Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)25.12.2013 

Градус кипения служения повысился
Заметки с ежегодного собрания московского духовенства

Это собрание, прошедшее в зале церковных соборов храма Христа Спасителя 20 декабря, воспринималось как главное событие месяца. В этот день отмечалась память свт. Амвросия Медиоланского — день ангела архимандрита Амвросия (Юрасова). Ему исполнилось 75 лет. Я был приглашён на юбилей, но из-за собрания (ещё и по причине серьезной травмы) не поехал. Иду по Патриаршему мосту, запаздываю. Наверняка кто-то из контролирующих отцов заметит: «Ближе всех добираться, а опаздываете».

Пытаюсь расположиться слева от президиума — здесь поближе к трапезным залам, где будет чай в перерыве. С трудом нахожу место — почти все кресла заняты. Духовенству велено придти на собрание с наградами. Логично, когда-то же нужно их надевать. Одел ордена св. Александра Невского и св. князя Владимира (это высшая награда УПЦ МП), казачью медаль. Отцы оживлённо реагируют на регалии друг друга. У некоторых маститых протоиереев на груди целые «иконостасы», кое у кого лента через плечо. Огорчился, что не смог найти значок кандидата богословия — может быть придётся приобретать новый (к тому же старый подзаржавел). Как всегда, ищу глазами среди собравшихся древнерусскую камилавку игумена Петра — настоятеля единоверческой церкви св. Николы в Студенцах. Мне бы тоже надо бы приходить в полумантии и в такой же камилавке или скуфье, так как я настоятель старообрядного храма, но я пока никак не решусь.

После 3-го звонка не как обычно — с центра зала, а с левой стороны бодрой походкой в сопровождении небольшой свиты в президиум прошёл Патриарх. Свита едва поспевала за ним. Вспомнилась известная картина, изображающая Петра I с сопровождающими, испытывающими те же затруднения. После общей молитвы Патриарх энергично начал свой доклад. Невозможно было себе представить, чтобы он это стал делать механически, обрушивая на голову собравшихся горы фактов и цифр. Как всегда, динамично, творчески, с небольшими лирическими отступлениями и изредка с легким, ненарочитым юмором разворачивалось послание Предстоятеля к клирикам столичного града. Понравилось намерение систематизировать церковные документы обязательные для исполнения духовенством. Это более действенная мера, чем малоэффективный поиск кем-то из священнослужителей этих документов по отдельности. Очень хорошо: «..перед нами задача поглубже вспахать поле нашей церковной жизни. Надо переходить на индивидуальную работу (т.е необходим индивидуальный подход)». Статистика. Если округлить количество в Москве храмов и часовен всех категорий (приходские, монастырские, домовые и т. д.) то будет их приблизительно 1000. Почти полторы сотни храмов строится. «Программа 200» выполнена примерно на одну десятую. 1800 насельников в 30 с лишним монастырях находится в непосредственном ведении Патриарха. Отмечен заметный рост насельников в Оптиной пустыни. В Москве несут своё служение полторы тысячи священнослужителей и 15 архиереев (всего их в нашей Церкви более 300). Визиты в Китай (это впервые в истории визит сюда русского Патриарха) и Сербию, посещение Афона и пр. 22 архиерейских хиротоний, иерейских в два раза больше (учтено пожелание о. Тихона (Шевкунова) — отметил Патриарх). Особенно отмечены мероприятия в связи с 400-летием династии Романовых. Сформулировано важное кредо: «Церковь должна быть политически нейтральной и её клирики должны быть вне политической борьбы. Но это не значит, однако, что мы не можем давать нравственную оценку тем или иным явлениям, происходящим в обществе».

Странно, ведь я этим и руководствуюсь, почему же тогда меня называют «политизированным игуменом»? Не из-за собственной ли лени и малодушия критиков, опасающихся касаться острых вопросов? Патриарх не опасается. На последнем Всемирном Русском Народном Соборе коснулся «острого вопроса» положения русского народа, а на сей раз проблемы незаконной иммиграции, тесно связанной с ростом религиозного экстремизма (было отмечено, что в Москве десятки тысяч радикалов, ясно от какой религии. Это, между прочим, несколько дивизий).

Я давно размышляю на эту тему. У меня на сей счёт есть свои соображения. На мой взгляд, у нас есть пробел в изъяснении понимания Бога как Единого в Троице Славимого. Это богооткровенная истина раскрывается в Библии. Убиенный о. Даниил Сысоев показал оптимальную методику бесед с мусульманами на эту тему. Нужно начинать разговор с выяснения того, какая книга является Откровением Всевышнего, имеющая безусловный авторитет. Для нас это Библия, как это убедительно показал о. Даниил. Вот и надо, насколько это возможно доступно, раскрывать библейское учение о Боге, подкрепляя его цитатами из Слова Божия. Вспомнилось: «Сей есть истинный Бог и Живот вечный» (о Христе).

Взвешенно подходил Патриарх к вопросу об участии духовенства в телепередачах на общественные темы и выступлений в СМИ. В отличие от жёстких порядков в некоторых епархиях, в Москве в этом вопросе нет закручивания гаек «до нельзя». Ценные указания по налаживанию чёткой и оперативной работы всей вертикали церковной власти. Критика практики непричащения в родительские субботы, на Богоявление и в некоторые другие праздники. «Когда я первый раз служил в Смоленске на Богоявление никто не причащался, а когда я служил в этот день в последний раз — причащались сотни» — отметил Патриарх. Далее: «Исповедь лучше проводить с вечера. Духовные беседы — в отдельное от Богослужения время. Быть осторожнее и деликатнее в принятии на исповеди грехов против седьмой заповеди. Против неудобоносимых объёмов поста и молитв в качестве епитимий. Отмечен положительный рост тех, кто выбрал изучения Основ православной культуры: в Москве в прошлом году таковых было менее 15%, а в этом 20%». После перерыва было живое общение — участники собрания могли задать свои вопросы Предстоятелю как в письменной форме, так и устно (правда, устно только те, кто сидел в центре — доступ к микрофону был только у них).

Запомнились о. Артемий Владимиров, сетующий по поводу легкости разводов и о. Дмитрий Смирнов, ратующий за установку памятных досок на храмах, клирики которых пострадали в годы лихолетий. Говорили отцы о проблемах с трудоустройством выпускников миссионерских отделений, юридической службе для строящихся храмов, собраниях викариатств по важным духовным проблемам и литургическим вопросам.

Один благообразный диакон поднял вопрос, связанный с социальным служением. В итоге под гром аплодисментов он был назначен Патриархом на этот участок (поистине инициатива наказуема). После собрания приходилось слышать: «Патриарх благословил Евангелие читать по-русски». Ничего подобного — «слышали звон ..». На самом деле он только поделился своим опытом: в отдельных случаях совершая, например, крещение (причём было отмечено, что безплатно) он русифицировал евангельские чтения в присутствии не очень воцерковленных людей.

Призыв произносить проповеди «не по бумажке, а от сердца к сердцу, своими словами». Важное указание для настоятелей строящихся храмов: «Служить сразу, не ожидая окончания работ. Приходы формировать с первого дня». На некоторые вопросы Патриарх прямо сказал, что пока затрудняется дать конкретный развёрнутый ответ, а передаст их на проработку в соответствующие инстанции. Очень мило прозвучало: «Нужно переспать с этими мыслями». В целом собрание произвело благоприятное впечатление, тонизировало, настраивало на конструктивную работу.

Действительно, как отметил о. Дмитрий Смирнов: «Градус кипения служения повысился». По окончания собрания в беседе с одним собратом я посетовал на крупную сумму взноса на общецерковные нужды. Он, вздохнув, назвал свою цифру, превышающую нашу в несколько раз. Услышав, я даже закашлялся и ..закрыл эту тему. Впечатляющая панорама общецерковной деятельности, представленная на собрании, настраивала на мирный созидательный труд.

http://rusk.ru/st.php?idar=64228

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Михаил Чернушенко    26.12.2013 13:21
Логика проповеди мусульманам хорошо изложена у архимандрита Даниила (Баянторо), Индонезия. Он сам бывший мусульманин. На русском можно найти в его беседах и интервью.
А еще, чтобы избежать пустых препирательств и враждебности, хорошо предложить мусульманину в беседе с ним, чтобы просто православный изложил ему базовые положения ислама, а мусульманин – базовые положения христианства, и чтобы каждый потом исправил неправильно изложенное.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика