Русская линия | Игумен Кирилл (Сахаров) | 01.01.2014 |
Встреча прошла 27 декабря 2013 г. в резиденции митрополита на Рогожском. Это была уже третья встреча подобного рода. На сей раз участниками встречи были: писатели В.В. Личутин (автор трилогии «Раскол», книг «Душа неизъяснимая», «Размышления о русском народе» и др.) и В.Н. Николаев (лауреат Патриаршей литературной премии имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия); один из постоянных авторов газеты «Завтра» В.И. Карпец; ведущий прямого эфира на радио «Радонеж» М.А. Емельянов-Лукьянчиков; ведущий на радио «Благовещение» Е.Е. Данилов; председатель Белорусского отделения Союза Православных братств, автор книги «Слово и дело Ивана Грозного» В.М. Ерчак; историк Л. Е. Болотин; православный публицист В.А. Капитанчук; член Общественного Совета по возрождению российской деревни В.В. Казарезов; казачий атаман С. Н. Кришталь и др. Со стороны старообрядцев, кроме митрополита, были благочинный старообрядческих церквей Московской области протоиерей Леонтий Пименов, руководитель Информационно-издательского отдела, главный редактор журнала «Церковь» А. В. Антонов и руководитель Учебного совета А.И. Шатохин.
Первым выступил Личутин. Церковный раскол 17-го века он назвал «трагедией, которую не изжить до скончания века» и далее: «Старая вера — свеча неугасимая, это вера мужественных людей, воинов во Христе. Свою трилогию „Раскол“ я написал с болью в сердце»
Карпец говорил о преимуществах старой редакции Символа веры («Его же Царствию несть конца» вместо «не будет конца»). Перспективы уврачевания раскола он видит в действиях грядущего царя, который своей волей положит ему конец через возврат к древнему благочестию.
Николаев подробно рассказал о своих книгах («Живый в помощи», «Из рода в род», «Безотцовщина», «Время подумать о главном»).
На радио «Благовещение», действующего с 2007 года, вышло около 400 передач, в т. ч. несколько на тему древнего благочестия. Ведущий радио Данилов — автор нескольких стихотворений о протопопе Аввакуме и боярыне Морозовой.
У Казарезова, как и у Личутина, предки оказались старообрядцами («Я помню этих степенных людей, проводивших неспешные беседы между собой» — сказал он). Трагедия крестьянства и заброшенная земля — тема его выступления. Реакция о. Леонтия: «Она отдыхает после безпощадной эксплуатации в советское время, ждёт достойных, умелых работников». Владыка сочувственно отнёсся к выступлению Владимира Васильевича и даже процитировал стихотворение Некрасова: «Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол», где они выстояли, благодаря «воле и труду» (владыка поправил поэта — вместо слова «воля» употребил слово «вера»).
Болотин назвал церковную реформу 17-го века величайшим преступлением, продуктом безответственности. Подчеркнул, что справедливо утверждение о том, что между 17-м веком и 17-м годом существует прямая взаимосвязь.
Ерчак рассказал о негативных тенденциях в церковной жизни Белоруссии, о крене руководства республики в сторону Запада и Ватикана. Особо он остановился на деятельности царя Иоанна Грозного.
Как всегда, блистал своими высказываниями и примерами Антонов. Одна насельница монастыря РПЦ МП ему говорила: «Мы всем монастырем смотрели фильм „Раскол“ и плакали. Почему мы не вместе?» Антонов ей в ответ: «Представьте себе, что рядом идут два корабля — один большой, а другой маленький — это лучше, чем, если бы был один «Титаник». И ещё: «Время петушиных боев без правил прошло»; «Приходят неофиты и мочат никониан».
Шатохин (отец пятерых дочерей, между прочим) рассказал о трудностях, которые переживает возглавляемая им община в Муроме Владимирской области (не отводят землю для храма и пр.), о важности «посмотреть друг другу в глаза».
Митрополит реагировал на выступления каждого из участников встречи. Запомнились некоторые его слова: «Здесь территория оптимистов»; «Что значит „врачевать раскол“? Кто врач и кто больной? Кого лечить надо?» О фильме Н. Досталя: «В нём не расставлены акценты: кто прав, кто виноват — не может быть двух истин. По Досталю — все пострадали, ему всех жалко». Тут я рассказал о своей беседе в Суздале с писателем Бахревским, по роману которого поставлен фильм. Не со всем, что показано в фильме, он согласен. В частности, с трактовкой личности царя Алексея Михайловича и боярина Морозова (боярыня Морозова, напротив, по его мнению, представлена неплохо). Еще он заметил, что жизнь на Руси показана слишком мрачновато (реплика владыки: «Сама тема мрачновата»). Рассказал митрополит о том, как в одной из колоний особого режима заключенные построили старообрядческий храм и о том, какой всплеск интереса к старообрядчеству возник после показа фильма Н. Досталя. Ознакомил он собравшихся с обращением Собора Зарубежной Церкви, в котором выражалось покаяние за гонения на ревнителей древнего благочестия (2000 г.). Цитировал Солоневича («Произошла измена своему национальному лицу» и пр.) и Солженицына («В России не будет добра, если не будет покаяния за гонения на ревнителей древнего благочестия»).
Владыке нужно было спешить на важную встречу, я уже стал было «закруглять» выступавших, однако, он сказал: «Я хочу всех послушать». Надо отдать ему должное — он сумел создать благожелательную и непринужденную атмосферу встречи. Сам я, проштудировав перед встречей хронику деятельности митрополии за прошедший год, хотел «блеснуть» эрудицией, но вынужден был из-за дефицита времени смиренно изменить свое намерение.
Один из старообрядцев прижал меня к стене: «Зачем Вам всё это нужно? Что Вами движет?» Я мгновенно отрапортовал: «Желание развенчать зло, уменьшить его объём в мире».
После встречи посетили почти завершенное новое здание Старообрядческой Митрополии. Войдя внутрь, я ахнул: после скромного «лилипута» — нынешней резиденции, в которой проходила наша встреча, новый «Гулливер» поражал размахом и благолепием. Говорю о. Леонтию: «У вас храмов в сто с лишним раз меньше, чем у Московского Патриархата, а здание Митрополии, пожалуй, больше, чем в Даниловом монастыре рабочая резиденция Патриарха».
В выставочном зале ознакомились с экспозицией из 50-ти икон, прошедших реставрацию. Особенно запомнились: икона Спасителя с предстоящими (копия иконы 14-го века в Успенском соборе Кремля), икона с изображениями Богородицы (их около ста), «Притча о мытаре и фарисее» и др.
Выходим из здания. Перед нами — сияющий золотом купол колокольни. О. Леонтий: «Я смотрю на все это — как будто вижу во сне». Я подумал: «Рогожское расправляет плечи» (на сегодняшний день ограждена примерно треть принадлежавшей ему территории). За оградой посетили «Церковную трапезную». Работает она с 7.30 до 23.00. Предлагает большой выбор постных блюд (нас угощали пирожками с клюквой отсюда). На стенах фотографии участников Собора Старообрядческой Церкви в 20-е годы. На одной фотографии мы насчитали 16 епископов. Рядом с трапезной магазин «Казачий улей».
Один из участников встречи по дороге сказал, что на Соборе известный старообрядческий священник ругал меня за мои инициативы, потом «утешил» такими словами: «Дохлую собаку не ругают». А я подумал: «Главное, чтобы она не лаяла на добрых людей». Когда я, как обычно, рассказывал своим о встрече, на этом эпизоде одна простодушная прихожанка, поднеся руку к губам, невольно воскликнула: «Какой ужас! Нашего батюшку с собакой сравнили. Для смирения, что ли?»
http://rusk.ru/st.php?idar=64318
Страницы: | 1 | |