Русская линия
Православие и современностьПротоиерей Дмитрий Смирнов09.12.2013 

«Преподобный Сергий сумел показать Руси ее подлинное лицо»
Доклад на Одиннадцатых межрегиональных Пименовских чтениях

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, все высокое собрание, я очень рад, что вновь на Саратовской земле имею честь вас поприветствовать и войти в это замечательное общение.

Преподобный Сергий — такая фигура, которую каждый русский человек должен знать, как каждый грек знает великомученика Димитрия Солунского или Иоанна Русского, или как каждый ирландец знает, кто такой преподобный Патрик.

Русская земля, конечно, очень богата. В нашей отечественной истории много светочей, рассматривать которых и молиться которым можно десятилетиями, и углубляться в их жизнь как в образец для себя. Но в центре нашей истории стоит преподобный Сергий, и вполне можно его именовать спасителем земли Русской от полного духовного распада. Он действительно является примером того, что источник благодати может оживить не только близко находящихся к нему людей, но и зажечь Божественным светом огромное пространство, огромную массу людей. Есть ряд таких личностей, которых должен бы знать каждый русский человек и уметь их назвать, никого не пропустив, даже если его разбудят в полтретьего ночи. Это — Креститель Руси Владимир Красное Солнышко, потому что, не сделай он того, что сделал, мы бы сейчас были совсем другими людьми, и не было бы города Саратова, или он назывался бы иначе, и уж, во всяком случае, облик его был бы совсем другим. Это — Александр Ярославович Невский, который как-то всплыл в нашем сознании благодаря телевизионной программе. Хотя мы должны понимать, что если бы не прекрасный кинофильм гениального режиссёра, вряд ли этого князя так хорошо помнили. И это — преподобный Сергий, игумен Радонежский, со своими почти 150 учениками, которые, подобно ему, основали монастыри, и эти монастыри стали очагами и духовного, и нравственного, и книжного возрождения нашей жизни. Можно здесь также вспомнить и преподобного Серафима Саровского, который возродил внутреннее делание на Русской земле и своими подвигами повторил все подвиги древних святых. Он явил собой и засвидетельствовал, что в пушкинское время, исполненное нигилизма и просто хулы на Бога, оказывается, могут быть подвижники, которые равны по подвигу и любви к Богу древним. И, наконец, царская семья, которая выдержала испытание почти столетием, и нет такой хулы, которая не обрушилась бы на нее. Тем не менее, открывают целый сонм мучеников российских, и этот сонм перекрывает по числу всех мучеников, которые когда-то были на нашей земле после страданий Христа Спасителя. Они открывают этот сонм и сами являются светочем.

И в центре этих славных имен — преподобный Сергий Радонежский. Если мы обратимся к той истории, которая разворачивалась вокруг юного Варфоломея, когда Россия практически потеряла самостоятельность, когда братоубийственная война между разными княжествами доходила до такого предела, что убивали, выжигали и предавали бесконечное число раз. Все это сопровождалось ужасающими клятвопреступлениями. Казалось бы, эта нравственная деградация, как бы сказали сейчас, в русском обществе дошла до своего нижнего предела. И вот появляется человек, который больше ничего не хочет, кроме как угодить Богу. В темном лесу, полном диких зверей, волков и медведей, он просто начинает молиться, срубив своими руками храм, вначале с братом Стефаном, а потом и один. Прошел он очень мужественный и долгий путь смирения и кротости. Преподобный Сергий родился в благочестивой семье, родители, которые также умерли монахами, и похоронены в монастыре близ того места, где сейчас Лавра Преподобного Сергия, сыграли важную роль в становлении личности святого Сергия. Без каких-то видимых хитростей, философии, дипломатических игр — только одной молитвой и только примером подлинно христианской жизни, он смог вдохновить и своих учеников. Он стал известен не только на Руси, слава об этом дивном подвижнике дошла и до Константинополя. Преподобный сумел напомнить и опять показать Руси ее подлинное лицо — лицо Святой Руси. И именно таким бы хотел видеть наш народ Сам Господь Бог. Сергий этот лик явил в себе. И ученики пошли за ним.

Этот путь тоже был не прост. Доходило до того, что преподобного выгоняли из собственного монастыря. На что он со спокойной улыбкой отвечал: «Если я вам не нужен, я уйду от вас». Потом ученики покаялись, потому что такой человек всем очень нужен. Нам, сегодняшним, тоже бы хотелось, чтобы он был. По сравнению с нынешним веком, тогда стояла тишина, и от этой тишины люди уходили в лес, в еще большую тишину. А сейчас, в том шуме, который раздается через разные средства связи, забивающие людям голову тем, что именуется информацией, очень трудно было бы разглядеть такого человека, даже если бы он появился.

Недавно я был в Администрации Президента на совещании, которое проводил уполномоченный по делам детей Павел Алексеевич Астахов. Он привел данные анкетирования, проведенного, бесспорно, лучшим вузом нашего Отечества, Московским государственным университетом, среди студентов первого курса МГУ и еще некоторых вузов. Всего более 1000 анкет. И что мы увидели? Из тех ценностей, которые владеют умами нашей молодежи, первая — это материальное благополучие, вторая — сексуальная удовлетворенность. Честь, советь — уже на десятом, девятом месте. И это русские люди, которых воспитали за последние 20 лет! Это говорит о том, что, к сожалению, молодой человек в России превратился в животное, потому что такие потребности и такие идеалы своего собственного бытия есть только у животных. Современная молодежь не видит идеала, того, который действительно возвышает человека до небес. Если русский человек потеряет окончательно свой идеал святости, то мы можем закрывать нашу историю. То, чего достигло наше Отечество в области поэзии, литературы, инженерии, математики, физики, химии, военного дела, создания своей школы в архитектуре, живописи, скульптуре… Наши скульпторы-женщины, какую ни возьми, все гении. А сколько гениев в философии? Да любой народ гордился бы таким Семеном Людвиговичем, которого мы сегодня вспоминали, будь он у него только один. А у нас их десятки, десятки гениев родились на русской почве. Благодаря чему? Благодаря тому, что они хотели быть материально благополучны и сексуально удовлетворены? Какая наимерзейшая пошлость. Какое полное отсутствие духовного полета! Может, это Москва? Нет, эти мальчики и девочки из разных уголков Руси Великой. Это ставит наш народ на некую грань. Вот почему такие люди, как преподобный Сергий, нам очень важны. И память об этом русском чуде, которое он явил в своей жизни, тоже для нас очень важна. Поэтому каждому нужно почитать Епифания Премудрого, в Интернете, конечно, есть этот текст. У нас есть теперь любые возможности для самообразования, есть много храмов, и мы можем беспрепятственно приобщаться к внутренней жизни Церкви. Нельзя позволить своему сердцу застыть и засохнуть. Нужно продолжать стремиться к небу, как Господь сказал: «Ищите прежде всего Царствия Небесного. Все остальное вам приложится». Преподобный Сергий явил это своим ученикам и учит нас тому же.

Спасибо вам за ваше внимание.

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013−12−06−19−57−37-smirnov


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru