Русская линия | Игумен Кирилл (Сахаров) | 15.11.2013 |
Выставка завершает свою работу в Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке в Москве. Главное её содержание — фотографии храмов и особняков старой Москвы. Много фотографий посвящено церковной жизни столицы с середины 40-х до начала 80-х годов. В основном они из собрания Сергея Николаевича Лесивицкого (1915−1994 гг.) — многолетнего иподиакона Патриархов послевоенного периода.
С.Н. Лесивицкий происходил из дворянской семьи. Его отец — военный журналист, был репрессирован, когда Сергей Николаевич был ещё младенцем. Мальчик голодал. Когда он с другими детьми вошёл в храм во время службы, которую совершал митрополит Трифон (Туркестанов), то очень проникся благоговейным чувством. После службы владыка распорядился, чтобы детей накормили, а Сергея привлек к иподиаконству. После смерти митрополита Трифона (+ 1934 г.) Лесивицкий стал иподиаконствовать у митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия (Страгородского). Именно ему принадлежат фотографии Поместного Собора 1943 г. и фотографии погребения Патриарха Сергия.
Запомнились такие экспонаты выставки: фотография архиепископа Йоркского в окружении русских бабушек, а рядом стоит сотрудник НКВД (или МГБ тогда); программа концерта в честь членов и участников Поместного Собора 1945 г.; фотография Московского и Грузинского Патриархов на могиле матери Сталина; епитрахиль и поручи Патриарха Алексия I; фотография митрополита Николая (Ярушевича) в алтаре незадолго до смерти; редкий снимок улыбающегося митрополита (впоследствии Патриарха) Пимена (1963 г.); кропило (настоящий иссоп!) и крест протопресвитера Николая Колчицкого; рукопись Нового Завета (1980 г.). Представлены книги как церковных авторов (В. Никитина о Патриархах Алексии I и Пимене, прот. Алексия Марченко «Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР» и др.), так и авторов, стоявших на антирелигиозных позициях (Н. Гордиенко «Современное русское Православие», Ю. Розенбаума «Советское государство и церковь», М. Новикова «Тупики православного модернизма» и др.).
С.Н. Лесивицкий, кроме трудов на церковном поприще, был ещё сотрудником в разных государственных учреждениях (последнее место работы — Литературный фонд СССР, начальник планового отдела). Он был участником и свидетелем многих церковных событий. Отсюда его обширная коллекция уникальных фотоснимков. Умер он в 1994-м году. Отпевал его в Богоявленском Елоховском соборе архиепископ Арсений.
Фотографии С.Н. Лесивицкого (с сайта Православие.ru)
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. 18 июля 1954 г. Фото: С.Н. Лисевицкий
Богоявленский кафедральный собор. Фото: С.Н. Лисевицкий
Богоявленский собор. Начало Литургии. Интронизация Патриарха Пимена. 3 июня 1971 г. Фото: С.Н. Лисевицкий
Москва. Храм Преображения Господня в Богородском. Фото: С.Н. Лисевицкий
Архиепископ Питирим (Нечаев). 7 апреля 1968 г. Фото: С.Н. Лисевицкий
Москва. Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Фото: С.Н. Лисевицкий
Облачение Патриарха Пимена. 3 июня 1971 г. Фото: С.Н. Лисевицкий
Москва. Остоженка, 28 (быв. Метростроевская ул.). Фото: С.Н. Лисевицкий
В Донском монастыре. 29 мая 1968 г. Фото: С.Н. Лисевицкий
Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II. 1963 г. Фото: С.Н. Лисевицкий
Свято-Троицкая Сергиева лавра. Фото: С.Н. Лисевицкий
http://rusk.ru/st.php?idar=63589
|