Новые Известия | Михаил Поздняев | 03.02.2005 |
Посещение г-ном Фурсенко резиденции Главного раввина, похоже, поставило жирный крест на титанической деятельности прежнего главы Минобраза г-на Филиппова, направленной на «православизацию всея Руси». На прошлогодних Рождественских чтениях без пяти минут отставной главный педагог рапортовал о том, что еще немного, еще чуть-чуть — и Закон Божий войдет в школьные программы, сначала факультативно, а потом и в обязательном порядке. Вопрос лишь в том, насколько быстро случится это «потом». Андрей Фурсенко хоть и присутствовал и даже выступил на открытии Рождественских чтений-2005, но щедрых посулов не давал, а на выставке «Русь православная» и церемонии передачи богоугодных книжек детям Беслана вместо него рядом с Алексием II и подавно позировал министр культуры Соколов. Такая вот рокировочка…
«Встреча Главного раввина с министром состоялась по нашей инициативе», — рассказал обозревателю «НИ» руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин РФ Борух Горин. При обсуждении наболевшего вопроса «школьного богословия» министр Фурсенко заметил, что его «надо решать корректно, с привлечением не только российских, но и международных специалистов». Министра категорически не устраивает ни вариант Патриархии — преподавание «Основ православной культуры», ни разработанный учителями спецкурс «Истории мировых религий». «Главное, чтобы цель, которая должна быть достигнута подобным предметом — просвещение школьников на основе духовных ценностей, — не привела к противоположному результату, когда неправильно поданный предмет привнесет только напряженность в межнациональные отношения», — сказал г-н Фурсенко. Министр пообещал, что в процессе дальнейшей проработки вопроса он будет советоваться с представителями всех конфессий: «Лишь таким путем можно гарантировать себя от нежелательных побочных результатов».
«Если раньше, при нечастых встречах с Владимиром Филипповым, мы видели, что министр готов учитывать интересы, скажем так, неправославных учеников, — сообщил „НИ“ Борух Горин, — то Андрей Фурсенко не просто считается с нашей озабоченностью, но разделяет ее. Он убежден: исходить надо из того, что Россия, хотя и страна с превалирующими православными традициями, но также и государство с иноверными и атеистическими составляющими».
По словам г-на Горина, если к чему и не был подготовлен министр, так это к экскурсии по Московскому еврейскому общинному центру, проведенной для него Берлом Лазаром: «Очевидно, он думал, что едет просто в какой-то молитвенный дом, и не скрывал своего удивления тем набором услуг, которые оказывает гостям наш центр — это и спортзал, и библиотека, и рестораны, и интернет-кафе… Прощаясь, министр заметил, что, по его мнению, это единственный сегодня путь, по которому национальные общины в России могут осуществлять работу и привлекать паству».
Никак не «пропиаренная», в отличие от тех же Рождественских чтений и выставки «Русь православная», встреча раввина с министром вызвала на памяти советский анекдот. Приходит к батюшке в храм директор стоящего по соседству Дома культуры. «Ничего не пойму, — говорит. — У нас каждый вечер такие разные, такие интересные мероприятия, но зал пуст. А у вас который век одно и то же — и лом! В чем секрет?» Батюшка подумал и сказал: «А вы отделиться от государства не пробовали?»