки нового времени и породили большую часть идеологических систем XVIII-XX столетия. Естественно, они повлияли и на мировоззрение современных людей.
Рационалистическому сознанию присуще или полное отрицание Бога, или же исключение его из человеческой истории и низведение до уровня «великого часовщика Вселенной», который однажды запустил законы природы и теперь безучастно наблюдает за своим творением.
Любое чудо, любое проявление сверхъестественного не вписывается в эту схему и потому отрицается с таким упорством.
Вспомните Евангельскую притчу о Лазаре. Осуждённый на вечные мучения богач просит Авраама послать бедняка к своим оставшимся на земле братьям: «Если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят"1.
Именно поэтому даже если завтра будет неопровержимо с научной точки зрения доказано, что Дары Волхвов подлинные, оппоненты Церкви скажут: «Ну ладно, а вот Пояс Богородицы — это точно подделка» или «Крещенская вода не портится потому, что её освящают серебряным крестом».
И так они будут биться за каждый рубеж: всему, что необъяснимо с рациональной точки зрения, будут стараться найти логическую интерпретацию. Объективные ученые (как из сферы естественных, так и гуманитарных наук) признают, что огромное число явлений, которые верующие относят к сфере чуда, современная наука объяснить не может2.
— Скажите, в случае с Дарами Волхвов часто ссылаются на Церковное, в частности афонское предание. Может ли предание быть историческим источником?
— Да. В христианстве (особенно в Православной Церкви) значительная часть церковного учения относится к сфере Предания.
Память о жизни и словах Христа3 передавалась из уст в уста, от человека к человеку, так и возникло устное предание. Оно существовало в памяти отдельных людей, но в то же время было и выражением веры Церкви.
Свт. Ириней Лионский
Первыми хранителями апостольского предания были непосредственные ученики апостолов, они, в свою очередь, передавали предание своим преемникам. Приведу свидетельство о таком способе хранения предания святителя Иринея Лионского, ученика святителя Поликарпа Смирнского (из письма Флорину): «Быв ещё отроком, я видел тебя в нижней Азии у Поликарпа. Тогдашнее я помню твёрже, чем недавнее; потому что познания детского возраста, укрепляясь вместе с душою, укореняются в ней. Так я могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу указать все входы и исходы его; начертать образ его жизни и внешний вид; изложить его беседы с народом; описать его общение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа; изобразить, как он сам припоминал слова их, как и что слышал от них о Господе, как он пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни. Я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда хранить их в свежей памяти».
— А почему такая категория как Предание особенно характерна для Православия?
Существование этой особой категории исторических источников связано с особенностью православной традиции, где передача духовного опыта осуществляется из поколения в поколение. Речь идёт о так называемом «живом предании». Ученики хранят память о своих старцах, духовные чада о своих наставниках, слушатели о проповедниках и миссионерах (а вся Церковь хранит память о Господе). Память эта может передаваться как в вещественной и письменной форме, так и в виде устной традиции.
Ученики и последователи старцев, миссионеров и проповедников бережно хранят наследие своих наставников и учителей, причём не только на коротком временном отрезке, но и на протяжении нескольких столетий.
Естественно, что и все Святыни, связанные с земной жизнью Господа и Пресвятой Богородицы всегда хранились христианами с особым трепетом и благоговением. Некоторые из них погибли в ходе военных действий и природных катаклизмов, но есть и те, что сохранились до нашего времени.
— Почему многие Святыни сохранились именно на Святой Горе Афон?
— Этому способствовали уникальные исторические условия. Святая Гора неоднократно находилась под иноземным владычеством и подвергалась пиратским набегам, но монашеская жизнь здесь никогда не прерывалась. Святыни, рукописи, книги, иконы бережно хранились и передавались монахами из поколение в поколение.
— А что такое «афонское предание»?
Его существование напрямую связано с многовековой традицией старчества: непрерывная цепь преемственности «старец — ученики» не прекращается на Афоне вот уже многие столетия. Поэтому современные монахи могут рассказать не только о своих непосредственных духовных руководителях, но и об их предшественниках и духовных наставниках. Эти рассказы передаются монахами из поколения в поколение, от старца к его ученикам, подобным же образом передаётся и «живое предание», которое и по сей день сохраняет свою актуальность и уникальность.
Историк, занимающийся изучением Святой Горы, не может опираться исключительно лишь на письменные источники. Например, запрет на посещение Афона женщинами существовал задолго до того времени, когда он впервые упоминается в письменных документах. Монашество также по всей видимости появилось на Афоне раньше, чем в период 840−860 гг. (на эти даты указывают многие западные историки, ссылаясь опять же на отсутствие более ранних письменных свидетельств).
Изучая афонское духовное наследие (в том числе и христианские Святыни), надо опираться на всю совокупность исторических источников, избегая поспешных (и тем более ангажированных) выводов.
2. http://www.pravoslavie.ru/put/svjatyni/alsvirsk.htm
3. Равно как и связанные с Его земной жизнью предметы.
http://www.agionoros.ru/docs/941.html
|