Столетие.Ru | Олег Слепынин | 07.11.2013 |
На Афоне в Пантелеимоновом монастыре во второй половине октября со дня на день ждали Януковича. Прежде Виктор Фёдорович на Святой Горе бывал не раз; это понятно, он позиционировал себя как православный христианин и внимание подобные поездки привлекали разве что «национал-патриотов», которых больше всего заботило, за чей счёт они совершаются.
Теперь же, разумеется, возник особый интерес у православного сообщества, которому было бы чрезвычайно важно знать мнение афонских старцев по поводу изменения государственного курса главы Украины с традиционного на нынешний европейский.
В своё время в СМИ было множество сообщений и обширных материалов о том, что В.Ф. Янукович является убеждённым приверженцем православия, традиционных ценностей, восстановления связей с Россией, нормализации положения с русским языком. Говорилось о его воцерковлённости. Сам Виктор Фёдорович подробно рассказывал журналистам о влиянии, какое оказал на него старец Зосима (Сокур; 1944−2002). Не раз Янукович бывал и в Одесском Успенском монастыре у другого известного старца — Ионы (Игнатенко; 1925−2012). При необходимости, Янукович приезжал в Москву для встречи с Патриархом Алексием II. Хорошо известно и то, что Янукович пользовался открытой поддержкой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На острие этого вектора, которой неточно называют «прорусским», а стоило б — «традиционалистским», Янукович и стал президентом. Действительно, голосовали, по сути, не за личность, а за идею. На инаугурацию специально прилетал Патриарх Кирилл. В Киево-Печерской лавре он благословил нового главу Украины: «Пусть Господь благословит вас на вхождение во власть. Дай Бог, чтобы ваши деяния направлялись на то, чтобы процветала Украина, храните её..»
Вскоре многих, кто голосовал за традицию в лице Януковича, смутило: президент упорно не желает выполнять обещанного — ограждать русский язык от гонений, делать его вторым государственным. Озадачило, что на центральных ТВ-каналах началась раскрутка радикально-националистической партии, фактическое проталкивание её во власть — в Верховную Раду. Возмутило и политическое заигрывание с лжепариархом Филаретом, что стимулировало «оранжевое» лобби, существующее в стенах УПЦ, к неким переговорам с анафематами.
При всех этих политических манёврах, поощряемых администрацией Януковича и, конечно, Западом, многие на Украине поминали слова его духовного наставника старца Зосимы: «Держитесь Москвы и Святейшего Патриарха..»
Старец повторил это и в своём духовном завещании, отходя в вечность: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Не все могли поверить, что Янукович, духовное чадо о. Зосимы, позабыл эти слова.
Теперь, в нынешних обстоятельствах, при скоростной «перемене курса», уместно вспомнить о личностях старцев, к духовной поддержке которых прибегал Янукович в разные периоды, порой тяжёлые, своей жизни.
Пять лет назад, в «оранжевом» 2008-м, в интервью журналистам издания «События и люди» Виктор Янукович трогательно (теперь кажется технологично) рассказывал о 1990-х: «Меня просто уничтожали. В какой-то момент меня охватило отчаяние, я сел в легковушку и на максимальной скорости помчался по трассе Донецк-Мариуполь: нажал на педаль газа до полика и ногу не снимал… На трассе есть поворот на Никольское. Я там до этого никогда в жизни не был. Но в тот день почему-то поехал именно в Никольское. Подъехал к церкви..» Село Никольское Донецкой области ныне широко известно тем, что схиархимандрит Зосима основал в нём крупную Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель монастырь, состоящую из двух монастырей — мужского и женского. Янукович: «Тогда я впервые в своей жизни исповедался… Ни до этой исповеди, ни после я так никогда не плакал… Спросил отца Зосиму: почему мне так тяжело живется? А он ответил: это Бог дал тебе такой крест..»
Именно схиархимандрит о. Зосима подвигнул Януковича исполнить волю царя-мученика Николая Александровича — освятить Святогорский монастырь, что в Донецкой области, в Лавру. Старец дал ему прочитать одно из выступлений Николая II. Янукович: «После того как я прочел выступление царя на Синоде, отец Зосима мне сказал: «Виктор, это надо сделать. Я тебя благословляю на то, чтобы заняться восстановлением Святогорского монастыря. Нужно сделать всё, чтобы там была Лавра. И город надо переименовать из Славяногорска в Святогорск». Это было исполнено.
Дал бы такой человек, как о. Зосима, благословение на разрыв традиционных связей, на втягивание Украины в Евросоюз, который порой именуют «ЕвроСодомом»? Вовсе не случайно, что именно насельники Никольской обители первыми открыто выступили против евроинтеграционного курса украинских властей. Когда появилось на свет очень странное «Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу» «по поводу дискуссии о европейских ценностях», под которым каким-то образом оказалась и подпись главы УПЦ митрополита Владимира, разразился скандал.
СМИ сообщили: «Община самого влиятельного на востоке Украины Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря отказалась подчиниться призыву своего предстоятеля. Монахи и прихожане не скрывают возмущения. „Данный документ не должен вводить в заблуждение своим названием“, — заявили члены многотысячной Никольской общины. Они утверждают, что призывы к „европейской интеграции“, прозвучавшие из резиденции Блаженнейшего митрополита Киевского — вовсе не являются выражением позиции всей Украинской Православной Церкви..»
В тот день в Никольском набатно гудели колокола. На сходе было принято ответное Обращение, в котором была чётко обозначена позиция духовных чад о. Зосимы: строить жизнь «в неразрывном братском единстве с русским и белорусским народом».
В Никольской обители помнят, как за месяц до своей кончины о. Зосима позвонил Януковичу и попросил приехать. Виктор Федорович сам рассказывал о встрече. Архимандрит о. Зосима сказал ему: «Тебя скоро позовут в Киев, ты должен быть в Киеве. Тебя ждут там страшные испытания. Но ты не должен унывать, не должен бояться — ты должен идти только вперёд…» Испытание «оранжевой революцией» 2004-го он выдержал. Но вот пришли иные испытания. Видимо, президент чего-то испугался, изменив курс.
Когда-то он говорил о моральных принципах: «Очень важно, чтобы всегда в жизни у человека была определенность. О-очень важно! Потому что человек, который мается, как кто-то сказал, „между там и между здесь“, несчастен. И те, кто рядом с ним, страдают тоже. Ведь если он сам себя не понял, как он поймет других? Поэтому я считаю, что очень важно для каждого человека в жизни иметь определенность. Иметь цель и моральные принципы. Как говорят в народе, иметь Бога в сердце. Если все это есть — жизненные трудности действительно можно преодолеть. И можно осуществить мечту…» Осуществляется ли сейчас его мечта — сказать сложно.
Несомненно, о. Зосима предвидел эти времена и предполагал, что его духовное чадо может сбиться с пути. В духовном завещании старец, повторимся, говорит: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси». Старец говорит как будто о своих, основанных им, двух монастырях, но каждый православный воспринимает эти слова как личное к нему обращение: «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или „законная“, — автоматически прерывать связь с Митрополитом Киевским. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала ХХ столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в жизнь вечную…»
Старец умер в 2002-м. Янукович стал бывать в Одессе, приезжать к духовнику Свято-Успенского патриаршего монастыря. Старец Иона пережил о. Зосиму на десять лет.
Все, знавшие схиархимандрита Иону, помнят, что благодатный старец, который бывал и на Афоне и кого навещал в Одессе патриарх, скорбел по поводу того, что политики отрывают Украину от России. В келье о. Ионы среди множества икон, близ царских образов, находился и большой светский портрет — воина святой Руси А.В. Суворова. Это говорит о многом.
http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/na_afone_ne_blagoslovili_janukovicha161.htm