Русская линия
Совершенно секретно02.02.2005 

Далай-лама въездной и невъездной

Шестая часть земли, где тоже живут буддисты, к тому же имеющая особые отношения с Китаем и Индией, от которых во многом зависела судьба тибетского движения и его собственная судьба, всегда притягивала далай-ламу. В советское время он успел побывать в Москве пять раз — трижды при Брежневе и дважды при Горбачеве. При этом каждый раз в Кремле пытались извлечь из визита духовного лидера Тибета идеологическую и политическую пользу. При Брежневе, в эпоху обострения советско-китайских отношений, далай-лама становился для Москвы еще одним инструментом давления на Пекин. При Горбачеве его рассуждения об общечеловеческих ценностях можно было представить иллюстрацией торжества нового мышления, о котором говорил архитектор перестройки.

Далай-лама быстро протоптал тропку и в независимую Россию Бориса Ельцина, побывав здесь в 1992-м, а затем в 1994 году. Во время своего второго приезда апостол ненасилия даже выступил с пацифистской проповедью в российской Думе. Однако спустя два года, после очередного визита Бориса Ельцина в Китай в 1996 году, Москва поддалась на уговоры Пекина ни при каких условиях впредь не принимать у себя далай-ламу. После этого визита духовный лидер буддистов надолго стал для России невъездным.

Летом 2001 года МИД России даже был вынужден отказать далай-ламе в выдаче транзитной визы через российскую территорию, необходимой для его проезда в Монголию. В результате визит тибетского лидера в эту страну так и не состоялся.

Пусть и не сразу, но в Кремле стали понимать, что стремление избежать внешнеполитических трудностей порождает серьезную внутреннюю политико-конфессиональную проблему. В буддийских регионах страны решения центральных властей по отношению к далай-ламе были расценены как ущемление конституционных прав российских буддистов. Самая крупная в Калмыкии буддийская организация, Объединение буддистов, выступила с заявлением: «В нашей стране, где буддийское духовенство было почти полностью истреблено в годы советской власти, проповедь буддийского учения самим далай-ламой и его встречи с верующими сейчас, как никогда ранее, имеют наиважнейшее значение для возрождения духовных традиций».

Из трех буддийских регионов России Калмыкия в свое время понесла, пожалуй, наибольший ущерб. Калмыки подверглись насильственной депортации в сталинские времена. До 1990-х годов здесь не было ни одного действующего буддийского храма.

После двух лет закулисных переговоров и сложных дипломатических маневров в ситуации вокруг визита далай-ламы наметился новый поворот. В октябре прошлого года, вскоре после последнего визита Владимира Путина в Китай, вновь поползли слухи, что далай-лама скоро приедет в Россию. По слухам, в ходе визита Владимир Путин проинформировал новое китайское руководство, что Москва больше не может игнорировать мнение российских буддистов, желающих принять своего духовного лидера.

Правда, Москва, конечно же, сделала оговорку, что визит будет носить сугубо конфессиональный характер и его интерпретация как поддержка сепаратистского движения в Тибете неприемлема. Тем не менее китайская сторона отреагировала незамедлительно и дала понять, что предстоящая поездка далай-ламы способна серьезно омрачить отношения между Москвой и Пекином.

После почти десятилетней паузы в конце ноября прошлого года далай-лама посетил Калмыкию с пастырским трехдневным визитом. Тысячи людей ликовали, рыдали от счастья, повторяя: «Свершилось! Свершилось!» Сопровождавшие далай-ламу калмыцкие монахи в оранжево-красных одеяниях несли огромный желтый зонт — символ победы над невежеством, всегда сопровождающий далай-ламу. А когда корреспондент спросил его, может ли следующий далай-лама родиться в России, далай-лама засмеялся и ответил: «Я не знаю, где мне суждено родиться в следующий раз. Я не достиг еще таких степеней просветления, чтобы контролировать свои будущие перерождения. Теоретически, возможно, и в России, но кто же знает…»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика