Русская линия
Богослов. RuПротоиерей Игорь Аксенов09.11.2013 

Отношение к современным вспомогательным репродуктивным технологиям в исламе

Ускорение научно-технического прогресса в области биомедицинских технологий сегодня носит глобальный характер и оказывает существенное давление на нравственно-этические нормы, укорененные в различных религиозных мировоззрениях. Второй по численности религией в мире является ислам. Очевидно, что от отношения ислама к достижениям биомедицинских технологий и, в частности, к современным вспомогательным репродуктивным технологиям не в последнюю очередь будет зависеть степень их внедрения в медицинскую практику и распространение в мире. В статье подробно рассматриваются особенности исламского взгляда на современные вспомогательные репродуктивные технологии с приведением обширных цитат из источников канонических исламских законов.

Ускорение научно-технического прогресса в ХХ и начале нашего века носило глобальный характер не только по области охвата им стран и континентов, но и по глубине проникновения во все сферы не только общественной, но и частной жизни людей. Не будет преувеличением сказать, что практически все человеческие культуры в той или иной степени претерпели изменения под его влиянием. Одновременно надо заметить, что стержнем любой цивилизационной общности являются духовно-нравственные воззрения ее представителей. Религиозные представления и проистекающие из них нравственно-этические нормы, являясь по своей природе факторообразующими по отношению к человеческим культурам, являются безусловной цивилизационной детерминантой не только для христианского мира, но также и для народов, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм или иные имеющие локальное распространение религиозные взгляды. И надо заметить, что именно нравственно-этические нормы, укорененные в религиозном мировоззрении, испытывают наибольшее давление со стороны постоянно нарастающего потока перемен во всех сферах жизни, вызванных ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Сегодня не будет слишком смелым предположением, что наряду с развитием информационных технологий самые значительные изменения в жизни современных мировых культур будут происходить и уже происходят под влиянием развития биомедицинских технологий, которые непосредственно затрагивают первичную и фундаментальную структуру любого общества — семью.

Прогресс в области биомедицинских технологий к концу ХХ века достиг той ступени развития, которая позволяет уже не только оказывать врачебную помощь в преодолении болезней и облегчении страданий, но и непосредственно управлять самой жизнью человека от ее начала и до ее завершения. Пренатальная диагностика дает возможность прогнозировать качественные параметры будущей жизни, а генная терапия и транссексуальная хирургия — изменять эти параметры. Репродуктивные технологии позволяют «давать» жизнь не только в тех случаях, где естественным путем она возникнуть не может, но и теми способами, которые человеку как биологическому виду не присущи. Реанимационные технологии и трансплантация донорских органов дают возможность отодвигать время смерти. И поскольку человек и его благо для большинства религиозных представлений о нем превосходит земное измерение его временной телесности, постольку актуальным становится и нравственно-этическое осмысление новых возможностей, предоставляемых современными биомедицинскими технологиями с позиций религиозного взгляда на человека, его зачатие, жизнь и посмертие.

* * *

Такое осмысление вопросов биоэтики в Русской Православной Церкви нашло отображение в Основах ее социальной концепции, где, в частности, недвусмысленно утверждается, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными»[i].

«К допустимым средствам медицинской помощи, — согласно Основам социальной концепции РПЦ, — может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

«Суррогатное материнство».. противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе.

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества…

Генная терапия половых клеток является крайне опасной, ибо связана с изменением генома в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия…

Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию…"[ii].

Такой же позиции придерживается и Римская Католическая Церковь, для богословия которой ключевым вопросом этики современных вспомогательных репродуктивных технологий является вопрос о статусе эмбриона человека. Официальные документы Ватикана, исходящие из Папского Совета по вопросам семьи (Pontifical Council for the Family) или Папского Совета по вопросам жизни (Pontifical Council for Life), категорически утверждают, что с момента своего зачатия в оплодотворении яйцеклетки, — естественного, искусственного или при клонировании, — человеческий эмбрион, даже если он состоит из одной оплодотворенной яйцеклетки — зиготы, обладает тем же самым человеческим достоинством, как и любая другая человеческая личность.

В энциклике папы Иоанна Павла II «Евангелие Жизни» (Evangelium Vitae) утверждается:

«С момента, когда яйцеклетка оплодотворена, начинается жизнь, которая не та, что у отца или матери, но нового человека, который развивается сам по себе. Он никогда не сможет быть человеком, если он не человек с этого момента…»[iii].

Президент Папского Совета по вопросам семьи кардинал Альфонсо Лопез Тружилло ( AlfonsoLópezTrujillo) в программной статье «Клонирование: исчезновение прямого родительства и отрицание семьи» (Cloning: the disappearance of direct parenthood and denial of the family) пишет:

«Эмбрион человека, признанный на основании того, что человеческая личность наделена организмом для самой себя, имеет свое собственное достоинство и поэтому заслуживает уважения. Это „достоинство“ не обусловлено какими-то внешними дополнениями, но неотъемлемо от его существования, само по себе и для себя. Если люди отказываются признать, что эмбрион имеет человеческое достоинство, под тем предлогом, что он не обладает фактически существующим сознанием, то достоинство людей, которые спят или находятся в коме, также не должно признаваться. Если достоинство эмбриона отвергается, тогда можно также отрицать и достоинство ребенка»[iv].

В силу того факта, что современные вспомогательные репродуктивные технологии сопряжены с производством избыточного количества человеческих эмбрионов, подавляющее большинство из которых затем по тем или иным причинам подвергается разрушению, Римская Католическая Церковь считает этически неприемлемыми разнообразные методы оплодотворения invitro , клонирования и тому подобные репродуктивные технологии, связанные с производством и гибелью человеческих эмбрионов.

* * *

Но при всей многочисленности (более 2 млрд. последователей) и распространенности христианство не является на сегодняшний день единственной мировой религией. Второй по численности религией в мире является ислам. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют по различным данным[v] до 1,5 миллиарда человек[vi]. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией[vii].

В настоящее время, по словам Сэмюэля Хантингтона, автора известной концепции и одноименной книги «Столкновение цивилизаций», ислам является «наиболее быстро растущей религией в мире». С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском — выросла в 14 раз. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не менее 50 тыс. человек. В США число новообращенных в ислам растет гораздо быстрее. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек[viii].

Таким образом, очевидно, что от отношения ислама к достижениям биомедицинских технологий и, в частности, к современным вспомогательным репродуктивным технологиям не в последнюю очередь будет зависеть степень их внедрения в медицинскую практику и распространение в мире.

История развития биоэтики в исламском мире начинается с I Конференции Исламской Организации Медицинских Наук ( IOMS), прошедшей в Кувейте в 1981 г., на которой был принят проект Кодекса Исламской медицинской этики и был создан Исламский Совет Международных Организаций Медицинских Наук ( CIOMS) . Затем прошли II (Кувейт, 1982) , III (Стамбул, 1984) и IV (Карачи, 1986) международные Конференции Исламской Организации Медицинских Наук ( OIMS) , на которых, в частности, были рассмотрены права ребенка в контексте учения ислама.

На VIII Конференции Исламской Организации Медицинских Наук (декабрь 2004) был принят проект первой международной этической директивы медицинских наук, исходя из позиций ислама. Было решено, что названный «Международный исламский свод законов для медицинской этики и этики здоровья» будет рассмотрен, отредактирован и затем выпущен в окончательной форме Исламской Организацией Медицинских Наук[ix].

* * *

Прежде чем говорить об отношении ислама к вспомогательным репродуктивным технологиям, необходимо сказать, что в исламе существует несколько различных источников закона. Шариат — это свод канонических законов ислама. В основе шариата лежат:

Коран — священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов, Коран является прямым, вечным и несотворенным словом Божиим.

Хадисы — это изречения, одобрения, образы или действия пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.

Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран.

Кроме того, используются следующие источники мусульманского права:

Иджма? , или аль-иджма? — согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.

Кыя?с  — суждение по аналогии. Кыяс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.

Иджтиха?д , или аль-иджтиха?д — способность и право интерпретации. Деятельность богослова в изучении и решении богословско-правовых вопросов, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых при этом богословом — муджтахидом.

Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под сунной могут понимать разные тексты.

Фикх — понимание, знание. Представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджма и кыяса. Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»).

Фетва  — это решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием или факихом (мн. число: фукаха). В конечном счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата.

* * *

Отсутствие в исламе института священнослужителей несколько затрудняет нахождение авторитетного ответа на этические и богословские вопросы, возникающие при практическом применении современных вспомогательных репродуктивных технологий. Также и «Основные положения социальной программы российских мусульман»[x] не содержат в себе никакой информации по ответам ислама на вопросы биоэтики. Но это не значит, что эти вопросы остаются за пределами поля зрения мусульманских богословов-законоведов.

Наиболее полный и развернутый ответ ислама на вопросы, связанные с достижениями биомедицинских технологий и применением современных вспомогательных репродуктивных технологий представлен в фикхе[xi] по вопросам биоэтики, опубликованной также и на английском языке «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death»[xii]шейха Абд-аль-Кадима Заллюма ( Abdal-QadimZallum) .

Также существует фетва об искусственном оплодотворении шейха Мухаммада Салих-аль-Мунаджида[xiii] (Muhammadal-Munajjid) и целый ряд статей мусульманских авторов по вопросам биоэтики.

Особенности исламского взгляда на современные вспомогательные репродуктивные технологии определяются прежде всего присущей ему точке зрения об одушевлении плода в материнском чреве на сороковой день и дозволением мусульманину иметь до четырех жен.

Исламский взгляд на клонирование

Декларация Организации Объединенных Наций о клонировании человека, принятая резолюцией 59/280 Генеральной Ассамблеи от 8 марта 2005 года, призывает государства-члены ООН «принять все меры, необходимые для соответствующей защиты человеческой жизни в процессе применения биологических наук» [xiv] и «запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни»[xv]. В настоящее время существует некий, хотя и шаткий, консенсус стран, регионов и религиозных конфессий в вопросе запрета на репродуктивное клонирование человека. Однако в вопросе о терапевтическом клонировании такого согласия нет.

Уже в ходе дискуссии перед принятием декларации ООН о клонировании человека рассматривалось несколько ее вариантов: Бельгия, Британия, Россия, Япония, Южная Корея и ряд других стран предлагали оставить вопрос о терапевтическом клонировании на усмотрение самих государств; США, Коста-Рика, Испания и еще около 60 стран выступили за полный запрет всех форм клонирования[xvi].

Восемьдесят пять стран проголосовали за принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 59/280, из которых двадцать четыре принадлежали к исламскому миру[xvii]. При этом вопрос о терапевтическом клонировании разделил и позиции мусульманских стран при голосовании по декларации ООН о клонировании человека, что можно видеть в нижеприведенной таблице, в которой представлены данные голосования по ней стран, входящих в Восточно-Средиземноморское Региональное бюро ( RegionalOfficefortheEasternMediterranean) Всемирной Организации Здравоохранения (World Health Organization) и других стран Организации Исламской Конференции (OrganizationoftheIslamicConference) .

Результаты голосования по Декларации ООН о клонировании человека в марте 2005 г. по странам, входящим в Региональное бюро Восточного Средиземноморья (EMRO) и другим странам из Организации Исламской Конференции (OIC)[xviii].

ЗА

ПРОТИВ

ВОЗДЕРЖАЛИСЬ

ОТСУТСТВОВАЛИ

OIC

EMRO

OIC

EMRO

OIC

EMRO

OIC

EMRO

Албания

Афганистан

Габон

Алжир

Египет

Чад

Бангладеш

Бахрейн

Азербайджан

Иран

Гамбия

Бенин

Ирак

Буркина Фасо

Иордания

Гвинея

Бруней

Кувейт

Камерун

Ливан

Гвинея-Бисау

Коморы

Ливия

Индонезия

Оман

Кыргызстан

Кот-д'Ивуар

Марокко

Малайзия

Пакистан

Мали

Джибути

Катар

Мальдивы

Сомали

Мавритания

Гайана

Саудовская Аравия

Турция

Сирия

Мозамбик

Казахстан

Судан

Тунис

Нигер

Сьерра-Леоне

ОАЭ

Йемен

Нигерия

Суринам

Сенегал

Таджикистан

Того

Уганда

Туркменистан

Узбекистан

Противники терапевтического клонирования человека аргументируют свою позицию тем фактом, что для получения эмбриональных стволовых клеток разрушаются человеческие эмбрионы на ранней стадии их развития. При этом в научной среде среди апологетов терапевтического клонирования человека под вопрос ставится даже сам термин «эмбрион», описывающий созданную бластоцисту, так как она была создана не путем оплодотворения. Но другие ученые утверждают, что из созданной путем клонирования бластоцисты может развиться плод и в конечном счете ребенок, поэтому уместнее называть результат клонирования эмбрионом.

В силу того, что потенциал для применения терапевтического клонирования в области медицины весьма обширен, велико и желание развития исследований в этой области.

На сегодняшний день клонирование в терапевтических целях применяют в Великобритании, Бельгии и Швеции. В Японии, Сингапуре, Израиле и Корее разрешены исследования в этой области. В США с 2009 года разрешено выделять федеральные средства на эксперименты с клетками эмбрионов, которые остались неиспользованными после лечения бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения. Специально создавать эмбрионы, предназначенные к уничтожению в исследовательских целях, ученым по-прежнему запрещено.

Во многих других странах, включая мусульманские, терапевтическое клонирование человека запрещено, хотя эти законы постоянно обсуждаются.

В исламском мире вопрос о клонировании тесно связан с религиозными убеждениями, а также этическими нормами и ценностями мусульманского общества. С исламской точки зрения дискуссия о клонировании человеческих эмбрионов упирается главным образом в три основных вопроса:

1. Противоречит ли клонирование человека вероучению ислама, и в какой мере оно может быть дозволено?

2. Какими могут быть последствия клонирования человека для общества?

3. На какой стадии развития человеческий эмбрион может считаться живым человеческим существом?

На заседании Исламской Академии фикха ( TheIslamicFiqhAcademy) в 1997 году, в котором приняли участие 125 представителей со всех частей исламского мира, было достигнуто согласие, что клонирование не противоречит вероучению ислама. В аргументации такого решения лежит характерная для ислама вера в абсолютную предопределенность судеб всех творений и всего, что должно произойти до Судного Дня[xix], потому что в мире происходит только то, что пожелал Аллах, а то, что Он не пожелал, произойти и не может:

«Аллах является Творцом вселенной, но Он установил систему причин и следствий в этом мире. Посев семян в землю является причиной, но только Аллах производит результат от него в виде растений. Точно так же клонирование является причиной, но только через волю Аллаха оно может быть успешным. Подобно тому, как человек, сеющий семя, не является создателем растения, которое вырастет, так же и специалист, осуществляющий клонирование, не является создателем животного, полученного в его результате. Только Аллах является Творцом и все творение существует только по Его Воле»[xx].

Что же касается вопроса о допустимости клонирования, то большинство членов Академии после обсуждения пришли к выводу, что «клонирование допустимо в случае растений, а также в случае животных, кроме человека. Распространение клонирования на человеческие существа будет создавать чрезвычайно сложные и трудноразрешимые социальные и нравственные проблемы. Поэтому клонирование человека не может быть разрешено»[xxi].

Мусульманские законоведы, как шииты, так и сунниты, несмотря на отличия в методологии своих рассуждений, едины в своей оппозиции к клонированию человека[xxii], что выразилось в многочисленных призывах запретить клонирование человека во всем мусульманском мире.

Одновременно с этим улучшение определенных качеств растений и животных и увеличение из продуктивности с помощью клонирования законами шариата не запрещаются. Так же как говорится в Исламском вердикте по вопросам биоэтики, «клонирование растений и животных с целью лечения заболеваний человека в исламе разрешено. Более того это даже рекомендуется, так как рекомендуется поиск лечения заболевания, как и изготовление лекарственных средств. Имам Ахмад цитирует по Анасу слова Пророка, который сказал: «Аллах создал болезнь и лекарство для ее лечения. Итак, ищите лекарство». Абу Давуд и Ибн Маджах также цитируют Усама бин Шарика, который сказал: «Я был с Посланником, когда (бедуины) пришли к нему и спросили: «О, Пророк, должны ли мы искать лекарство от нашей болезни?» — Он сказал: «Да. О, слуги Аллаха, ищите лекарство. Аллах Всемогущий не создал болезнь без лекарства от нее»»[xxiii].

Что же касается клонирования человека и его органов, то взгляд ислама на этот вопрос следующий:

«Клонирование путем деления клеток на эмбриональной стадии, которое направлено на воспроизведение идентичных особей из той же беременности, разрешено лишь только при двух обязательных условиях: во-первых, сперматозоид и яйцеклетка из которых образуется эмбрион, должны принадлежать законным супругам, а не посторонним донорам. Во-вторых, клоны должны быть имплантированы только в матку жены, а не суррогатной матери»[xxiv].

Что касается клонирования человека методом «ядерного переноса», то в фикхе по вопросам биоэтики, опубликованной также и на английском языке «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death»[xxv]шейха Абд-аль-Кадима Заллюма ( Abdal-QadimZallum)говорится следующее:

«Клонирование человека, мужчин или женщин, явится катастрофой для мира. Целью в таком случае явится улучшение качества, отбор из потомства наиболее умных, сильных, смелых, здоровых или красивых, или же увеличение численности населения для упрочнения мощи государства. Это зло, это Харам, это не разрешено по следующим причинам:

1. Получение детей таким путем не соответствует естественному способу репродукции, который Аллах определил для человека.

Аллах говорит: «Он сотворил пару — мужчину и женщину (или самца и самку) — из капли, которая извергается»[xxvi](Ан-Наджм: 45−46). Он также говорит: «Разве он не был каплей из семени источаемого? Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину» (Аль-Кайама: 37−39).

2. К тому же они не будут иметь матерей, если яйцеклетка, которую соединили с ядром клетки, была подсажена в утробу другой женщины, не той, чью яйцеклетку использовали при клонировании.

Это противоречит словам Аллаха: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины» (Аль-Худжурат: 13), а также его изречению: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (Аль-Ахзаб: 5).

3. Утрата родства. Ислам обязывает сохранять родство и поддерживать его. Ибн Аббас приводит слова Пророка Аллаха, который говорит: «Если кто-нибудь объявит своим отцом кого-либо, кроме своего отца, или что он принадлежит кому-то иному, чем кому он принадлежит, тот будет проклят Аллахом, Ангелами и всеми людьми» (Пересказ Ибн Маджаха).

Аби Утхман ан-Нахри говорит, что он слышал, как Сад и Абу Бахар утверждали, что они были свидетелями слов Мухаммеда: «Если кто-либо объявляет своим отцом кого-либо, кроме своего отца, для того Рай закрыт"(Пересказ Ибн Маджаха). Абу Хурайра также приводит слова, слышанные им от Пророка Аллаха: «Любая женщина, представляющая каким-либо людям ребенка, который им не принадлежит, не имеет благословения Аллаха и Рай для нее закрыт; и никакому мужчине, отказывающемуся от своего сына пред его лицом, Аллах не благоволит и Аллах обесчестит его перед всеми поколениями мира» (Пересказ Аль-Дарими).

Клонирование с целью производства людей, выдающихся по своему интеллекту, силе, здоровью и красоте, будет означать отбор мужчин и женщин с такими чертами, независимо от того, состоят они в браке или нет. В результате будут использоваться клетки от мужчин с требуемыми параметрами, а яйцеклетки будут браться от избранных женщин и имплантироваться в избранных женщин. Это приведет к потере и смешению родственных связей.

4. Производство детей путем клонирования отменяет силу многих законов шариата, таких как законы о супружестве, родстве, материальном содержании, отцовстве, сыновстве, опекунстве, законы Махарим и Узбат (ограничения касательно кровного родства), а также многие другие законы шариата. Это противоречит естественному пути создания людей, который определил Аллах. Это порочная практика, которая изменит устройство общества.

Таким образом, клонирование человека — это Харам, с позиции шариата оно не разрешается.

Аллах ( ta’ala) сказал, цитируя проклятого сатану: «Я прикажу им искажать творение Аллаха» (Ан-Ниса: 119).

Аллах создал людей так, что естественным путем (фитра) продолжения рода для них является оплодотворение через соединение мужского семени и женской яйцеклетки. По закону Аллаха этот процесс должен совершаться между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Репродукция и рождение через клонирование не естественно. К этому прибавим, что клонирование может произойти с участием мужчины и женщины, которые не связаны законными брачными узами"[xxvii].

Исламский взгляд на аборт

Отношение ислама к возможности прерывания беременности определяется периодом развития человеческого эмбриона в материнской утробе. Согласно мусульманскому учению человеческий зародыш проходит три стадии развития: «1) стадия капли (нутфа); 2) стадия формирования (хальк); 3) стадия роста (наш'а)«[xxviii]. Эти три основные стадии развития человеческого зародыша в материнской утробе выделяются на основании текста из Корана, где говорится:

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Верующие 23:12−14)[xxix].

Исламские ученые и богословы, такие как Генеральный секретарь Исламской Академии научных исследований шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани, доктор Кейт Мур, профессор и заведующий кафедрой анатомии Университета в Торонто и шейх Мустафа Ахмад, представитель Исламской Академии Научных Исследований в США, в выпущенной ими книге «Коран и современная наука. Сравнительное исследование» о трех стадиях развития человеческого зародыша с точки зрения ислама пишут следующее:

Первая стадия — «стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля ее) охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворенной зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку»[xxx].

На второй стадии развития человеческого эмбриона, именуемой в исламе стадией формирования (хальк), ангел, посылаемый от Аллаха, придает форму зародышу. «До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик»[xxxi].

Последователи ислама считают, что после 40-го или 42-го дня плод во чреве матери начинает нести в себе человеческую жизнь:

«Имам Муслим приводит слова ибн Масуда, который говорит, что слышал от посланника Аллаха: «Когда проходит сорок две ночи от появления нутфа (сочетания мужского семени с женским), Аллах посылает ангела, чтобы придать нутфа форму. Он дает ему слух, зрение, кожу, плоть и кости. Затем ангел говорит: «О, Аллах! Мужского пола или женского?» — и Аллах повелевает..».

В другом пересказе вместо 42 упоминается «40 ночей». Этот хадис указывает на то, что плод начинает формироваться, а органы становятся видными после 40 или 42 ночей. Поэтому, «покушение на этот плод — покушение на существо, несущее человеческую жизнь, которая священна и защищается законами шариата«[xxxii].

И наконец третья стадия — стадия роста (наш'а) — начинается на 9-ой неделе от зачатия. «На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого четко отражено в Коране: «…потом Мы вырастили его в другом творении…» (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделяется глаголоманша'наху (дать начало, вырастить, увеличить)«[xxxiii].

Исламские ученые и богословы отмечают на стадии наш'а следующие особенности развития человеческого зародыша:

Во-первых, после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода.

Во-вторых, «формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение — плод, что и подчеркнуто в Коране»[xxxiv].

В-третьих, ангел вдыхает в зародыш душу.

«Пророк Мухаммад сказал: „У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40-му дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым“ (хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим)»[xxxv].

Таким образом, исламские богословы проводят различие между понятиями жизни и души. «Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они лишены души. Творения же, имеющие душу, обладают самостоятельным сознанием, подобно человеку и животным»[xxxvi].

«Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: „Дух — от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало“ (аль-Исра 17:85)»[xxxvii].

Появление души у человеческого зародыша на этой стадии его развития подтверждается, по мнению мусульманских ученых и богословов, тем, что у плода появляются произвольные движение, «осуществляемые, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода»[xxxviii].

Итак, позиция ислама по отношению к абортам тождественна позиции естественнонаучного мировоззрения, которое склонно видеть человека в его зародыше в зависимости от степени развития последнего. «В основе начала жизни лежит природа последовательных биологических процессов, — утверждает, подводя итог различным научным точкам зрения на статус человеческого эмбриона, академик РАЕН Курило Л.Ф., — и защита эмбриона человека соотносительна степени его развития»[xxxix].

Поэтому в исламе аборт разрешается до 7-ой недели беременности. В фикхе по вопросам биоэтики «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death», которая здесь в переводе уже цитировалась, по этому вопросу сказано следующее:

«Аборт может произойти либо прежде, чем плоду дается Рух (душа), либо после этого. Если аборт происходит после того, как плоду дается Рух, то все мусульманские законоведы соглашаются, что такой случай запрещен независимо от того, случается ли это по воле матери, отца, доктора, или в результате нападения кого-либо. Это так, поскольку является покушением на человеческую душу, которая обладает жизнью и защищается законамишариата..

На случай, когда совершается аборт плода, не получившего Рух, мнения мусульманских законоведов о позиции шариата разнятся. Некоторые из них позволяют аборт в таком случае, другие запрещают в зависимости от этапа беременности. Мы считаем, что если аборт происходит после 40 или 42 дня беременности на стадии формирования плода, то в таком случае он запрещен. Это правило похоже на случай, когда плод уже получил Рух..

Что касается аборта плода прежде, чем наступит 40 день беременности, то ислам это разрешает, и за это не предполагается никакое наказание. Это связано с тем, что плод еще не начал формироваться и все еще остаетсянутфа. Хадис об абортировании плода на этот случай не распространяется. Прекращение развития нутфа прежде его становления плодом походит на азл, который используется для предотвращения беременности. Азл совершает мужчина, который не хочет, чтобы женщина забеременела от него. Азл — это испускание спермы вне влагалища женщины, вследствие чего сперма не будет использоваться и, следовательно, погибнет. В результате такого акта не используется и яйцеклетка женщины. Таким образом, сперма не достигнет яйцеклетки женщины, и беременность не наступит. Это было разрешено Пророком Аллаха.

Джабир ибн Абдулла рассказывает, что некий мужчина подошел к Посланнику Аллаха и спросил: «У меня есть рабыня, которая слуга нам и помогает ухаживать за пальмами, и я имею отношения с ней, но не желаю, чтобы она забеременела». Пророк сказал: «Ты можешь совершить азл, если хочешь, а она получит, что следует»..

Аборт позволяется делать на ранних сроках формирования плода или после того, как плод получает Рух, если компетентный врач счел, что сохранение плода в утробе может привести к смерти матери и плода. В этом случае разрешается прервать беременность и сохранить жизнь матери. Ислам призывает к спасению жизней. Такой аборт будет признан лечением, а Посланник Аллаха повелел людям искать лечение и лекарство"[xl].

Исламский взгляд на экстракорпоральное оплодотворение и искусственную инсеминацию

В силу того, что согласно учению ислама, одушевление человеческого эмбриона происходит только на 40-ой или 42-ой день от зачатия, и до этого момента человеческого статуса эмбрион в глазах исламских теологов не имеет, то, соответственно, никаких этических проблем, связанных с редукцией и уничтожением избыточных эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении в мусульманском мире не видят. Тем более что с позиций ислама деторождение, несомненно, является главной целью супружества, что видно из следующих хадисов, на которые ссылаются в этих вопросах исламские законоведы:

«Анас пересказывает слова Посланника Аллаха: «Женись на любящей, но плодовитой; я похвалюсь многочисленностью твоего потомства перед Пророками в День Суда».

Также и Абдулла ибн Умар приводит эти слова Пророка Аллаха: «Женись на матери детей (т.е. на той, которая может иметь детей); я возгоржусь тобой в День Суда». Оба варианта пересказаны Имамом Ахмадом"[xli].

И в случаях, когда по причине того или иного заболевания естественное оплодотворение невозможно, и было предпринято лечение, но это лечение не помогло, ислам не препятствует проведению оплодотворения вне утробы женщины. Более того, «такая операция рекомендована, так как она способствует размножению, к чему призывает ислам»[xlii]. Но к экстракорпоральному оплодотворению не прибегают до тех пор, пока не был испробован и не удался естественный путь. При этом, согласно вердикту исламских богословов-законоведов «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies, Life Support Systems, Life and Death», «чтобы проведение такой операции было разрешено, оплодотворение в пробирке должно происходить сперматозоидом мужа яйцеклетки жены, а оплодотворенная яйцеклетка затем должна быть помещена в утробу жены. Запрещается подсаживать яйцеклетку в утробу другой женщины, т. е. суррогатной матери. Также запрещается производить оплодотворение сперматозоидом мужа яйцеклетки другой женщины, не жены, даже если яйцеклетка после этого будет помещена в матку жены. Запрещается также оплодотворять яйцеклетку жены сперматозоидом другого мужчины, не мужа, даже если затем яйцеклетка будет помещена в матку жены. Три перечисленные формы оплодотворения запрещены по закону шариата, так как они ведут к смешению и потере родства. Это запрещено в исламе»[xliii].

Помимо вышеприведенного фикха по вопросам биоэтики, отношение ислама к современным способам искусственного оплодотворения выражено также в фетве шейха Мухаммада Салих аль Мунаджида, который говорит следующее:

«Во-первых: следующие пять методов запрещены согласно Шариату. Они запрещены либо сами по себе, либо по причине последствий, к которым приводит использование этих методов, таких как смешивание родословной (происхождения), незнание того, кто является матерью ребенка, или по другим причинам, противоречащим Шариату.

1. Когда оплодотворение совершается между спермой, взятой у мужа, и яйцеклеткой, взятой у женщины, не являющейся его женой, после чего эмбрион помещается в матку жены.

2. Когда оплодотворение производится между спермой, взятой у мужчины, который не является мужем, и яйцеклеткой, взятой у жены, после чего эмбрион помещается в матку жены.

3. Когда оплодотворение совершается вне тела между спермой и яйцеклеткой супружеской пары, после чего эмбрион помещается в матку женщины, добровольно вызвавшейся вынашивать его (суррогатное материнство).

4. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой мужчины, который не является мужем, и яйцеклеткой женщины, которая не является женой, после чего эмбрион помещается в матку жены.

5. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой и яйцеклеткой двух супругов, после чего эмбрион помещается в матку другой жены (этого мужа).

Во-вторых: шестой и седьмой методы допустимы как последнее оставшееся средство в случае необходимости, когда установлено, что все необходимые меры предосторожности были приняты. Это два следующих метода:

6. Когда берется сперма у мужа и яйцеклетка у жены, оплодотворение совершается снаружи, после чего эмбрион вводится в матку жены.

7. Когда взята сперма у мужа и введена в соответствующе место в шейке или матке у жены с внутренним оплодотворением"[xliv].

Таким образом, можно видеть, что применение таких вспомогательных репродуктивных технологий, как экстракорпоральное оплодотворение и искусственная инсеминация, в исламе не запрещены, но только при условии сохранения целостности брачно-родственных отношений между мужем и каждой из его жен. Все другие формы искусственного оплодотворения запрещены Шариатом, так как они ведут к смешению брачно-родственных отношений и потери родства[xlv]. В этом вопросе исламские законоведы ссылаются на следующие хадисы:

Абу Хурайра пересказывает то, что он слышал от Пророка Аллаха:

«Любая женщина, представляющая каким-либо людям ребенка, который им не принадлежит, не имеет благословения Аллаха и Рай для нее закрыт; и никакому мужчине, отказывающемуся от своего сына пред его лицом, Аллах не благоволит и Аллах обесчестит его перед всеми поколениями мира».

Ибн Аббас приводит следующие слова Пророка Аллаха:

«Если кто-нибудь объявит своим отцом кого-либо, кроме своего отца, или что он принадлежит кому-то иному, чем кому он принадлежит, тот будет проклят Аллахом, Ангелами и всеми людьми»[xlvi].

При этом следует заметить, что запрещенные варианты искусственного оплодотворения исламские законоведы сравнивают с теми случаями, как если бы беременность наступила вследствие блудной или прелюбодейной связи, с той лишь разницей, что непосредственной близости не было[xlvii]. В связи с этим наказания, предписанные Шариатом за блуд и прелюбодеяние, в этих случаях не применяются, однако «за судьей остается право определить участникам какой-либо тазир (наказания за грехи и преступления, которые не оговорены в Коране и Сунне)»[xlviii].

* * *

Таким образом, подводя итог рассматриваемому в данной статье вопросу об отношении в исламе к современным вспомогательным репродуктивным технологиям, следует отметить:

1. По причине характерной для ислама веры в абсолютную предопределенность всего происходящего, в этой религии отсутствует негативное отношение к клонированию растений и животных, но, одновременно, к репродуктивному клонированию человека с помощью ядерного переноса мусульманские богословы-законоведы относятся резко отрицательно, указывая, что подобного рода репродуктивные технологии не соответствуют естественному способу репродукции, определенному Богом для человека, приводят к утрате родства и противоречат ряду законов шариата.

2. В силу того, что согласно учению ислама одушевление человеческого эмбриона происходит только на 40-ой или 42-ой день от зачатия, и до этого момента человеческого статуса эмбрион в глазах исламских теологов не имеет, то, соответственно, никаких этических проблем, связанных с редукцией и уничтожением избыточных эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении в мусульманском мире не видят.

3. Применение таких вспомогательных репродуктивных технологий, как экстракорпоральное оплодотворение и искусственная инсеминация в исламе не запрещены, но только при условии сохранения целостности брачно-родствен


[i] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII.4−6.

[ii] Там же.

[iii] Оригинал текста: «From the moment when the ovule is fertilized a life begins which is not that of the father or of the mother but of a new human being which develops of its own accord. It can never be human if it is not human from that moment…» Donum Vitae, I, 1; Evangelium Vitae, no. 60. Цит. по: Most Rev. Elio Sgreccia, Vice President of the Pontifical Council for Life. The Embryo: A Sign of Contradiction.

http :// www . vatican . va / roman _ curia / pontifical _ councils / hlthwork / documents / rc _ pc _ hlthwork _ doc_5 101 997_ sgreccia _ en . html # top

[iv] Оригинал текста: «A human embryo, thus recognized by reason as a human individual endowed with an organism of its own, has its own proper dignity and therefore deserves respect. This „dignity“ is not due to some external addition, but is inherent in its being, in itself and for itself. If people refuse to admit that the embryo has human dignity under the pretext that it possesses no actual consciousness, then the dignity of people who are asleep or in a coma should also be denied. If the dignity of the embryo is rejected, then one could also deny the dignity of the child». Cardinal Alfonso López Trujillo, President of the Pontifical Council for the Family. Cloning: the disappearance of direct parenthood and denial of the family.

http :// www . vatican . va / roman _ curia / pontifical _ councils / family / documents / rc _ pc _ family _ doc _20 030 808_cloning - trujillo _ en . html # top

[v] Mapping the Global Muslim Population. A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population. The Pew Forum on Religion & Public Life. ANALYSIS. October 7, 2009. http://www.pewforum.org/Mapping-the-Global-Muslim-Population.aspx

[vi] Encyclopædia Britannica. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/295 507/Islam

[vii] Ислам. http://mamont4.chat.ru/Islam.htm

[viii] Институт религии и политики. Ислам завоевывает новых сторонников в Европе, Америке и Африке. http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-7372.html

[ix] Вугар Мамедов, Рустам Мамедов, Айтен Мустафаева. Религиозные учения и морально-правовые критерии биоэтики. НИИ по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана. 29.11.2011. http :// www . ihr - az .org / index . php ? lang =3& ind = publ & id =70

[x] Основные положения социальной программы российских мусульман.

http :// www . archipelag . ru / agenda / strateg / konfess / conception / islam /? version = forprint

[xi] http :// nahdaproductions . org / resources / e - books ? tmpl = component & print =1

[xii] Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xiii] http://islamqa.com/ru/ref/3474

[xiv] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_clon.shtml

[xv] Там же.

[xvi] http :// news . bbc . co . uk / hi / russian / sci / tech / newsid _3 955 000/3955447. stm

[xvii] M. Abdur Rab and M.H. Khayat. Human cloning: Eastern Mediterranean Region perspective. World Health Organization. Eastern Mediterranean Health Journal. Vol. 12 (Supplement 2), 2006.http://applications.emro.who.int/emhj/12_S2/12_S2_200629_37.pdf

[xviii] Там же.

[xix] «Веление Аллаха является решением предопределенным» (33:38); «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (54:49). Коран на русском. Перевод смыслов Э. Кулиева. http :// musulmanin . com /koran - na - russkom . html

«…и чтобы ты верил в предопределенность как хорошего, так и дурного» (хадис приводят Аль-Бухари, Муслим и др.)."Аллах Всевышний записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю" (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и др.). http://islam.com.ua/gazeta/0503/fatum.shtml

[xx] Оригинал текста: «Allah is the Creator of the universe but He has established the system of cause-and-effect in this world. Sowing a seed in the ground is the cause but only Allah produces the effect from it in the form of a plant. Similarly cloning is a cause and only through Allah's Will it can produce the effect. Just as the person sowing the seed is not the creator of the resulting plant, so the cloning technician is not the creator of the resulting animal. Allah alone is the Creator and all creation takes place solely through His Will». Mufti Taqi Usmani. Islamic Fiqh Academy: Deliberations of the 97 Meeting. Сloning. http://www.albalagh.net/qa/ifa.shtml

[xxi] Оригинал текста: «..cloning is permissible in case of plants as well as in case of animals except human beings. The extension of cloning to human beings would create extremely complex and intractable social and moral problems. Therefore cloning of human beings cannot be permitted». Mufti Taqi Usmani. Islamic Fiqh Academy: Deliberations of the 97 Meeting. Сloning. http://www.albalagh.net/qa/ifa.shtml

[xxii] Dr. Abdulaziz Sachedina. Cloning in the Qur'an and Tradition. Islamic Perspectives on Human Cloning. University of Virginia. http://people.virginia.edu/~aas/article/article4.htm

[xxiii] Оригинал текста: «The improvement in the quality of plants and animals and the increase of productivity is not prohibited from a shari"i perspective, and it is among the things that are allowed. Also, the use of plants and animal cloning to cure human diseases, especially acute ones, is allowed in Islam. It is even recommended because seeking a cure for illness is recommended and manufacturing medicine for curing is recommended as well. Imam Ahmad narrates from Anas, he said; that the Prophet said, „Allah has created the illness and the cure. So seek a cure“. Abu Dawud and Ibn Majah also narrated from Usama bin Sharik, he said; I was with the Messenger when (Bedouins) came to him and asked: „O Prophet, should we seek a cure for our illness?“ He said, „Yes. O servants of Allah, seek a cure. Allah Almighty did not create a disease without creating a cure for it“». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 13−14.http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xxiv] Отношение Ислама к некоторым вопросам современной медицины (из книги «Ислам в отношении биоэтики», шейх Абд-аль-Кадим Заллюм Ислам и «дети из пробирки»). «Возрождение».http://vozrojdenie.info/fiqh/1127-islam-i-nekotorie-voprosi-medicini.html

[xxv] Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xxvi] Здесь и далее перевод смыслов Корана Э. Кулиева. http://www.falaq.ru/quran/kuli/

[xxvii] Оригинал текста: «This cloning of humans, males or females, if done, would be a disaster for the world. This would be the case whether the aim was to improve quality, select the offspring which is smarter, stronger, braver, healthier, or more beautiful, or if the aim was to increase the number in order to increase the population or to make the state stronger. This would be a cause of evil. It is Haramand not allowed. This is because of the following:

1. The production of children in this manner is different from the natural way that Allah has made humans to reproduce their offspring. Allah says: «And that He (Allah) created the pairs, male and female. From Nutfah (drops of semen — male and female discharges) when it is emitted»[TMQ An-Najm: 45−46].

He also says: «Was he not a Nutfah (drops of semen) poured forth? Then he became a clot; then (Allah) shaped and fashioned (him) in due proportion. And made him in two sexes, male and female»[TMQ Al-Qiyamah: 37−39].

2. The children who are born out of cloning females, without a male, have no fathers. In addition, they will not have mothers if the egg that was merged with the nucleus of the cell was placed in the womb of a female different from that female whose egg was used in the cloning process. This is the case because the female whose womb was used to implant the egg is no more than a place to house the egg. This will lead to the loss of that human, where he has no father and no mother.

This contradicts the saying of Allah ta’ala: «O mankind! We have created you from a male and a female»[TMQ Al-Hujurat: 13] and also His saying: «Call them by the names of their fathers, that is more just in the sight of Allah»[TMQ Al-Ahzab: 5].

3. Loss of kinship. Islam has obligated preserving affinity and maintaining it.

Ibn Abbas said that the Prophet of Allah said, «Whoever claims relationship by birth to other than his father or belonged to other than those he belongs to, then the curse of Allah, the Angels, and all the people be upon him»(Narrated by Ibn Majah).

Abi «Uthman an-Nahri said that he heard Sa"d and Abu Bakrah each of them saying that they had heard and understood from Muhammad saying: «Anyone who makes a claim for somebody other than his father and he knows that he is not his father, then Paradise is forbidden for him»(Narrated by Ibn Majah). Abu Hurayrah also narrated that he heard the Prophet of Allah saying: «Any woman who introduced to some people an offspring that does not belong to them, then she has nothing to do with Allah and she will not enter Paradise; and any man who denies his son while looking at him, Allah will not reveal Himself to him and Allah will disgrace him in front of the first and last generations» (Narrated by Al-Darimi).

The cloning which aims at producing people who are outstanding in terms of their intelligence, strength, health, and beauty would mean choosing the people with characteristics among the males and the females regardless of if they were married couples or not. As a result, the cells would be taken from the males who had the required characteristics, and the eggs would be taken from selected women and implanted in selected women. This would lead to the kinship being lost and mixed.

4. The production of children through cloning prevents applying many of the shari"irules, such as the rules of marriage, kinship, alimony, fatherhood, sonship, inheritance, custody, Maharimand «Usbat(forbidden degrees of consanguinity) in addition to many other shari"irules. The affinity would get mixed and would be lost. This goes against the natural way that Allah has created people, in terms of reproduction. This is an evil process and it would change the structure of society.

Therefore, human cloning is Haramfrom a shari"iperpctive and it is not allowed.

Allah ta’ala said quoting the cursed shaytan: «I will command them to change the creation of Allah» [TMQ An-Nisa': 119].

The creation of Allah is the nature (fitra) which Allah has created in people at birth, and the nature (fitra) of reproduction of humans from a male and a female through the fertilisation of the sperm of the male with the egg from the female. The law of Allah is that this process is to be done between a male and a female with a valid contract. It is not the nature (fitra) that reproduction and birth are achieved by cloning. This is in addition to the fact that this would happen between a male and a female who do not have a valid marriage contract that binds them". Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 15−18.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xxviii] Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Доктор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). Стр. 9. http :// islam - book . info / izucheniya / nauka - i- islam / stadii - razvitiya - chelovecheskogo - embriona - v - svete - polozheniy - korana - i - sunni

[xxix] Цит. по: Коран на русском. Перевод смыслов Э. Кулиева. http :// musulmanin . com / koran - na - russkom .html

[xxx] Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Доктор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). Стр. 9. http :// islam - book . info / izucheniya / nauka - i- islam / stadii - razvitiya - chelovecheskogo - embriona - v - svete - polozheniy - korana - i - sunni

[xxxi] Там же, с. 14.

[xxxii] Оригинал текста: «Imam Muslim narrates from ibn Mas"ud that he said that he heard the Messenger of Allah saying: „When 42 nights have passed on the nutfah (mixed male and female discharge of semen), Allah sends an angel to form it. He creates its hearing, vision, skin, flesh, and bones. Then, the angel says, O Allah! male or female? Then it will be ordered…“ In another narration, „40 nights“ was mentioned instead of 42. The hadithindicates that formation starts and the organs start to show after 40 or 42 nights. Therefore, an attack on this foetus is an attack on a being that has a human life in it, which is sacred and protected by Shari"ah». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 31−32. http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xxxiii] Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Доктор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). Стр. 15. http :// islam - book . info / izucheniya / nauka -i - islam / stadii - razvitiya - chelovecheskogo - embriona - v - svete - polozheniy - korana - i - sunni

[xxxiv] Там же, с. 15.

[xxxv] Там же, с. 15−16.

[xxxvi] Там же, с. 16.

[xxxvii] Цит. по: Коран на русском. Перевод смыслов Э. Кулиева. http :// musulmanin . com / koran - na - russkom .html

[xxxviii] Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани. Шейх Мустафа Ахмад. Доктор Кейт Мур. Стадии развития человеческого эмбриона (в свете положений Корана и Сунны). Стр. 16.

http :// islam - book . info / izucheniya / nauka - i - islam / stadii - razvitiya - chelovecheskogo - embriona - v - svete -polozheniy - korana - i - sunni

[xxxix] Курило Л.Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции // Журнал «Проблемы репродукции». 1998, N 3.

http :// www . rusmedserv . com / problreprod /1998/3/ article _90. html

[xl] Оригинал текста: «Abortion can occur either after the Ruh(soul) is given to the foetus or before that. If abortion occurs after the Ruhis given to the foetus, all Muslim jurists agree that it is forbidden regardless of whether it happens by the mother, father, doctor, or by an attack by somebody else. This is so because it is an attack on a human soul, which has a life and is protected by the Shari"ah.

In the case where the foetus is aborted before the Ruhis given, there is a difference of opinion among the Muslim jurists about its shari"irule. Some of them allowed it and others prohibited it depending on the stage of pregnancy. It is our opinion that if abortion occurs after or days into the pregnancy, and at the time of the start of foetal formation, it will be prohibited. The ruling is similar to the one after the Ruhis given.

As for aborting the foetus before the completion of 40 days of pregnancy, it is Islamically permitted, and there is no punishment for that. This is because it has not yet become a foetus, and it is still a nutfa. The hadithof aborting the foetus does not apply to it. Aborting the nutfabefore becoming a foetus is like the «azlwhich is used to avoid pregnancy.»Azlis done by the male who does not want the female to become pregnant by him."Azlis to discharge the sperm outside the women’s vagina, and this will result in not utilising the sperm and, hence, its death. Also, this results in not utilising the woman’s egg. As a result, the sperm will not meet the egg, and pregnancy will not occur. It was permitted by the Prophet of Allah.

Jabir ibn «Abdullah narrated that a man came to the Messenger of Allah and said, «I have a female slave who is our servant and helper in the palm trees, and I have a sexual relationship with her, and I detest that she becomes pregnant». The Prophet said, «you can perform azl if you want, and she will get what is destined for her»..

It is allowed to abort the foetus in the early stages of formation, or after the Ruhis given to the foetus, if competent doctors decide that if the foetus remains in the woman’s womb, it will lead to the death of the mother and the foetus. In this case, it is allowed to abort the foetus, and save the life of the mother. Saving lives is something that Islam calls for. This aborting is considered as a treatment, and the Messenger of Allah commanded people to seek treatment and cure". Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 30−34.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xli] Оригинал текста: «Anas narrated that the Messenger of Allah said, «Marry the affectionate who is prolific; I will be boasting about your number to the Prophets on the Day of Judgement». Also, «Abdullah ibn «Umar narrated that the Prophet of Allah said, «Marry the mothers of children (i.e. who can have children); I will be proud of you on the Day of Judgement». Both were narrated by Imam Ahmad». Цит. по: Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 37−38.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xlii] Там же, с. 38.

[xliii] Оригинал текста: «For this procedure to be allowed, the fertilisation in the tube has to occur between the sperm of the husband and the egg of the wife, and the egg after its fertilisation in the tube has to be placed in the womb of the wife. It is forbidden to place the egg in another woman’s womb, i.e. surrogate mother. It is also forbidden for the fertilisation in the tube to be between the sperm of the husband and the egg of another woman other than his wife, even if the egg is placed in the wife’s womb. It is also forbidden to have the fertilisation happen between the sperm of a male other than the husband and the egg of the wife, even if the egg was placed in the wife’s womb. These three forms of fertilisation are forbidden from a shari"ipoint of view because they result in a mix and loss of kinship. This is forbidden in Islam». Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 38.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xliv] http://islamqa.com/ru/ref/3474

[xlv] Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 38.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xlvi] Оригинал текста: «Abu Hurayrah narrated that he heard the Prophet of Allah saying: „Any woman who introduced to some people an offspring that does not belong to them, then she has nothing to do with Allah and she will not enter Paradise; and any man who denies his son while looking at him, he will not see Allah and Allah will disgrace him in front of the first and last generations“. Ibn Abbas said that the Prophet of Allah said: „Whoever claims relationship by birth to other than his father or belonged to other than those he belongs to, then the curse of Allah, the Angels, and all the people be upon him“». Цит. по: Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 39.

http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

[xlvii] Там же, с. 39.

[xlviii] Оригинал текста: «..the punishment for such a deed is 24 left to the judge and falls under ta"zeer(punishment for a disobedienct 25 act which does not fall under hudood)». Цит. по: Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube babies, Life support systems, Life and death. London: Al-Khilafah Publications, 1999. P. 39. http://www.khilafat.org/newPages/Books/Resources/IslamicVerdictOnCloning.pdf

http://www.bogoslov.ru/text/3 602 434.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика