Русский курьер | Юрий Филатов | 05.02.2005 |
Стенограмма начала допроса:
«Председатель. Вы присутствуете перед Следственной Комиссией, в составе председателя К. А. Попова, заместителя председателя В. П. Денисова, членов комиссии: Г. Г. Лукьянчикова и Н. А. Алексеевского, для допроса по поводу вашего задержания. Вы адмирал Колчак?
Колчак. Да, я адмирал Колчак.
Попов. Вы являлись Верховным Правителем?
Колчак. Я был Верховным правителем Российского Правительства в Омске, — его называли Всероссийским, но я лично этого термина не употреблял. Отец мой, Василий Иванович Колчак, служил в морской артиллерии и ушёл в отставку в чине генерал — майора. Состояния семья не имела никакого и содержалась исключительно на заработки отца. В 1888 г. я поступил в Морской корпус, из которого вышел вторым и получил премию Рикорда. Мне было тогда 19 лет.»
Подследственный не уточнил, что сам отказался от первенства в выпуске, считая своего соперника более достойным золотой медали. В мае 1895 г. мичман Колчак назначается вахтенным начальником на броненосный крейсер «Рюрик», первый корабль владивостокского отряда крейсеров — рейдеров.
В июле 1895 года «Рюрик» бросил якорь в бухте Золотой Рог. Офицеры с интересом разглядывали в бинокли город, разбросанный у подножья сопок, но с особым чувством смотрел, но него молодой мичман Александр Колчак.
35 лет назад его дядя, прапорщик морской артиллерии старший артиллерист корвета «Гридень» Александр Колчак, вместе с прапорщиком — пограничником Николаем Комаровым строили на этом берегу первые дома. Теперь и для его корабля Владивосток стал портом приписки.
В июне 1897 г. Александра Колчака переводят на крейсер «Крейсер». С его офицерами Александр Васильевич присутствует на открытии памятника адмирала Невельского. Книгу адмирала «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России. 1849 — 1855.» мичман взял с собой в плавание на «Рюрике».
В 1899 г. «Крейсер» возвращается в Кронштадт. За плечами уже у лейтенанта Александра Колчака не только тысячи морских миль, но и несколько крупных гидрологических исследований.
Из протокола допроса адмирала Колчака:
«Во время моего первого большого плавания на „Крейсере“ главная задача была чисто строевая, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами. Я готовился к южно — полярной экспедиции, но занимался этим в свободное время; писал записки, изучал южно — полярные страны. У меня была мечта найти Южный полюс.»
Он мечтает о полярных экспедициях, но получает назначение на крейсер «Князь Пожарский», учебное судно Морского корпуса. Старичок (1873 г. постройки) дальше Кёнигсберга не заплывает, и эта тихая жизнь выводит лейтенанта из себя. «Это самое худшее, что я мог себе представить», — признаётся он в письме к отцу.
Молодой офицер попытался попасть в полярный поход ледокола «Ермак», но получил отказ. Тогда им подан рапорт о переводе на Тихий океан. «По распоряжению Главного Морского Штаба возвращён из порта Пирей с эскадренного броненосца „Петропавловск“ в Россию с прикомандированием к Императорской Академии Наук, для участия в Русско-Полярной Экспедиции под начальством барона Толля в качестве судового офицера на яхте экспедиции „Заря“. 1900 января 21.»
Следует уточнить, что «Заря» всё-таки не яхта, а полярная промысловая шхуна, просто приписанная к Невскому яхт — клубу, и экспедиция отправлялся на поиски Земли Санникова.
Кроме вахтенной службы лейтенанту поручалось проведение гидрологических и магнитологических измерений. Для этого ему пришлось пройти стажировку в Петербурге, а затем и в Норвегии у полярного исследователя Нансена, который высоко оценил знания и подготовку русского офицера.
21 июня 1900 г. «Заря» отошла от набережной Васильевского острова и оправилась в арктическое плавание.
