Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Дмитрий Смирнов27.11.2013 

Задача должна быть одна, Небесная

— Отец Димитрий, это Анатолий — пенсионер, православный. Вопрос у меня вот какой: я хожу в церковь, молюсь, у меня никаких грехов нет и исповедоваться я не пойду. Зачем мне исповедоваться?

— Тут два может быть варианта. Если вы правы, вы святой, тогда надо оповестить об этом весь мир. Или второй вариант — вы находитесь в прелести. То есть это обольщение, когда человек о себе думает то, чем он не является. Ваша фраза: «У меня нет грехов», к сожалению, противоречит Священному Писанию, которое говорит, что без греха только один Бог. А если человек говорит, что он не имеет грехов, значит, либо он жулик, либо он в прелести. Прелесть заключается в том, что он грехов не видит.

Поэтому даю вам бесплатный совет: вы помолитесь Богу, чтобы Он вам открыл ваши грехи, а потом можете, если у вас есть жена, спросить у нее, вдруг она вам что-нибудь подскажет — родной человек со стороны обязательно что-то такое видит, что вам не видно. Понимаете? А то, что в храм ходите, молитесь, это очень хорошо.

— Спасибо, батюшка. Одна женщина пришла в смущение, говорит: душа рвется в храм, но семейная жизнь требует от меня присутствия дома, с детьми. Как стремление и обязанность совместить?

— Так и совмещать, по возможности. Потому что у каждого человека есть перед Богом свои обязанности. Например, наши дети. Каждый взрослый человек обязан перед Богом воспитать своих детей христианами. Мы же не можем этим пренебрегать. И потом каждый человек имеет обязанности перед своей домашней Церковью, он должен ей служить. Сначала все-таки долг.

— То есть здесь именно долг должен превозмогать перед желанием?

— Ну конечно. Желание очень хорошее. Однажды такое желание поставило одного человека выше, чем Антоний Великий. Господь указал Антонию, что в городе есть человек, который выше него, и сказал ему Духом Святым, где тот находится. Антоний пришел к тому человеку (он был кожевником) и говорит: «Как ты живешь?». — «Как? Я погибаю». — «Почему?». — «Я тут сижу, ведь должен выделывать свои изделия, чтобы прокормить семью, смотрю в окно, народ идет в храм, а я не могу» — этот подвиг Господь счел гораздо выше, чем подвиг Антония Великого, который 20 лет в пещере провел.

— Это степень смирения, конечно.

— Да, где смирение, там и благодать. Что лучше: быть дома в смирении либо в храме без такового? Ну, понятное дело, дома в смирении.

— Следующий вопрос.

— Хочу вас поблагодарить. Я прочитала календарь с Вашими проповедями на одном дыхании. Вроде все поняла. Стараешься жить по заповедям, и все равно, нет-нет, да оступишься, и вот он, твой грех — и все начинается сначала. Скажите, как быть дальше?

— А там, в календаре, не написано, что делать?

— Да, написано, но я просто хотела еще Вас поблагодарить.

— По благодарению мы договорились. А в календаре не прочли, как быть? Не написано? Вот это странно. Главное, что мне хотелось бы до современных христиан, наших прихожан донести, что большинство людей почему-то думают, что «есть правила и есть наши ошибки — и вот как бы нам сделать, чтобы не совершать ошибки?».

Это все равно, что игра пинг-понг или, по-русски, настольный теннис. Даже мастера спорта могут часами колотить, но потом шарик все равно упадет на землю: внимание рассеется, отвлечется человек или силу удара не рассчитает, или ветер подует. И все — шарик упадет.

Не в этом дело. Нужно изменить всю свою жизнь и направление этой жизни — направление жизни обычного человека, который в церковь ходит, это что-то такое выполнить: «В воскресенье пошел в храм; если причащаюсь — накануне на Всенощную; собираюсь причащаться — прочитать правило; если пощусь — не есть хачапури, и так далее, и так далее». Все выполнил вроде, вот и христианство. Значит, хачапури выбрасываем, не поругаться, телевизор не смотреть. Вот это все сделал, причастился — хорошо…

Вы спрашиваете: а дальше что? Христос требует не этого. Христос хочет, чтобы вся наша жизнь стала служением Ему. Как апостол Павел говорит: «Что бы ты ни делал — все делайте во славу Божию». Как Сам Христос сказал: «Чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца, Который на Небесах».

Мы каждым вздохом, каждым взглядом, каждой мыслью, каждым чувством, поступком будем служить Богу. Надо изменить направление.

А мы как служим? У нас все время какие-то земные задачи. А должна быть задача одна, Небесная — достижение общения с Богом. Поэтому даже на Исповеди каемся не в том. Вот человек приходит и говорит: я хачапури съел. Представьте себе — идет человек и видит: Царство Небесное, а посреди дороги кусок хачапури с пятиэтажный дом. И все, и хачапури не дает ему войти в Царство Небесное. А вот для нас, к сожалению, такие, по-своему важные, вещи становятся самым главным — мы не различаем, к сожалению, первостепенное и второстепенное. Вот чему нам надо бы научиться.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53574


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru