Русская линия | Елена Мизулина | 12.11.2013 |
Выступление Елены Мизулиной на конференции «Триумф и крушение Империи: уроки истории», в рамках выставки-форума «Православная Русь. Романовы». Москва, 10 ноября 2013 года, Манеж.
1. Не секрет, что семья в истории России всегда выполняла особую роль, являлась, наряду с армией и церковью, одной из скреп российской государственности. На нее опиралось государство в период войн, в период освоения земель. Известно, что в романовский период Сибирь осваивали переселенцы из южных и центральных районов России — переселялись семьями, получали земельные наделы и подъемные.
Эта особая роль семьи в истории России обусловлена 2 факторами: масштабами территории России и духовной связью с православием.
2. Для традиционной семейной культуры России характерны:
• Семья — первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости;
• Семья начинается с брака и в нем завязывается.
Но для ребенка семья — это дар судьбы. И в этом смысле семья является первичным лоном человеческой культуры. Мир управляется из «детской».. Мир не только строится в «детской», но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. Семья — первоначальная, исходная ячейка духовности. В семье человек становится (или, увы, не становится) сильным духом. Духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем в общественную и государственную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Поэтому в ее основе такие ценности, которые всегда сопровождались эпитетом «святость». Святость — одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святость — стремление к идеалу. В православии святость — самая высшая ступень духовного развития человека. Любовь, вера, верность, смирение — ее признаки.
Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение.
Традиционная дореволюционная семья — многодетна, совместно воспитываются трое и более детей (60-е годы 19 века 90% - многодетные семьи, в том числе 61% - с 7 и более детьми),
3. Не случайно большевики после революции направили самые сокрушительные удары не только по армии и церкви, но и по институту семьи.
В числе первых декретов, принятых большевиками, был Декрет от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния», согласно которому законным стал признаваться только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный в церкви, лишался всякой правовой основы. 19 декабря 1917 г. был принят второй Декрет «О расторжении брака», согласно которому бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов Духовных консисторий.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г. еще более упростил процедуру разводов. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года полностью разорвал связь между браком, религией и церковью, узаконив «фактический» брак. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года впервые допустил вмешательство государства в семейную жизнь граждан, в сферу взаимоотношений родителей и детей.
В Кодексе прямо было записано, что у родителей по отношению к своим детям есть лишь обязанности, основной из которых является обязанность подготовки детей к социально полезной деятельности, родители не имеют права принимать решение по поводу конфессии детей. Если родители пренебрегают своими обязанностями или выполняют их неправомерно или сурово обходятся с детьми, они могут быть лишены своих прав, а дети переданы в учреждения общественной опеки. При этом, что такое «социально полезная деятельность» и «неправомерное воспитание» Кодекс не раскрывал. Бухарин Н.И., комментируя соответствующие положения проекта Кодекса, указывал, что право родителей на воспитание детей никак не обосновано, ребенок принадлежит тому обществу, в котором он родился. Способность к воспитанию детей встречается реже, чем способность рожать детей. Поэтому следует детей разлучать с родителями надолго или навсегда.
В 1930 г. был предложен план отбирать детей у родителей и воспитывать их в общественных детских домах .
Новый коммунистический порядок, призванный подавить и заменить моногамный брак и связанную с ним семью, вводится медленно и целенаправленно, путем разрушения прежней традиционной семейной жизни. Новый человек должен быть без предубеждений, свободным от религиозных, моральных, патриотических и национальных предрассудков.
Брак и семья подтачивались и подрывались разными способами: пропагандой, законами, экспроприацией частной собственности, уплотнением жилья и коммуналками, школой, организацией союза красных пионеров. Особое значение придавалось антирелигиозной и антицерковной пропаганде. Коммунизм враждебно относился к буржуазному браку и семейному воспитанию детей. Коммунисты считали своей задачей отменить в будущем брак вообще, но пока сделать его хотя неустойчивым. Брак должен действовать до его отмены по любому поводу. Всяческое расшатывание брака вплоть до его распада — суть семейного законодательства того времени.
Кодекс 1927 года узаконивает фактический брак, незарегистрированный. Нам вряд ли нужно стремиться к особенно устойчивой семье, такое абсолютно необходимо только буржуазному обществу. Правильно покровительствовать любому сексуальному влечению.
Последствия этого социального эксперимента не могли не сказаться на институте семьи. Достаточно сослаться на то, что к 60-м годам 20 века резко сократилось число рождений. Если в 60-е годы 19 века суммарный коэффициент составлял 7,2 рождений на одну женщину репродуктивного возраста, то через 100 лет в 60-е годы 20 века — уже 1,6 .
4. Хотела бы обратить внимание и еще на один факт. В 60-х годах 19 столетия 9 из 10 семей являлись многодетными, при этом 6 из 10 с 7 и более детьми. Накануне революции 1917 года только 5 из 10 семей или каждая 2-я являлись многодетными.
Почему? Может быть, причина революционности общества в том, что царское правительство ослабило внимание к проблемам семьи? Может быть, атмосфера становилась неблагоприятной и небезопасной для многодетных семей? Может быть, это урок для нынешней власти? Нельзя игнорировать проблемы семей. Семейная политика всегда должна быть в центре государственной политики. Создавая благоприятную среду для семей с детьми, укрепляя институт семьи, государство укрепляет и самое себя.
5. Споры о семье как институте, уходящем в прошлое. Есть ли у традиционной семьи перспективы?
Действительно, институт семьи переживает период трансформации. Растет число сожительств, разводов, сокращается семейная детность, привычным явлением становятся аборты. Ежегодно каждый 3-й ребенок, а с 2010 года — каждый 4-й ребенок рождается вне брака.
Но даже сам факт регистрации брака еще не является гарантией его устойчивости. Внутрисемейные конфликты, распад семьи, разводы стали более привычными явлениями, чем крепкие, устойчивые, благополучные семьи. Распадается почти каждый второй брак. В 2011 году на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 году — уже 529. 60% браков расторгаются в первые 5 лет совместной жизни.
Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Если в 2005 году каждый второй развод был связан с несовершеннолетними детьми, то в 2011 году на 3 развода приходится 2 развода супругов, имеющих несовершеннолетних детей.
Растет число бездетных семей. Каждая 3-я семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года число бездетных семей выросло на 7,4%.
Семья без отца становится нормой. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88% из них это материнские семьи. Между тем, социализация детей из неполных семей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем.
На протяжении почти тысячелетия традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери. Даже последнее дореволюционное поколение женщин (1914−1918 годов рождения) и уже в советское время сохранило верность традиции. 42,3% женщин этого поколения стали многодетными матерями, родив троих и более детей. Матерью с одним ребенком стала только каждая пятая женщина того поколения. Тогда как в современной России 2 из 3 матерей имеют по одному ребенку, а многодетными становятся не более 7% женщин. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Утрачиваются традиции многодетной семьи, в которой старшие дети присматривают за младшими, примеряя на себя роль взрослого воспитателя. Эти отношения, возникающие между братьями и сестрами, невозможно заменить отношениями между ребенком и родителями. Возможно и с этим связано то, что современные дети, будучи окруженными только взрослыми членами семьи, не взрослеют достаточно долго.
Аборт становится делом привычным и абсолютно приемлемым.Аборты превращаются в массовый террор против собственных детей, в отрицание ценностей семьи, святости брака и святости материнства, права на отцовство. Такая практика абортов в определенной мере провоцируется российским законодательством: поскольку сам термин «аборт» в законодательстве не определен, то к абортам не относятся и не учитываются в общем числе абортов медикаментозные аборты, осуществляемые с помощью специальных лекарственных средств. Оборот этих лекарств не ограничен. Их можно приобрести без рецепта врача и принимать вне медицинской организации.
Появилось новое явление — суррогатное материнство, которое применяется не в исключительных обстоятельствах, а рискует приобрести массовый характер. По сути это ни что иное как разрушение и отрицание семьи, материнства. Дети от суррогатной матери — это дети, соединенные биологическим родством с биологическими родителями и кровным родством с суррогатной матерью, через кровь которой они принимают и физическую и духовную пищу 9 месяцев.
6. Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов прошлого столетия стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека.
Одной из таких западных идей является идея приоритета прав ребенка, понимаемое как приоритет по отношению к правам родителей. Между тем Конвенция ООН о правах ребенка не противопоставляет права детей и права родителей, а, напротив, последовательно признает приоритет прав и обязанностей родителей руководить и управлять ребенком в осуществлении его прав, в том числе в реализации права ребенка на свободу мысли, совести и религии (статьи 5, 14 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка), важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает принцип, согласно которому дети имеют право на особую заботу и помощь. Однако этот принцип не предполагает противопоставление детей и родителей, подмену семьи государственными или муниципальными институтами. Напротив, Конвенция обязывает государства-участников Конвенции «предоставить семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей необходимую защиту и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества».
Декларация ООН от 3 декабря 1986 года «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», также подчеркивает не приоритет прав ребенка по отношению к родителям, а взаимосвязь благополучия семьи и ребенка: «Каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка» (статья 1), «благополучие ребенка зависит от благополучия семьи» (статья 2). Эти принципы по степени важности возглавляют список важнейших принципов, касающихся защиты и благополучия детей.
Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает приоритет прав ребенка по отношению к основным правам и свободам человека и гражданина, то есть относится к сфере взаимоотношений ребенка и общества, но не к отношениям ребенка с членами его семьи. Отнесение принципа приоритета прав ребенка исключительно к сфере семейных отношений родителей и детей ведет к искусственному противопоставлению права одних правам других, и, в конечном счете, к разрушению одного из главных прав ребенка — права на семью как естественную среду для его роста и благополучия.
Однако, по мнению Ильина И.А., нашего выдающегося соотечественника, историка, философа, юриста, «семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса». История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.
7. Однако, несмотря на такие негативные трансформации института семьи, по мнению многих экспертов, Россия в этом процессе стоит особняком.
Несмотря на либерализацию семейного законодательства в 20−30-х годах прошлого столетия, непродуманные реформы 80−90-х годов прошлого столетия, традиционная семья сохранилась.
Есть основания для оптимизма:
1) Частичный возврат к традиционной семье уже в период советской истории.
Важнейшие из традиционных семейных ценностей, связанных с регистрацией брака, его устойчивостью, были восстановлены в правах еще в советский, послевоенный период. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» стал признаваться только зарегистрированный брак. Это положение сохранилось и в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года и в современном российском семейном законодательстве. Уважение к институтам семьи и брака, его устойчивость подкреплялись формированием негативного отношения советского общества к сожительству, разводам. Взаимное уважение в семье, забота о детях вошли в число 12 принципов Морального кодекса строителя коммунизма, ставшего частью Третьей программы КПСС, принятой ХХП съездом в 1961 году.
2) Статистика и опросы указывают, что важно для народа, во что народ верит, как он себе представляет правду. Сохранение простоты души нашего народа. Отрицание новых форм сожительства.
Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Об этом свидетельствуют данные переписей населения 2002 и 2010 годов, опровергающие достаточно распространенное мнение о том, что семья перестала быть «ячейкой» российского общества. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. За период между переписями населения 2002 и 2010 годов число россиян, живущих в семьях, увеличилось на 4%. Эти данные подтверждаются и результатами выборочного обследования, проведенного РОССТАТом в сентябре-октябре 2009 года, «Семья и рождаемость». Для 70% россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей.
Согласно данным социологического опроса россиян, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады 23−26 июля 2010 года, более 1/3 россиян идеальной для себя считают семью с тремя и более детьми, которую они хотели бы иметь, если бы имели все необходимые для этого условия.
В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой совместно жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений в семье не анахронизм, а необходимое условие разрешения духовного кризиса семьи и общества. Между переписями 2002 и 2010 годов число многопоколенных семей увеличилось в 2 раза. Согласно переписи 2010 года, доля многопоколенных семей составляет 30%.
3) Возрождение православия — нравственного кодекса православного человека.
4) Семья как союз мужчины и женщины, создаваемых для продолжения рода — это естественный союз, и как все естественное будет существовать вечно. Его нельзя уничтожить без уничтожения человечества в целом.
5) Россия без опоры на семью не имеет будущего.
В заключение
В браке и в семье человек учится любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть не что иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей.
Так, семья есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся суровости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания. Из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков рождается и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова родины.
Нужно, чтобы русский народ перестал вымирать и от безумия коммунизма, и от новых опытов продолжения революции. Те люди, которым удастся сделать так, чтобы в России снова можно будет жить и дышать, а не погибать физически и нравственно, и будут желанными избранниками народа.
Это возможно через восстановление традиционной семейной культуры, основанной на любви, браке, многодетности,
В курсе Ключевского описание Смутного времени: с конца 1611 г., когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земле.
«Россия и русская культура выше партий и политических догм. Все живущие в России, выросшие в колыбели русской культуры и под сенью русского государства, могут и должны объединяться и еще одним высшим началом, прочнее всего связывающим, а именно — преданностью русской культуре и русскому народу». Пусть каждый из нас чтит и развивает свою культуру, но чтит и развивает ее на почве уважения и преданности великим сокровищам русской культуры. Это не угнетение, а приобщение высшему единству, духовному".
Для возрождения России ей вместо знамени революции нужно другое знамя — восстановления святынь, и, прежде всего, восстановления народной души, которая связывает настоящее с прошлым, весь народ с Богом, как жребий, возложенный на народ, как талант, данный богом народу. Восстановление святынь не воскрешение каких-либо внешних форм жизни и быта, а возрождение души, религиозно-нравственное ее возрождение, возрождение святости материнства, отцовства, святости брака
Спасти Россию может только жертвенная готовность служить народу.
http://rusk.ru/st.php?idar=63524
|