Из показаний на допросе:
«Экспедиция ушла в 1900 г. и пробыла до 1902 г. Я всё время был в экспедиции. Зимовали мы на Таймыре, две зимовки на Новосибирских островах, на острове Котельном; затем на 3-й год барон Толль, видя, что нам не удаётся пробраться на север от Новосибирских островов, вместе с геологом Зеебергом и двумя каюрами отправился на север Сибирских островов. У него были свои предположения о большом материке, который он хотел найти».
В первую зимовку у берега Таймыра Колчак и Эдуард Толль обследуют и наносят на карту 500 километров побережья и открытых ими островов. Один из них назван именем его первооткрывателя Колчака. Им заполнены сотни страниц наблюдений за приливами морей Ледовитого океана, впервые взяты и доставлены для исследования десятки проб морской воды.
Экспедиция для барона Толля завершилась трагически. Больше его никто не видел. В декабре 1902 г. Русская полярная экспедиция возвращается в Петербург без своего руководителя.
Из послужного списка.
«Оставлен прикомандированным к Императорской Академии Наук, назначен начальником экспедиции снаряженной Императорской Академией Наук на Ново Сибирские острова и на Землю Беннета для розыска барона Толля. 1903 янв. 9. Награждён за участие в Русской Полярной экспедиции орденом Св. Владимира 4 — й ст. 1903 Дек. 6»
17 (30) августа 1903 г. спасатели вышли на берег о. Бенннета. Там они нашли только коллекции, оставленные на острове Толлем, и записку о том, что его группа остров покинула. Полное отсутствие следов на других островах и материке служило неопровержимым доказательством гибели Толля и его спутников. Александр Васильевич принимает решение о прекращении поисков возвращается в Якутск.
Там лейтенант узнает о начавшейся русско-японской войне. Отчеты и собранные коллекции поручает членами экспедиции доставить в Петербург, а сам направляется на телеграф: «Срочная. Петербург. Секретарю полярной комиссии. Иду на войну из Иркутска. Документы и отчёты высылаю. Колчак.»
Из протокола допроса:
«После того, как был неудачный июльский бой и прорыв во Владивосток, и началась систематическая планомерная осада крепости, центр тяжести всей борьбы перенёсся на сухопутный фронт. Мы же занимались постановкой мин и заграждений около Порт — Артура. Мне удалось поставить минную банку, на которой взорвался японский крейсер „Такасадо“ (вспомогательный). Осенью я перешёл на сухопутный фронт и командовал батареей морских орудий. Я оставался на ней до сдачи Порт — Артура и едва даже не нарушил мира, потому что мне не дано было знать, что мир заключён и открыл огонь по приближающимся японским войскам. За время боёв я был ранен, но легко, так что это меня не беспокоило, а ревматизм совершенно свалил с ног. Я остался лежать в госпитале в Порт-Артуре. В апреле, когда я начал оправляться, мне предложили через Японию и Америку вернуться в Россию.»
В 1907 г. начальник Главного гидрографического управления генерал Вилькицкий, сам в прошлом крупный полярный исследователь предлагает, капитану II ранга Александру Васильевичу Колчаку принять участие в подготовке российской полярной экспедиции для исследования побережья Ледовитого океана. Под его наблюдением на Невском заводе строятся ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». 16 августа 1910 года пароходы пришли в Золотой Рог, и уже 30 числа вышли в первую экспедицию.
Капитаном «Вайгача» был Колчак. Программа поэтапного изучения российского побережья Ледовитого океана была им детально проработана. Постепенно, шаг за шагом, ледоколы каждую навигацию все дальше и дальше уходили на запад от Берингова пролива, оставляя за собой мили обследованных берегов и тысячи промеров морского дна. В 1913 г. ледокол «Вайгач» совершил последнее географическое открытие на планете Земля. Его штурман Евгенов первым увидел острова Северная Земля. А в 1915 году ледоколы бросили якоря в Мурманске, впервые пройдя Великим Северным морским путем.
Но Александра Васильевича Колчака уже не было на ледоколах. В 1911 году его вернули на Балтику в Морской Генеральный Штаб. В марте 1912 г. приказом командующего флотом Эссена он утверждён командиром нового эсминца «Пограничник». В декабре 1913 г. Эссен переводит капитана I ранга Колчака на должность флаг-капитана по оперативной части штаба флота. Офицером штаба встретил Александр Колчак Великую (мировую) войну.
В августе 1914 г. по приказанию командующего Колчак участвует в постановке Центрального минного заграждения, закрывшего германскому флоту (намного превосходившему по мощи русский на Балтике) вход в Финский залив. Летом 1915 г. он руководит обороной одного из Моонзундских островов.
В декабре капитан I ранга А. Колчак назначается начальником минной дивизии, а в апреле 1916 г. производится в контр — адмиралы. Восточная часть Балтийского моря усеяна русскими минными заграждениями, секретные проходы через которые известны лишь немногим. Потому контр-адмирал сам руководит каждым отрядом эсминцев, выходящими на операции на Балтике. 16 апреля три эсминца под его командованием разгромили около порта Норчепинг большой германско-шведский конвой, который охраняли не только эсминцы, но и лёгкий крейсер.
В июне 1916 г. командующий минной дивизией Балтийского флота контр — адмирал Колчак производится в вице-адмиралы и назначается командующим Черноморским флотом.
Уже к концу года новому командующему удается вытеснить флот германской союзницы Турции из Черного моря. Германский линейный крейсер «Гебен», терроризировавший своими налетами черноморское побережье России, подорвался на минах, выставленных Колчаком у пролива Босфор. Впервые в морской войне вице-адмирал использует при разгроме турецкой военно-морской базы Зонгулдак гидросамолёты, доставленные к турецкому берегу на авианосных транспортах. В 1916 г. российский флот становится хозяином Чёрного моря.
Пришел 1917 год и февральская революция. Как и большинство россиян Колчак встретил её одобрительно.
Из протокола допроса:
«Когда совершился переворот, я получил извещение о событиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной думе непосредственно от Родзянко (Председатель Гос. думы), который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что-то правительство, которое существовало предшествующие месяцы, не в состоянии справиться с задачей ведения войны, и я в начале приветствовал самый факт выступления Государственной думы как высшей правительственной власти.
Я считал, что из всего состава министров единственный человек, который работал, это Морской министр Григорович. После отречения Государя ясно было, что монархия пала и возвращения не будет. Получив сообщение о сформировании Временного правительства, принял ему присягу. Присягу я принял по совести, считая это правительство как единственное, которое необходимо признать.»
Но в конце февраля в Кронштадте начинается жестокая расправа с офицерами и разгромы винных складов. Весной в Севастополе появляется новый командный орган — Совет матросских и солдатских депутатов. Летом 1917 г., по настоянию прибывших с Балтики анархистов Совет издаёт постановление об изъятии личного оружия (в том числе наградного) у офицеров. Колчак на глазах у всего экипажа линкора «Георгий Победоносец» бросает своё золотое оружие в море. Александр Васильевич отказывается от поста командующего и уезжает в Америку во главе специальной миссии морских офицеров — консультантов. Русские моряки читают лекции о методах борьбы с подводными лодками и приёмах ведения активной минной войны. Об октябрьском перевороте члены миссии узнали на пути из Сан-Франциско в Иокогаму. Новую власть, заключившую мир с Германией, Колчак категорически не приемлет, и начинает в полосе отчуждения КВЖД готовить отряды для борьбы с немцами и большевиками.
Из воззвания, подписанного адмиралом:
«Я, адмирал Колчак, в Харбине готовлю вооружённые отряды для борьбы с большевиками и немцами. Необходимо очистить наш Восток от позора большевизма, и, может быть, найдутся желающие прибыть в мои военные отряды.»
В сентябре 1918 г. он приезжает во Владивосток. Здесь в гостинице «Версаль» проходит его встреча с эсерами, представителями Правительства Автономной Сибири, армия которого освободила от большевиков Западную Сибирь, Средний Урал и заняла Екатеринбург.
Ему предлагают пост Министра по военным и морским делам. Александр Васильевич дал согласие.
Адмирал по-прежнему считает, что правительство Ленина «является правительством чисто захватного порядка, правительством известной партии, известной группы лиц, и оно не выражает настроений и желаний всей России».
4 ноября он приезжает в Омск. В ноябре вице-адмирала Колчака «избирают» руководителем Белого движения в Сибири и Верховным Правителем России. На этой должности он пробыл чуть больше года. В марте 1919 г. Сибирские корпуса разгромили полуанархистские, полуополченские части Красной Армии и вышли из Сибири за Урал.
Но руководители Белого движения Сибири, возможно, были хорошими военачальниками, но оказались никудышными политиками. Они не только отказались от программы правительства Сибири, но во многих городах Сибири и Урала просто расстреляли администрацию, состоявшую из эсеров и социал — демократов. Принудительной мобилизацией в армию оттолкнули крестьянство, введя систему жесточайшего террора, восстановили против себя города.
Вооружённую помощь Верховному правителю предложил глава финских националистов Маннергейм, при условии предоставления в будущем независимости Финляндии. Колчак отказался, предложив подождать созыва в столице Учредительнго собрания. А Председатель Совнаркома В. Ленин не только Финляндии, но и всей Прибалтике одним росчерком пера эту независимость предоставил.
В конце 1919 г. армии Колчака стали терпеть поражение за поражением. Вскоре пала столица колчаковской Сибири — Омск. 3 января 1920 г. адмирал получает телеграмму от Политсовета Белого движения с требованием сложить звание «Верховного правителя».
4 января 1920 г. он становится частным лицом. По сговору между представителями Антанты и «Политическим центром Сибири», состоявшим из руководителей сибирских эсеров и социал — демократов, адмирал был арестован и передан Иркутскому большевистскому военно — революционному комитету.
Следствие «по делу гражданина Колчака» длилось недолго. Один из членов следственной комиссии впоследствии вспоминал: «На допросах адмирал держался как попавший в плен командующий армии, проигравшей лишь сражение, но не войну. И с этой точки зрения держался с полным достоинством. Всеми силами старался преуменьшить вину починенных ему людей. Всю ответственность брал на себя».
Возможно иркутский ревтрибунал сохранил бы адмиралу жизнь. Но в конце января 1920 г. погибает Главнокомандующий Вооружёнными силами Сибирского правительства 37 — летний генерал — лейтенант Каппель, и у Белого движения Сибири остаётся единственный человек способный снова стать его лидером — адмирал Александр Колчак. Потому его судьба была предрешена.
Из приговора:
«… Иркутский Военно — революционный комитет постановил: бывшего Верховного правителя адмирала Колчака — р, а с с т р е л я т ь».
7 февраля 1920 года кавалер орденов Св. Георгия 3 и 4 ст. Св. Владимира 3 и 4 ст. с мечами, Св. Анны и Св. Станислава 1 и 2 ст. с мечами, офицерского креста ордена Почётного легиона, награждённый за оборону Порт — Артура Анненским и Золотым (Георгиевским) оружием, адмирал Колчак был расстрелян на льду реки Ушаковки, неподалёку от её впадения в Ангару.
Александр Васильевич был убежден, что: «Ничто не дается даром, за все надо платить и не уклоняться от уплаты».
Последней платой за верность России стала его жизнь.
P. S. Из секретного архива ЦК КПСС.
«… Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступили так и так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин. "
Части 5 Отдельной армии вошли в Иркутск 7 марта 1920 г. Сообщение о расстреле адмирала А.В. Колчака опубликовано газете «Правда» в среду, 10 марта 1920 г.