Русская линия
Труд Артур Цериков08.02.2005 

Самолет купили вскладчину
Пилот Озиев всю войну летал на ПО-2, купленном на свои деньги

В июне 1936-го Альберт окончил среднюю школу в селении Новый Урух и отправился в Москву строить метро. Как и многие молодые люди того времени, 17-летний горец мечтал стать летчиком и не пропускал ни одного авиационного праздника в Тушине. Летная карьера Озиева началась в стенах московского аэроклуба, где Альберт получил должность инструктора. Затем учеба в летном училище и распределение в 1939 году на военную службу в «край суровый, пеленой объятый» — на Дальний Восток…

…Здесь его и застала война. Командование отклонило все просьбы Альберта о переводе на фронт: «Здесь вы не менее нужны». В годы войны военную технику для Красной армии покупали предприятия, колхозы и даже частные лица. Мысль купить самолет на свои деньги родилась и у Озиева, а его штурман Виктор Аникеев поддержал друга и морально, и финансово — летчики сдали 40 тысяч рублей в полевую кассу N 257.

Вскоре Озиев и Аникеев были вызваны в Москву, где их тепло встретил командующий 5-й воздушной армией генерал Вершинин, лично направивший боевой экипаж в действующую армию, в расположение 889-го Новороссийского ночного бомбардировочного полка, куда чуть позднее была доставлена и покупка друзей-летчиков — новенький самолет ПО-2.

Новороссийск, Керчь, Севастополь — в боях за эти города Озиев и Аникеев громили с воздуха немецкие позиции, совершая дерзкие рейды и затем как бы растворяясь во мгле ночного неба. Не раз, сбросив на противника смертоносный груз, они вступали в дуэли с фашистскими истребителями. Озиева наградили орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». А летом 1944-го Альберт получил месячный отпуск и на своем самолете прилетел в родное село. Жители Коста-Хетагуровского района Северной Осетии тепло встретили земляка-орденоносца и на общем собрании постановили: собрать средства для закупки самолетов в войсковую часть своего земляка. Что и было сделано — Красная армия получила в подарок целую эскадрилью ночных бомбардировщиков.

Боевой путь отважного летчика продолжался, но уже в компании нового штурмана — Гривцова. Газета «Колхозная правда» от 26 октября 1944 года опубликовала письмо парторга озиевской эскадрильи, старшего лейтенанта Шелеста: «Машина Озиева повреждена. До своей территории не дотянуть. Озиев резко разворачивает самолет и сажает недалеко от колонны противника. Бесстрашный сокол быстро снял с самолета турельный пулемет, штурман вооружился автоматом и завязался неравный бой. Враг, видя свое превосходство, открыл бешенный огонь, но крылатые воины не пали духом и меткими выстрелами уничтожили до 30 гитлеровцев. На выручку к Озиеву и Гривцову прилетели еще два экипажа, и немцы в беспорядке отступили. Группа отважных соколов во главе с Озиевым взяла девять фашистов в плен».

Младший лейтенант Альберт Озиев погиб в боях за Польшу. Друзья рассказали, как погиб Альберт. Шли бои за Польшу. 13 декабря 1944 года, возвращаясь с боевого задания смертельно раненным, с убитым штурманом в кабине, Альберт Озиев, истекая кровью, сумел посадить машину на родном аэродроме. Подбежавшие к самолету однополчане обнаружили Альберта уже мертвым. Похоронен он под Варшавой.

А на стенах рейхстага друзья отважного осетинского сокола рядом со своими автографами оставили надпись: «А.К. Озиев и его самолет».

К сожалению, спустя 60 лет после гибели отважного летчика черное крыло смерти вновь коснулось фамилии Озиевых — в сентябре 2004 года в стенах печально известной бесланской школы N 1 погибли жена родного племянника Альберта Озиева — Марина и ее старший сын Виталий.

От редакции: благодарим ведущего специалиста Центрального госархива РСО-Алания Нодара Федоровича Задиева за помощь в подготовке публикации.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru